Музею-заповеднику Кусково в Москве, бывшему имению графа Шереметьева, грозит постепенное уничтожение. Один из участков Северо-Восточной хорды — автодороги, которая соединит юго-восток и север столицы, — должен затронуть часть парка Кусково. Проект предполагает вырубку 20 гектаров. Руководитель московского областного отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» Евгений Соседов объяснил Rus2Web, почему для сохранения усадьбы нужно принять особые меры.
Во-первых, мы знаем, что в Москве и так крайне тяжелая экологическая ситуация, тем более на Востоке и Юго-Востоке столицы. Строить большую транспортную магистраль через один из немногих сохранившихся лесопарков — это, мягко говоря, непродуманный шаг. Это значительно ухудшит качество жизни в этом районе. Во вторых, оживленная дорога пройдет вблизи исторической части усадьбы, вблизи памятников, в том числе, храма в Вешняках 17 века. Вокруг объектов культурного наследия всегда создаются зоны охраны, которые должны защищать их от негативного воздействия. Для усадьбы очень важно сохранить ее естественное природное окружение. Вырубка лесопарка, безусловно, будет в ущерб исторической территории и природного комплекса.
После революции 1917 года в Москве и Подмосковье осталось всего лишь три усадьбы, которые не подверглись разорению и где полностью сохранился архитектурно-парковый комплекс. В 1919 году были созданы музеи-заповедники Останкино, Кусково и Архангельское. Кусково еще знаменито своими сохранившимися интерьерами и коллекциями парковой скульптуры русских и итальянских мастеров 18–19 веков. Если посмотреть по карте, Кусковский лесопарк — очень небольшой, компактный. Он и так находится между нескольких трасс, железной дорогой и плотной застройкой. Не понятно, как кому-то пришло в голову еще что-то от парка отрезать, прокладывать шестиполосную трассу с активным движением.
В 2015 году горожане написали петицию в адрес президента в защиту Кусково, которая собрала более 128 тысяч подписей. Мы, конечно, понимаем, что в Москве серьезные транспортные проблемы, и самое очевидное решение — проложить дорогу через лес и закрыть проблему. В подмосковье сейчас это модно делать: обходы во всех крупных городах прокладывают через лесопарки. Но в мегаполисе нужно искать сложные решения, оценивать последствия, есть органы управления и институты, которые должны этим заниматься. Если уж решать транспортные проблемы в Москве, надо остановить бесконечную уплотнительную многоэтажную застройку окраин, ближнего Подмосковья. Иначе никакими новыми хордами и развязками нагрузку не снизить. Власти заявляют, что делается это на благо жителей, но есть сомнения: может быть, кому-то станет немного легче проезжать, но многим людям дышать станет труднее.
Кусково — объект культурного наследия федерального значения, на нем ничего строить нельзя, но московские чиновники придумали гениальный ход: отрезать участки земли, выводя их из статуса особо-охраняемой территории. Изначально, по генплану Москвы планировалось, что трасса пройдет дальше от усадьбы, по другую сторону железной дороги. Там гаражи, депрессивная территория, которую вполне можно реконструировать. Но чиновники почему-то решили изменить план и проложить дорогу возле усадьбы. Я думаю можно найти иное решение на уровне общегородского планирования, иначе проложить хорду. Есть еще такое дорогостоящее решение, как прокладка тоннелей. Проложили же очень длинный тоннель под Серебряным бором, я думаю, здесь это тоже вполне возможно. Надо искать компромисс в диалоге со специалистами и жителями города.
http://rus2web.ru/mneniya/ne-ponyatno,-kak-prishlo-v-golovu-prolozhit-trassu-cherez-usadb.html