На 9 мая в Киеве «ветераны АТО» напали на 9-летнюю девочку с георгиевской ленточкой, в Славянске 90-летнего ветерана облили зеленкой, в Мариуполе пенсионеров с георгиевскими ленточками закидали яйцами. Все это вызвало бурную реакцию в отечественных СМИ.
Правозащитник Наталья Холмогорова рассуждает о том, почему это происходит и что России следовало бы сделать в ответ на это.
Что толку обсуждать поступки людей, которые нападают на детей и 90-летних стариков? С этими людьми все понятно. Поговорить хотелось бы о другом.
Отвратительные инциденты во время празднования 9-го мая на Украине трактуются у нас как «борьба фашистов с антифашистами». Но сейчас, через 75 лет после войны, сами эти понятия стали достаточно абстрактными и размытыми — и едва ли могут сами по себе воспламенить людей и толкнуть их на насилие. Необходим и другой мотив — более актуальный, более близкий к нашей реальности.
И мы его знаем. 9 мая воспринимается на Украине, в первую очередь, как российский праздник. Георгиевская ленточка — как символ «сепаратизма» и, шире, близости или симпатии к России.
Именно это вызывает неприятие и негодование радикалов. Участники праздничных мероприятий оказались под ударом, потому что посмели продемонстрировать, что любят и уважают Россию и русских. В сегодняшнем украинском государстве, где Россия рассматривается как главный враг, такие чувства под запретом.
А вот и самое неприятное: украинские радикалы так поступают с друзьями России — только потому, что Россия им это позволяет. Позиция России по отношению к режиму Порошенко отличается непоследовательностью и трусостью.
По телевизору и в «охранительском» сегменте интернета — сплошные причитания о «фашистах», «бандеровцах», зверях и садистах, которые сжигают людей заживо, бросают в тюрьмы за невосторженный образ мыслей, нападают на улицах на стариков и на детей. И все это, к сожалению, правда. Но, едва с телеэкранов мы перемещаемся за стол переговоров — «фашисты» и «звери» превращаются в «наших уважаемых партнеров».
Представим себе, что в какой-нибудь стране людей регулярно убивают и сажают в тюрьму за выражение симпатий к США, избивают и забрасывают зеленкой тех, кто выходит на улицу со звездно-полосатым флажком, и так далее. Что сделает США? Будет ли смиренно это терпеть и утираться, ограничиваясь жалобами на «злых фашистов» по телевидению?
Очевидно, нет. Американцы не позволяют так себя унижать. Они поддерживают и защищают своих сторонников по всему миру. Поэтому они — и «хозяева мира». Я не говорю, разумеется, о военной агрессии. У сильного государства достаточно рычагов воздействия и без этого.
Мы знаем, что Украина присоединилась к санкциям против России. Но где российские санкции против Украины? Если они и есть — очевидно, они недостаточно действенны.
Почему продолжаются поставки на Украину газа, электроэнергии, ядерного топлива?
Почему любой фашист и бандеровец, устав избивать стариков и маленьких девочек, может свободно поехать на заработки в Россию? И сколько этих «фашистов» уже здесь, среди нас?
Все мы помним истеричную кампанию в защиту Надежды Савченко — но где такие же кампании в защиту русских политзаключенных на Украине, организованные Россией?
Да о чем говорить, если даже ДНР и ЛНР до сих пор не признаны Россией? Так что ополченцев оттуда, почему-либо признанных Россией нежелательными гостями, выдворяют… на Украину, где их ждут тюрьма и пытки? Прямо сейчас это происходит в Казани с ополченцем из Макеевки Анатолием Воронцовым.
«Осуждать фашистов» — бессмысленное и унизительное занятие. На наши осуждения они реагируют, как кот Васька из басни: «Слушает, да ест». Людей, которые издеваются над стариками и детьми, необходимо останавливать, твердо и жестко.
А если это происходит по мотивам ненависти к России — значит, Россия и должна их остановить.
Источник
|