До конца «водяной амнистии», объявленной Минэкологии в Московской области, остаются уже считанные часы. Что грозит частным домовладельцам, пользующимся водяными скважинами и колодцами? Попробуем разобраться в ситуации.
Наполнение бюджетов требует тотального обезвоживания страны
Напомним, ситуация вокруг дачных товариществ стала накаляться после следующего заявления Минэкологии Московской области: из-за большого количества (по некоторым подсчетам — до 100 тысяч) водозаборных скважин, не имеющих лицензий, подземным недрам страны наносится непоправимый ущерб. Поэтому с 1 сентября 2016 года ведомство выходит «на тропу войну» с нарушителями и будет их нещадно наказывать.
За неполный месяц страсти достигли такого накала, что высказаться на эту тему поспешили даже представители весьма далеких от экологии, бурения и геологии профессиональных сообществ.
В частности, Владимир Яхонтов, управляющий партнер компании «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость», уверяет: существующий в районе Наро-Фоминска на 70-метровой глубине водоносный слой к настоящему моменту полностью истощен, и главная причина такого положения дел кроется в большом количестве частных скважин, которые никто никогда не проверял и не лицензировал. В результате подобного обезвоживания, предупреждает эксперт, могут образоваться карстовые пустоты или образоваться провалы грунта. Да и вообще экологии в этом районе наносится существенный ущерб.
С 1 сентября, предупреждает эксперт, под карающую руку проверяющих одним махом попадает сразу 80% всех домохозяйств Москвы и области. И штрафы для тех, кто качает воду из-под земли без лицензии, развивает он мысль, грозят нешуточные — 1 миллион рублей.
На первый взгляд, как пелось в одной из популярных музыкальных композиций недавнего времени, «все вроде бы ровно, но…». Но возникает вопрос — а не слишком ли сгущает краски уважаемый эксперт, заочно «приговаривая» все частные домохозяйства региона к миллионным штрафам? Ведь, как известно, для физлиц, имеющих незалицензированную скважину, наказание на несколько порядков скромнее — всего лишь от 3 до 5 тысяч рублей. А миллион (а еще точнее, от 800 тысяч рублей) — это уже для юридических лиц, каковыми частные домовладения, понятное дело, не являются. Получается, эксперт столь высокого уровня не имеет исчерпывающей информации о ситуации?
Однако все проясняет дальнейшие слова Владимира Яхонтова о том, что обязанности по отслеживанию состояния частных скважин, а также наблюдению за качеством добываемой воды и состоянием самого водоносного слоя должны быть возложены на некие профессиональные структуры. И, оказывается, таковые, заверяет эксперт, уже существуют в некоторых загородных проектах, к которым имеет отношение компания «МИЭЛЬ», так что граждане, у которых сейчас есть средства на покупку жилья, могут заплатить энную сумму денег за объекты недвижимости в этих самых проектах, а все остальные заботы о качестве коммуникаций и их соответствии всем требованиям возьмут на себя управляющие компании.
Понятно, большой бизнес пытается использовать ситуацию в своих целях. Но стоит отметить, что не все подобные попытки столь же безобидны.
Достаточно вбить в поисковую строку любого браузера запрос со словами «лицензия» и «вода» в любом сочетании, как за доли секунды рекламные сервисы выдадут множество ссылок на организации, занимающиеся не столько бурением водяных скважин, сколько непосредственным оформлением документов на них. Также в выдаче будет присутствовать не меньшее количество компаний, предоставляющих посреднические услуги в этом вопросе.
При том, что стоимость лицензии на скважину, по разным данным, может варьироваться в диапазоне от 200 до 700 тысяч рублей, на подобных ресурсах анонсируется гораздо меньшая сумма — в районе 50 тысяч рублей. Такая цена выглядит довольно привлекательной, вот только качество сайтов вызывает серьезные претензии у SEO-специалистов. Основываясь на ряде признаков (отсутствие так называемых «футеров» с правовой информацией, телефоны мобильных номеров вместо стационарных и т. д.) они утверждают, что многие подобные ресурсы сделаны буквально «на коленке» и по дизайну очень напоминают порталы, предлагающие легкий заработок в интернете из разряда «без вложений, выплаты сразу».
Получается, по укоренившейся традиции, некоторые личности сочли возможным «половить рыбку в мутной воде», в то время как на самом-то деле никаких таких особых репрессий в отношении большинства имеющих скважины граждан не предвидится. Потому что лицензии на эти гидротехнические сооружения не нужны, если:
а) объем добычи воды с их помощью не превышает 100 кубометров в сутки (по некоторым данным, семье из трех человек на этот временной отрезок хватает при самом щедром расходе от 3 до 5 кубометров);
б) глубина скважины меньше, чем у скважины использующейся местными водоканалами для централизованного водоснабжения района и не достигает артезианского слоя;
в) добыча воды производится исключительно для личных нужд, а не для коммерческой деятельности.
Кстати, вот что интересно: тот же Владимир Яхонтов заявляет, что стопроцентной и четкой связи между глубиной скважины и качеством воды, вопреки устоявшемуся в народе мнению, не существует. А, значит, без дополнительных анализов и проверок нельзя быть уверенным в том, что на значительной глубине имеется вода, полностью отвечающая всем санитарным нормам. В доказательство своих слов представитель «МИЭЛЬ» ссылается на Троицкий административный округ Новой Москвы. Вода, залегающая там на глубине в 170 метров, констатирует Яхонтов, обладает повышенным радиационным фоном. И дело здесь не в каком-то загрязнении, она от природы такая.
В июле этого года первый зампред комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты России Артем Кирьянов резюмировал: в настоящее время свыше 60% всех источников централизованного водоснабжения в стране не соответствуют нормативам. То есть выходит, те самые артезианские скважины, на которые сейчас в спешном порядке нужно оформлять лицензии или готовиться выкладывать миллионные штрафы, выдают на-гора некачественную воду!
В связи с этим не совсем понятно, почему крайними в вопросе состояния артезианских водоносных слоев делают именно дачников и «частников»? Ведь в подавляющем большинстве домовладений (и даже в некоторых СНТ) глубина скважин невелика. Например, в Орехово-Зуеве колодцы в среднем достигают 10 метров, а в Коломенском районе — 16.
Между тем, рассуждая о серьезном истощении запасов подземных вод в Московской области, представитель одного из территориальных подразделений Федерального агентства по недропользованию Василий Лазаренко сетует на отсутствие каких бы то ни было ограничений на строительство жилья во многих локациях региона. Стройкомплексу, заявил специалист представителями СМИ, главное построить объект, а уж как при этом в дальнейшем будут соблюдаться нормы, уже никого не волнует. А, на минуточку, в той же Балашихе или Люберецком районе все запасы воды уже давным-давно распределены. Но в планах подмосковного правительства — как минимум сохранить темпы ввода нового жилья в эксплуатацию (а если удастся, то и увеличить). При этом каждую новостройку необходимо подключать к центральным коммуникациям, следовательно, объемы забора из соответствующих водоносных горизонтов будут только возрастать.
Можно предположить, что дачники попадают под раздачу просто потому, что связываться со строительными организациями надзорным и контролирующим органам выходит себе дороже. У них есть собственные юридические службы, «заточенные» под отклонение и оспаривание разного рода исков. Так что в случае предъявления претензий слишком велик риск на несколько лет увязнуть в судебных разбирательствах из-за хитросплетений норм Жилищного кодекса со строительными регламентами, и еще неизвестно, кому в итоге улыбнется Фемида.
Другое дело — рядовые (и разрозненные) граждане, не сильно подкованные в юридическом плане, а также немногочисленные СНТ, еле сводящие концы с концами. Сколько заполошных домохозяек, услышав о штрафах за отсутствие лицензии на скважину, бросятся ее оформлять даже в том случае, когда в этом нет никакой надобности? Сколько председателей СНТ столкнутся с мошенниками или коррупционерами, пытаясь решить вопрос со срочным лицензированием хоть и неглубокой, но использующейся в коммерческих целях скважины?
Все это, увы, пока риторические вопросы. Но в некотором роде ответом на них могут стать слова профессора Института экономики РАН Ивана Старикова, который считает, что федеральный центр попросту дает в руки региональным властям условные жезл и пистолет, побуждая последних буквально обирать дачников на местах по своему усмотрению с целью пополнения региональных бюджетов, поскольку выплаты из федеральной казны будут сокращаться.
И судя по всему, за эту идею ухватились всерьез и надолго. И это неудивительно, ведь количество дачников на всей территории государства колеблется в диапазоне от 47 до 60 миллионов человек, то есть речь идет о налогах на сумму более полутриллиона рублей! Так стоит ли поражаться тому, что кадастровая стоимость садово-огородных земель неожиданно взлетает до небес, при ее определении практически не применяются (за редчайшим исключением) минимальные коэффициенты, а различными ведомствами едва ли не в авральном порядке штампуются законопроекты на тему дач (например, Минэкономики уже предложило облагать двойным налогом на землю собственников, не зарегистрировавших на своих участках имеющиеся постройки).
Похоже, за право выживать в тяжелые экономические времена с помощью подсобного хозяйства россиянам в самое ближайшее время придется заплатить если не миллионы рублей, то точно очень и очень дорого.
Андрей Захарченко
ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ!
Интернет-конференция "Стратегия Белой России" |