Первый месяц лета 2016 года отмечен рядом эксцессов, когда для защиты своих прав люди выходили протестовать. 2 июня 2016 года в Ялте жильцы многоэтажки № 27 на улице Сеченова, 2 собрались на митинг против застройки, ведущейся рядом с их домом. По словам протестующих, первоначально эта земля была отведена под детскую площадку и зону отдыха, а теперь неизвестные люди там собираются строить гаражи.
4 июня 2016 года в Алуште инициативная группа против застройки набережной торговыми объектами планировала провести митинг. Но так как их заявка не была согласована в местной администрации, организаторы решили изменить формат мероприятия и провести его как встречу с депутатом горсовета Павлом Степанченко — для встреч населения с законодателями предварительное согласование с местными органами власти не требуется. Встреча продолжалась не более 5 минут, затем была разогнана полицией. Депутата и нескольких активистов задержали и доставили в отделение.
А в конце месяца на Южном берегу Крыма произошли новые массовые волнения. 26 июня 2016 года около 250 жителей Гурзуфа вышли на митинг против включения жилого массива в границы международного детского центра «Артек». Митинг проходил в Ялте, в сквере имени Тараса Шевченко, так как власти Гурзуфа не дали разрешения на его проведение. Всего в жилом массиве, который прилегает к «Артеку», проживают 1,5 тысячи человек. Пикет вызван тем, что в марте 2015 года границы «Артека» расширили на 10 гектаров – до 218 га общей площади. Также в состав «Артека» включили два кладбища, на одном из которых захоронения проводились еще в 2012 году.
По словам одного из участников митинга, чтобы навестить своих умерших родственников, жители поселка сегодня должны пройти через три КП, выписывать пропуск, и при этом гадать, пропустят их на этот раз или не пропустят.
«Мы не претендуем на территорию, на которой находятся дети, - сказал активист, - и никоим образом не мешаем и не мешали им. В течение 90 лет население Гурзуфа только усилия по благоустройству и по приему детей, которые являются и нашими с вами детьми. Этот переходный период, в котором мы сейчас живем…мы голосовали «за» на референдуме, единогласно… И мы за перемены, но за перемены к лучшему, а не те перемены, которые мы сейчас видим, перед которыми сейчас стоим…»
«У многих людей приватизированы расположенные на ней дома и квартиры, — сказал один из организаторов митинга, сопредседателя общественного движения «Крым наш!», Игорь Барышников, — но земля не приватизирована, и теперь нас вышвыривают оттуда. «Артеку» передали землю вместе с населяющими ее людьми, чьи предки жили там не только до основания лагеря, но и до создания Советского Союза». По его словам, на месте жилого массива будут строиться коттеджи — дома и гостиницы «якобы для работников «Артека»…
«Артек» собирается закрываться и с моря: на пляже «Гуровские камни», который никогда «Артеку» не принадлежал, с октября должно начаться строительство. То есть Гурзуфу как курорту придет конец — и мы, как его жители, категорически против этого возражаем».
«На месте наших улиц, - взяв слово, сказала одна из жительниц Гурзуфа, - предстоит перспективная застройка коттеджного поселка, домов и гостиниц. Кто будет в этих домах, в этих коттеджах жить? А нас куда денут? Я там живу пятый десяток лет. Муж там родился, дети наши родились, внуки наши родились…И теперь мы там не нужны…»
Представители «Артека» уже предупредили людей о предстоящем переселении. Директор «Артека», Алексей Каспржак, заявил, что территория детского лагеря, «должна быть замкнутой. В этом году лагерь принимает 30 тыс. детей, мы не можем рисковать их безопасностью и спокойствием родителей. Претензии, высказанные на митинге, необоснованны с точки зрения федерального законодательства. Еще два года назад было оформлено решение правительства о передаче всех земель территории «Артека» в федеральную собственность на основании данных об имущественных правах МДЦ «Артек» в предыдущие периоды. Малоэтажное жилье на территории «Артека» создавалось как служебное, там до сих пор проживают бывшие сотрудники лагеря и их наследники, не имеющие законного права на его приватизацию».
Между тем, речь идет о трех улицах (Красных Галстуков, Гайдара, части улицы Ленинградской и Ялтинской), которые граничат с «Артеком» и домах, в которых люди жили в течение нескольких поколений.
Особое возмущение у местных жителей вызывает то, что их лишили возможности попасть местный пляж «Гуровские камни», который отошел к «Артеку». Так что в настоящий момент жители Гурзуфа должны добираться до муниципальных пляжей поселка, которые и так переполнены отдыхающими. Такие действия привели к тому, что жители обвиняют руководство детского лагеря в поддержании своих корыстных интересов. Кроме того, митингующие отмечали многочисленные случаи нарушений строителями правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.
Участники митинга приняли резолюцию, в которой высказались против застройки общественных земель на территории бывшего Гурзуфского поселкового совета; захвата общественных земель на других территориях Южного берега Крыма. Также митингующие обратились к президенту РФ и к главе Республики Крым Сергею Аксенову,с просьбой защитить их конституционные права. С тем же митингующие обратились и к местным властям.
На следующий день, 27 июня, в Гурзуф приехала съемочная группа телеканала «Первый Крымский» для создания репортажа о ситуации, которая сложилась вокруг пляжа «Гуровские камни». Жители и отдыхающие давали интервью, однако на пляже появилась полиция, которая запретила давать комментарии и вести репортаж, и увезла журналистов и нескольких местных жителей для дачи объяснений.
Естественно, местные жители восприняли случившееся исключительно негативно. Излишне говорить, что подобные ситуации вредят престижу страны и провоцируют социальную напряженность. В условиях, когда внимание всего мира, и особенно соседнего государства, приковано к процессам, которые происходят на территории полуострова, ЛЮБЫЕ негативные факты мгновенно становятся достоянием гласности. Отметим, что сообщение о митинге в Гурзуфе УЖЕ растиражировали украинские и оппозиционные российские СМИ, представив происходящее в выгодном для них свете.