Нынешний курортный сезон в двух новых субъектах РФ - Севастополе и в Крыму, отмечен заметным наплывом отдыхающих, прибывших сюда с Украины. Типичная картина лета 2016 года: обилие машин с украинскими номерами. Впервые за два года, которые минули после исторической даты референдума о воссоединении с Россией, на улицах Севастополя и других городов полуострова можно услышать украинскую речь. Порою возникает ощущение, что на дворе 2013-й год, когда регион пребывал под украинской юрисдикцией, а будущие события «Крымской весны» трудно было предугадать. Конечно, этот поток несколько уступает тому, который был до известных событий 2014 года, однако в сравнении с первыми предшествующими годами пребывания в составе РФ, он, без сомнения, вырос.
Хорошо это или плохо? Для тех, кто живет именно за счет обслуживания туристов, без сомнения, хорошо. Эти будут рады любому потоку отдыхающих – неважно, с материковой ли части России или с территории Украины. Положительно приток отдыхающих с Украины оценивали и местные власти. Кроме получения коммерческой выгоды, это, по их мнению, еще позволило бы развеять некоторые отрицательные клише и стереотипы, которые сегодня доминируют в украинском обществе.
Но нынешние реалии таковы, что у границ РФ сегодня вовсе не та пусть не лишенная проблем, но не враждебная нашей стране республика бывшего СССР. После переворота в Киеве в феврале 2014 года Украина – это откровенно недружественное государство, виновное в преступлениях против человечества, политических репрессиях, пытках и убийствах мирного населения. То же самое киевский режим, несомненно, повторил бы в Крыму, если бы полуостров не воссоединился с Россией.
В то же время следует помнить, что послемайданные украинские власти никогда не смирятся с утратой контроля над частью своей территории, и будут пытаться всячески дестабилизировать ситуацию в двух новых субъектах. Проигрывая РФ в военном отношении, Украина задействовала все меры экономического и политического давления. Всем памятны события 2014 года, когда на полуостров была прекращена подача воды, или недавняя энергоблокада. Стараниями официального Киева в Севастополе и Республике Крым прекратили работу имеющиеся банковские учреждения (причем, по меньшей мере, некоторые из них были готовы продолжить работу, перерегистрировавшись согласно с российским законодательством). С Крымом прекращены железнодорожное сообщение и автоперевозки; с материковой Украины сюда уже не доставляют сырье и продовольственные товары. Многие жители полуострова занесены в базу данных скандально известного сайта «Миротворец» как «пособники оккупантов», «коллаборационисты» и «сепаратисты». И это далеко не единственные примеры агрессивного поведения Украины.
Сложилась парадоксальная ситуация: до недавнего времени российская сторона демонстрировала подчеркнуто лояльное отношение к Украине, предоставляя ей скидки на энергоносители и докапитализируя российские «дочки» украинских банков, не препятствуя въезду на территорию Крыма туристов и «заробитчан». В то время как официальный Киев открыто заявляет о «российской агрессии» и делает все, чтобы дестабилизировать обстановку на полуострове. Выезжая на территорию Украины, севастопольцы и крымчане, подвергают себя серьезному риску (их могут задержать, арестовать, избить или ограбить), в то время как приезжающие в Крым украинцы пребывают в абсолютной уверенности, что здесь им ничего не грозит. Излишне говорить, что наряду с обывателями полуостров посещают, в том числе, «активисты» Евромайдана и бывшие участники так называемой АТО. И нет никаких гарантий, что эти лица не попытаются совершить провокации и диверсии (возможно, замаскировав их под несчастные случаи). Например, недавно новостные ресурсы и социальные сети взбудоражило сообщение о том, что 25-29 июня, на Южном берегу Крыма, в Гурзуфе, спокойно отдохнул находящийся в федеральном розыске украинский врач-анестезиолог Александр Чернов, который ранее публично признался в убийствах ополченцев Донбасса. Похваставшись своим отдыхом, Чернов разместил на личной странице в Facebook собственные фотографии на пляже среди отдыхающих. Даже если предположить, что эти снимки сделаны до известных событий 2014 года, это не снимает всей остроты проблемы.
Следствием открытости региона (включая базу Черноморского флота – город федерального значения Севастополь) стал рост числа преступлений. Причем, их совершают преимущественно приезжие. В том числе, из Украины.
Как сообщил в интервью севастопольскому телеканалу «Независимое телевидение Севастополя» заместитель председателя Севастопольского городского суда по уголовным делам Владимир Решетняк, «львиную долю» преступлений в Севастополе совершают «гости, которые сюда приезжают на законных основаниях, отдыхающие, скажем так. И также значительный массив преступлений совершается лицами приезжими из различных территорий, в том числе и из Украины».
События, произошедшие на границе с Крымом 6-8 августа 2016 года (попытка проникновения украинских диверсантов; перестрелка на границе и гибель двух российских силовиков) со всей прямотой ставят вопрос о дальнейших взаимоотношениях России и Украины. В том числе, о свободном перемещении жителей «незалежной» через границу с Крымом. Ситуация, которая сложилась после инцидента на севере Крыма, едва ли делает возможным дальнейшее игнорирование проблемы российско-украинских отношений. Не нужно быть искушенным в политике, чтобы понимать всю ненормальность процесса. Когда одна сторона демонстрирует свое дружелюбие и подчеркнутое радушие (к примеру, заявления крымских властей с призывами к официальному Киеву не препятствовать приезду как можно большего числа отдыхающих с Украины, звучали и после того, как попытка прорыва на полуостров украинских ДРГ и произошедшие боестолкновения стали свершившимся фактом), а другая открыто проявляет ненависть и агрессию, открыто встав на путь диверсий, террора.
Пусть среди жителей полуострова нет единого мнения (так, например, в дискуссиях на местных интернет-форумах всегда найдутся те, кто однозначно поддержит приезд отдыхающих и просто гостей с Украины), люди все чаще задаются вопросом, насколько можно быть уверенным в том, что украинские граждане приезжают сюда с добрыми намерениями; и почему на полуостров не запрещен въезд хотя бы для участников карательной операции в Донбассе.
Вопрос о введении ограничений на въезд для прибывающих с Украины особенно актуален для Севастополя, который для нынешних адептов украинства всегда являлся «оплотом сепаратизма» и «антиукраинских настроений». Кроме того, этот город является базой Черноморского флота, здесь сосредоточены крупные военные силы, включая новейшие образцы вооружения. Казалось, уже одно это должно стать решительным аргументом в пользу ограничений на въезд и восстановления закрытого статуса города. Отметим, что голосуя на референдуме в марте 2014 года многие севастопольцы (преимущественно люди старшего поколения, помнящие, каким был спокойным и чистым их город до того, как у него отняли статус закрытого административно-территориального образования) были убеждены, что вскоре это произойдет. Тогда это казалось единственно возможным вариантом. И теперь, когда к потенциальной угрозе со стороны украинских национал-радикалов добавилась угроза исламского экстремизма, вопросы, связанные с введением разумных ограничений на пересечение российско-украинской границы о возвращении Севастополю закрытого статуса приобретает особую остроту.
ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ!
Интернет-конференция "Стратегия Белой России" |