В Ереване члены внесистемной оппозиции в ночь на воскресенье ворвались в полицейский участок в районе Эребуни и захватили здание, взяв в заложники сотрудников полиции. В результате перестрелки погиб полковник полиции Артур Ваноян. Еще двое получили ранения. Заместитель начальника полиции Еревана Валерий Осипян, который ведет переговоры с оппозицией во время различных акций протеста или митингов, на сей раз также отправился на переговоры. Ему удалось освободить еще двух заложников, однако самому пришлось остаться у мятежников.
Вооруженные представители оппозиционного движения являются членами Союза ветеранов карабахской войны. Их главным требованием стало освободить из заключения и привезти в участок лидера внесистемной оппозиции, также ветерана войны Жирайра Сефиляна, который был осужден за незаконное хранение оружия и подготовку государственного переворота.
Поначалу ряд СМИ назвали обвинения в адрес Сефиляна сфабрикованными, однако сегодняшние события показывают, что источник оружия у оппозиционеров все-таки имеется. Сам Сефилян отрицает, что был в курсе готовящегося «восстания», однако в ходе встречи с одним из своих союзников выразил готовность встретиться с президентом Сержем Саргсяном для разрешения ситуации, из чего можно сделать вывод, что он имеет некий контроль над мятежниками.
Кто такой Жирайр Сефилян?
Сефилян родом из Ливана, Бейрут. В годы войны в Нагорном Карабахе он перебрался туда со своей семьей, чтобы принять участие в освободительном движении. В 2000-х Сефилян начал вести активную политическую деятельность. Он создал такие оппозиционные организации, как организация «Защита освобожденных территорий», «Миацум» («Объединение»), «Сардарапат», а также «Предпарламент» или «Учредительный парламент», в рамках которого сторонники Сефиляна еще в 2015 году, 24 апреля, в день столетия геноцида армян, собирались свергнуть правительство под лозунгом «100-летие без режима».
Свои идеи Сефилян стремился распространить и в Нагорно-Карабахской Республике, которая согласно его представлениям о будущем страны должна стать неотъемлемой частью Армении. С этой целью Сефилян и его сторонники организовали автопробег из Армении в Карабах, призывая присоединиться к движению и перевороту 24 апреля. Однако народ НКР, который за четверть века уже привык воспринимать свою страну как независимую, а Армению — в качестве «старшего брата», встретили колонну автомобилей на границе «не совсем гостеприимно». Им даже не позволили пересечь таможенный пункт.
Митинги, организованные Сефиляном и его сторонниками в Ереване, также не пользуются большой популярностью. Так, когда 17 июля захватчики полицейского участка выложили в Сети видео, в котором они объявили о «начале восстания» и призвали народ присоединиться к ним и выйти на улицы, это также не принесло результатов. Естественно, определенное число людей все же отозвалось на призыв, однако правоохранительные органы пресекли несанкционированные акции в центре Еревана.
Еще одним политическим требованием мятежников является отставка президента Сержа Саргсяна. Сам Саргсян в день мятежа находился в Нагорном Карабахе, но вернулся в Ереван в срочном порядке. Хотя требование мятежников звучит слишком амбициозно, тем не менее, недовольство правящим режимом в Армении растет.
Связано это недовольство с ежедневно поступающими сведениями о том, что Армения готова согласиться сдать Азербайджану несколько районов Нагорного Карабаха. Из постов в Facebook и Twitter очевидно, что народные массы не поддерживают радикальные действия оппозиционеров, однако многие согласны с их требованиями о смене режима.
Исходя из мнения армян в социальных сетях, народ ни при каких условиях не согласен со сдачей территорий, так как доверие к Азербайджану отсутствует тотально. Кроме того, даже при условии сдачи территорий Нагорный Карабах взамен не получит независимость — это будет лишь временный статус, что расценивается как «обнуление» всех достижений войны. В связи с подобным развитием ситуации некоторые аналитики считают, что после воскресных событий подобное «решение» карабахского конфликта будет отложено на неопределенный срок.
На данный момент события никак не развиваются. Улица оцеплена, мятежники не сдаются, а власти не намерены выполнять их требования. Штурм здания полиция не проводит во избежание кровопролития, так как захватчики хорошо вооружены, ведь им удалось присвоить и оружие, находящееся в управлении полиции. Корреспондент РП следит за развитием событий в Ереване.
Ида Саркисян / 18 июля 2016, 16:45 |