Юрий 1950-го года рождения. Жил в Кировске ЛНР, работал на шахте Голубовское проходчиком. А потом служил в Афганистане - в Кандагаре и в Кабуле. Попал под трибунал за превышение власти, после были долгие годы тюрем. В заключении началась гангрена. На начальном этапе болезнь ещё можно было предотвратить, но кто будет возиться с зэком... Одну ногу отрезали в тюрьме.
Освободившись, упёртый и сильный по характеру Юрий не запил, не опустился, стал сразу искать работу. Но одноногого инвалида со справкой об освобождении не хотели брать вообще никуда. Тогда он освоил ещё одну профессию и открыл крохотную будочку, в которой ремонтировал жителям города обувь. Делал всё настолько качественно и аккуратно, что очень скоро к нему стали выстраиваться очереди. Там они и познакомились с Марусей - она услышала от подруги о чудо-мастере с золотыми руками и принесла ему ремонтировать сапоги.
Она - ветеран и герой Великой Отечественной, 1925-го года рождения, на целых 25 лет старше Юрия. Разговорились. Вечером встретились. Она рассказывала ему про свою войну, он - про свою в Афганистане, про свои военные преступления, про то, что было дальше. Ей было очень жаль его - и по-женски, и по-матерински. Она забрала неприкаянного, побитого жизнью, но несломленного мужика к себе в дом и они стали жить вместе.
Он по-прежнему работал, сделал ремонт, а Маруся стала для него светом в окне, поддержкой и опорой. Несмотря на разницу в возрасте. Маруся - уже довольно пожилая женщина, много лет прожившая в одиночестве, - просто купалась в его внимании и заботе. Жили хорошо, ни в чём не нуждались, Юрий уже подумывал открыть в городе сеть обувных мастерских.
И тут - новая беда. В дом пришёл пьяный сосед и сказал Марусе что-то обидное. Юрий набросился на него с ножом и прирезал. Маруся вымыла полы, отмыла нож, набрала 02 и села ждать милицию.
Кто там был прав, кто виноват, теперь уж не узнаешь. Но суд особо и не разбирался, ведь за плечами у Юрия был серьёзный срок. Его снова посадили.
Она ждала его 5 лет, писали друг другу письма. В тюрьме он работал и присылал ей деньги, она отсылала их обратно. Она дождалась и они снова стали жить вместе.
Уже после освобождения ему ампутировали вторую ногу, на которой снова пошла гангрена. Но даже это не помешало ему продолжать работать, содержать семью.
А потом новая беда. Маруся спускалась с банками в подвал, поскользнулась и упала. Тело превратилось в сплошной синяк, женщину парализовало. Много месяцев она лежала без движения, а он ухаживал за ней. Без двух ног. Приносил продукты, готовил, стирал вручную, сам убирал, сам мыл её и переодевал, наотрез отказывался подпускать к своей Марусе постороннюю сиделку. И выходил. Она встала.
Как раз в тот год на Донбассе началась война. ТРЕТЬЯ ВОЙНА НА ДВОИХ. А у них печное отопление. Поначалу ему ещё удавалось напилить где-то дров, и они как-то выживали, но потом стало совсем невмоготу.
Он пошёл в Терцентр и стал просить принять в дом престарелых хотя бы её, хоть ненадолго - погреться и откормиться. А она, оказавшись там, ежедневно ходила к руководству с просьбами забрать и его. Ей пошли навстречу. Так они и остались там по сей день, в Алчевском доме престарелых.
Персонал говорит о них с улыбкой. "Наши неразлучники".
Когда мы взяли это учреждение под своё крыло и стали привозить сюда помощь, всякий раз видели эту парочку. Такое ощущение, что за 16 лет совместной жизни, из которых 5 забрала тюрьма, они так и не наговорились, не насмеялись вместе. Действительно, неразлучники.
Он обратился к нашим волонтерам с просьбой записать с ним интервью. Ему, конечно, не отказали. Он рассказывал, какие чудесные люди ухаживают здесь за стариками и инвалидами, как половину войны персонал ходил на работу вообще без зарплаты, но не бросили своих стариков, просто не могли. Еду из домашних запасов тащили, чтобы хоть чем-то накормить подопечных.
Очень просил помочь отремонтировать стиралку. Обе их машины сломались, санитарки обстирывают лежачих инвалидов вручную, как мы это уже видели в хосписе Луганска.
Когда записывали интервью, сзади подошла одна из сотрудниц дома и вдруг сказала: "Вы расскажите, с кем вы здесь находитесь?".
Он аж засветился весь. "Как - с кем? С МОЕЙ ЖЕНЩИНОЙ! Её зовут Маруся".
Вот так мы и узнали их историю и записали её со слов Юры и Маруси.
Вот так бывает.
И со стиралкой надо решать, да.
Галина Созанчук, Лариса Оксенюк
Москва - Донбасс. |