Поняв, что на улучшение погоды надеяться нечего, украинские силовики вечером 20 апреля возобновили обстрелы территории ДНР под дождем. Погода все же внесла свои коррективы в боевую обстановку. Огонь со стороны ВСУ был открыт, но не по всей линии противостояния, как за сутки до того, а на некоторых участках фронта.
С 20 часов украинские минометчики вновь взялись за обстрел поселка Трудовские в Петровском районе Донецка, начался также обстрел территории бывшего Донецкого аэропорта. Под аэропортом, кроме минометов, с украинских позиций работало также орудие боевой машины пехоты.
К востоку от столицы ДНР самыми «горячими» точками оказалась Ясиноватская развилка, различные участки шоссейной дороги, связывающей Ясиноватую с Горловкой, поселок Озеряновка к северо-западу от Горловки.
Крупная перестрелка с применением крупнокалиберных пулеметов завязалась и вблизи поселка Майорск, по направлению от Горловки к Артемовску. Там вечером 20 апреля тяжелое пулевое ранение получил боец армии ДНР. Раненого доставили в одну из больниц Енакиево, сейчас его жизнь вне опасности.
На территории Луганской Народной Республики вечер 20 апреля и ночь на 21 апреля были не слишком «громкими» под Станицей Луганской, чего, однако, нельзя сказать о Первомайском направлении. По разрушенному городу Первомайск опять был открыт огонь из минометов, пару раз прогремело и танковое орудие. Попутно украинские военные зацепили также не исчезающий из боевых сводок поселок Калиново, находящийся в трех километрах южнее Первомайска. Со стороны позиций у города Попасная несколько мин залетели и в этот населенный пункт. На этот раз, к счастью, обошлось без потерь среди жителей поселка.
Надо сказать, что обстрелы давно пристрелянных мест относятся к излюбленным занятиям украинских военных. Это обстоятельство обернулось большой бедой для людей, живших на территориях, которые теперь то и дело попадают под «штатные» обстрелы.
Жители этих мест в свое время были вынуждены бросить свои дома. Пока бывшие хозяева брошенного жилья перебиваются кто где может, места, где они жили, превращаются в сплошные развалины. А чтобы вернуться домой — об этом не приходиться и думать. Украинские военные с упертым постоянством продолжают посылать мины с наряды на опустевшие улицы и кварталы.
История из этой серии случилась днем 20 апреля в Никитовском районе Горловки. От попаданий снарядов один за другим сгорели три частных дома на улице Лисянского. На счастье, в списке потерь и тут обошлось без людей. Хозяева этих домов уже давно оставили свое жилье. И теперь в самом деле могут считать за счастье, что среди белого весеннего дня не очутились под снарядами. Наверное, только этим останется утешать себя и другим людям, также успевшим эвакуироваться в более безопасные места, а сейчас смотрящим со стороны, как их дома превращаются в груды битого кирпича или сгорают.
На Южном фланге Донецкого фронта обстановка в течение двух последних суток — 19 и 20 апреля — была спокойней, чем под Донецком, Ясиноватой и Горловкой. Украинские военные проявляли активность только под селом Саханка и поселком Коминтерново. На этих участках фронта также периодически велся огонь из минометов. Но, судя по поступающим сообщениям, уже в ближайшее время снова может оживиться направление на районный центр Тельманово.
На Южном флаге фронта у ВСУ главный центром логистики и сбора резервов служит город и железнодорожный узел — Волноваха. И уже 20 апреля пополнение в живой силе в количестве 330 человек, включая бойцов националистических батальонов и иностранных наемников, прибыло на территорию Волновахского района, в поселок Донское.
Сама Волноваха — город небольшой, до начала боевых действий в нем проживали не более 50 тысяч человек. Жители города хорошо знают место своего проживания, и поэтому, чтобы накопление резервов не слишком бросалось в глаза, украинское командование перебрасываемые подкрепления, особенно технику и оружие, старается рассредоточить не на территории Волновахи, а в ее окрестностях.
Также 20 апреля командование ВСУ подтянуло на Южный фронт два танка, две самоходные артиллерийские установки и две противотанковые пушки «Рапира» калибра 100 миллиметров и дальностью стрельбы (зависит от типа снаряда) от 1 километра до 8200 метров. Все это огнестрельное имущество разместилось под Волновахой, в селах Прохоровка и Новоселовка.
«Нацелена» Волновахская группировка ВСУ, в первую очередь, на участок фронта, проходящий к западу от поселка Гранитное и к востоку от центра одноименного района — Тельманово. Но украинское военное командование рассчитывает, что в случае необходимости часть сил, сосредоточенных под Волновахой, оно сможет перебросить в направлении Донецка или Новоазовска.
Давно облюбовавшие поселок Гранитное украинские военные теперь нередко сами становятся жертвами собственных военных упражнений. Около полудня 21 апреля под Гранитным на мине подорвался армейский автомобиль «ГАЗ-66». Машина полностью выбыла из строя, а двое ехавших в ней украинских солдат получили ранения. Если судить по месту, где произошел подрыв автомобиля, то мина на дороге, скорей всего, была установлена украинскими минерами.
Утро 21 апреля в Донецке отметилось также активностью украинских беспилотников. Как только рассвело, три беспилотных летательных аппарата (БПЛА) ВСУ появились в небе над Петровским районом. В это же самое время, а было около 6 часов утра, два «дрона» принялись кружить над Киевским районом.
По заключению специалистов армии ДНР, на одном из беспилотников, запущенных в сторону Петровского района, кроме видеоаппаратуры, мог быть установлен тепловой сканер. Этот прибор предназначен для выявления мест дислокации, а также маршрутов движения наземной техники противника, по расхождению выхлопных газов и распространению тепла от работающих или даже недавно заглушенных двигателей.
Есть также предположение, что теплосканирующее оборудование, применяемое сейчас украинскими военными, способно работать в связке с противотанковыми ракетами американского производства, которые уже имеются на вооружении ВСУ. Похоже, что сейчас тепловые сканеры в спарринге с противотанковыми ракетами проходят испытания в реальных боевых условиях.
Из двух беспилотников, шпионивших за Киевским районом Донецка, один был сбит огнем подразделений противовоздушной обороны армии ДНР уже через несколько минут после обнаружения. Второй БПЛА украинские операторы поспешили увести из зоны обстрела.
Вскоре после «воздушного боя», в 7 часов утра, ВСУ открыли огонь по поселку Спартак и северной части Киевского района со своих авдеевских позиций. Бой был громким, но скоротечным. Стрельба из минометов, гранатометов и стрелкового оружия прекратилась в 7 часов 50 минут.
Утром 21 апреля бойцы армии ДНР взяли под Авдеевкой в плен офицера украинской армии. На допросе он подтвердил, что в город, находящийся на северных подступах к столице ДНР, прибывают иностранные наемники, говорящие на английском языке в его американском варианте.
Наемники уже 21 апреля засветились на линии фронта. Линия обороны армии ДНР, протянувшаяся к северо-западу и к северу поселка шахты имени Челюскинцев (северная часть вытянутого на запад Петровского района Донецка), по направлению с запада на восток делится на три сектора: «А», «Б», и «В». В 13 часов 30 минут 21 апреля позиции армии ДНР в секторе «В» со стороны поселка Пески атаковали вражеские подразделения, численностью до двух взводов.
Среди атакующих солдат противника были и наемники, выдвинувшиеся на этот участок фронта из Авдеевки. Бой с применением стрелкового оружия и минометов продолжался около полутора часов. Армия ДНР в этом бою потеряла двух человек убитыми. Со стороны противника «200-х» — семь человек.
К обстрелам, беспилотникам и наемникам можно добавить и то, что президент киевской власти Порошенко в целях «повышения уровня защиты национальной безопасности Украины» подписал 20 апреля указ о запрете трансляции на территории бывшей Украины российских фильмов, созданных после 1 января 2014 года.
Потом, в ходе своего вояжа в Румынию, он ухватился обеими руками за инициативу формирования на Черном море под руководством НАТО объединенной украинско-румынской военной флотилии. А власть Херсонской области, где пока никто не слышал настоящей боевой стрельбы, также 21 апреля объявила, что «собирается усилить охрану стратегических объектов и коммуникаций из-за постоянных угроз со стороны вооруженных сил Российской Федерации», которая «не отказалась от планов проложить сухопутный коридор к Крыму».
Принимая к сведению и эти известия, совсем не трудно предположить, что и наступивший вечер 21 апреля и, видимо, все ближайшие вечера, на Донбассе по-прежнему будут громкими.
Игорь СЫЧЕВ |