Случаев применения на донецком фронте тяжелых вооружений за первые трое суток мая в самом деле стало меньше, но настоящий режим тишины, о чем в очередной раз договаривались в Минске, так и не наступил. За сутки 3 мая украинская сторона праздничное перемирие нарушила 48 раз. Одних только мин калибра 82 и 120 миллиметров по позициям армии ДНР, а также по некоторым населенным пунктам было выпущено 32 штуки. Украинские военные стреляли также из гранатометов и стрелкового оружия.
Не обошлось, однако, и без применения тяжелых калибров. На подступах к Донецку, в районе Ясиноватой, украинские войска произвели два залпа из танковых орудий калибра 125 миллиметров.
Следует отметить, что если всего месяц назад стрельба из танков, независимо от того, на каком бы участке линии фронта она ни велась, считалась чуть ли не чрезвычайным происшествием, то теперь танковый огонь воспринимается как обыденное явление, не выходящее за рамки ежесуточных фронтовых перестрелок.
Вот и наблюдатели ОБСЕ также, видимо, предавшись праздничному расслаблению, грохот танковых орудий пропустили мимо ушей.
Никто из международных представителей не обратил внимания и на другой случай, происшедший также 3 мая.
Сейчас многие жители Донецка приходят на кладбища, чтобы перед поминальным днем привести в порядок могилы своих родственников. Немало посетителей в течение минувшего вторника было и на Щегловском кладбище, находящемся в северо-восточной части Киевского района столицы ДНР, откуда до линии огня не больше двух-трех километров.
С раннего утра на кладбище и в его окрестностях стояла тишина. Но уже с 11 часов со стороны Авдеевки и поселка Опытное стали раздаваться минометные залпы. Вскоре и над кладбищем разнесся визг приближающейся мины. Прошли еще пара секунд — и раздался взрыв. Разорвавшаяся мина не повредила могилы, осколки не зацепили и людей. Но под воздействие взрывной волны попала женщина, оказавшаяся неподалеку от места взрыва — она получила контузию. Вызванная на Щегловское кладбище «Скорая помощь» увезла контуженную жительницу Донецка в больницу.
Период временного ослабления огневой активности на фронте командование ВСУ использует для подтягивания различных средств ведения огня в ближние тылы.
Так, например, 3 мая в Красноармейск из Днепропетровской области на тяжелых армейских тягачах были доставлены два танка Т-64 и одна боевая машина пехоты. Эту технику, находившуюся до недавних пор на армейских складах, подремонтировали на территории региона, непосредственно примыкающего к зоне боевых действий.
Как известно, базы по ремонту украинской боевой техники созданы в Днепропетровской, Харьковской и Запорожской областях. Порядок расположения баз таков, что с них отремонтированные технику и вооружения можно сравнительно быстро перебрасывать на три основные направления: донецкое, горловское и южное.
На возросшую переброску боевой техники противника к южному флангу фронта было указано и в ежедневной сводке министерства обороны ДНР. В село Старогнатовку Тельмановского района за день 3 мая прибыли две реактивных системы залпового огня «Град» и в придачу к ним три тяжелых грузовика марки «Урал» с боеприпасами. Поблизости от Строгнатовки была замечена и выгрузка не менее 18 ящиков с боеприпасами для минометов.
Ответом на эти приготовления ВСУ стало, в частности, изменение формы управления вооруженными силами ДНР. Вместо прежних корпусов теперь созданы оперативные командования.
Эта схема признана более гибкой и эффективной для управления войсками в ходе активных боевых действий. Оперативные командования со схожими во многом структурами и функциями, действуют сейчас во всех самых крупных армиях мира: России, США и Китая. В случае необходимости, на базе какого-либо оперативного командования, может быть организовано его «ответвление», пригодное для выполнения отдельных специальных задач или для проведения боевой операции в регионе, удаленном от мест постоянной дислокации вооруженных сил.
Собственно говоря, количество украинских войск, переброшенных на Донбасс, конфигурация их расположения в регионе также давно уже стали отдельным оперативным командованием, которое киевская власть старается подготавливать как к затяжной, так и скоротечной маневренной войне.
В случае резкого обострения на том или ином участке фронта от командования вооруженных сил ДНР потребуется быстрое и результативное реагирование. Такие ситуации и будут отрабатываться в рамках только что созданных оперативных командований.
Пока же война больше похожа на окопное сидение, сопровождаемое диверсионными вылазками.
Днем 4 мая самым «горячим» направлением снова оказалось горловское. Украинские военные обстреляли поселок Зайцево, а также позиции армии ДНР у города энергетиков Светлодар. На этих участках фронта со стороны ВСУ применялись минометы калибра 82 миллиметра и зенитные установки калибра 37,5 миллиметра. Под обстрел неоднократно попадал и участок автомобильной дороги, соединяющий Горловку с Дебальцево.
Обстрелу горловских окраин, как это бывает сейчас почти всегда, предшествовал разведывательный полет беспилотника.
Беспилотный летательный аппарат, передвигающийся в воздухе с помощью четырех пропеллеров, украинские военные запустили около 8 часов утра со стороны поселка Майорск. «Квадролет» взял курс на юг, и в 8 часов 30 минут его видели уже над автовокзалом Горловки, находящемся недалеко от центра города. Сильного огня по беспилотнику не открывали, так как подобные полеты стали уже рядовыми эпизодами. Сделав круг над центральной частью Горловки, беспилотник ВСУ удалился в направлении севера.
Командование ВСУ занимается не только сухопутными, но и морскими приготовлениями. Однако тут его преследуют один конфуз за другим. Всего две недели назад рядом с акваторией Мариупольского морского порта на мину нарвался трал, который тащил за собой небольшой военный катерок под порядковым номером 23. Откуда в этом районе взялась мина, так и осталось невыясненным, но взрыв повредил не только трал, но и гребной винт суденышка.
Примерно такой же «ботик», приспособленный для некоторых военных целей, базируется и в порту Бердянска. В 9 часов утра 4 мая плавающее средство вышло из гавани и направилось к «большой воде». Но большого плавания не получилось. Над морской гладью прогремел взрыв, и сразу стало ясно, что и бердянский «ботик» получил повреждения, похожие на те, какие уже есть у его мариупольского «собрата».
Мина, дрейфовавшая вблизи Бердянского порта, была, скорей всего, «бесхозной», оставленной в море украинскими моряками по причине собственного разгильдяйства.
Катерок все же не потерял способности двигаться самостоятельно и, сделав кое-как разворот на 180 градусов, вернулся к причалу.
Тем временем на суше военные приготовления украинской армии идут своим чередом. Два танка и одна боевая машина пехоты, доставленные 3 мая в Красноармейск, остаются пока на месте. Украинские командиры и начальники ждут подвоза еще нескольких единиц броневой техники, чтобы сформировать из них колонну и отправить ее уже своим ходом куда-нибудь поближе к Донецку.
Также 4 мая 14 танков украинской армии были доставлены по железной дороге на станцию Очеретино, расположенную к юго-востоку от Красноармейска в направлении Авдеевки. В свое время пригородные электрички, следовавшие с частыми остановками, проделывали путь до этой станции от железнодорожного вокзала Донецка за какие-нибудь 45 минут.
И снова на красноармейском направлении, недалеко от населенных пунктов Николаевка и Лозоватское, на протяжении дня 4 мая было зафиксировано прибытие шести 152-миллиметровых гаубиц «МСТА-Б» и четырех гаубиц Д-30 с калибром ствола 122 миллиметра.
А гаубицы Д-30, подтянутые к Донецку и Горловке сутками раньше, украинские военные не замедлили испробовать на пригодность прямо с колес.
Территория, контролируемая ДНР, за период времени с 7 часов утра 3 мая и до 7 часов утра 4 мая была обстреляна 60 раз. При этом, гаубицы Д-30 калибра 122 миллиметра выстрелили не менее трех раз. Остальные выстрелы пришлись на минометы и гранатометы.
Поселок Зайцево, кроме дневных обстрелов, снова попал под огонь и ночью. Около 1 часа ночи 4 мая в поселке от попадания артиллерийского снаряда загорелся двухэтажный дом по улице Лескова. Обошлось, к счастью, без жертв и раненых.
Сегодняшнее положение в Зайцево отличается от того, что было несколько суток назад, только тем, что если в конце апреля от непрерывных обстрелов в поселке каждые сутки могли пострадать не меньше десятка домов, то сейчас из-за некоторого снижения частоты огня за каждые 24 часа получают повреждения или горят один-два дома. От чего, правда, проживающим в этих домах людям ничуть не легче.
Игорь СЫЧЕВ |