Александр Михайлов: «Выбит весь плодородный слой оперов и командиров. Недоноски получают погоны и должности»
Реформа МВД в России провалилась, за коррупционные преступления пора давать пожизненный срок — «время цацкаться прошло». Так считает генерал-майор ФСБ запаса, член Совета по внешней и оборонной политике РФ Александр Михайлов. Своими мыслями о шокирующих преступлениях в руководстве МВД он поделился в статье, написанной специально для «Реального времени».
Такую сумму просто не соберешь в одиночку
Есть такой фильм «Город Зеро», где время застыло. И нет возможности вырваться из него никому, изменить что-либо. Приблизительно так происходит и в нашей правоохранительной системе. Не утихли скандалы с сотрудниками СК РФ, как взорвалась петарда сенсации в МВД. Арестован высокопоставленный прыщ (фамилию произносить не хочется), в квартире которого обнаружен бюджет почти регионального масштаба. Восемь миллиардов! Даже представить себе сложно, как может выглядеть такая куча денег. Наличкой — 1200 кг! Кажется, это будет рекордом среди громких коррупционных скандалов последнего времени. Но, убежден, что это лишь начало… И что удивительно — накануне выборов.
За подобные коррупционные преступления надо назначать пожизненное заключение. Человек, который занимает достаточно высокий пост в госсистеме борьбы с коррупцией с колоссальными полномочиями и правами, не может отделаться обычным сроком.
Для меня, человека, прослужившего в трех государственных ведомствах, это преступление и против людей, и против своих же коллег, которые вынуждены были подчиняться вот такому уроду. Наверняка не сам он эти взятки брал (если это взятки), такую сумму просто не соберешь в одиночку. Значит, ему «отстегивали» не только сотрудники его аппарата, но и, вероятно, сотрудники территориальных органов за должности и назначения, за звания. К тому же не сам же он возил эти коробки, сумки… Наверняка привлекал своих коллег, подчиненных. Тонну бумаги перетаскать в одиночку не просто. А значит это целая банда, которая в той или иной степени была осведомлена, принимала участие, содействовала… Это показатель того, насколько эта категория людей потеряла чувство самосохранения!
Конечно, можно предположить, что деньги возили сами работники «Нота-банка», которому принадлежат, по другой из версий, похищенные деньги. Сегодня началось просто состязание в СМИ в разработке самых невероятных обоснований появления этой суммы — вплоть до финансирования цветных революций. Ну тут явный перебор…
«Демографическое дно» МВД и недоноски системы
Меня занимает иное. Кажется, только вчера были арестованы его предшественники по ГУБЭП и ПК МВД, он получил их место и стал делать то же самое в кратно большем объеме, компрометируя и власть, и погоны, и цели правоохранительной системы. Кадровая политика органов внутренних дел оказалась в состоянии «демографической ямы»: сотрудники среднего звена ушли со службы, и на их место никто не пришел. А из этой ямы черпается грязь. При этом «под реформу» из системы выдавили опытных сотрудников, которые имели свое мнение, могли сказать свое веское слово, и с ним считались. А может, они и сами ушли, увидев, что работы не будет. Будут реформировать и перереформировать. Остались, в итоге, люди, которые, не пройдя всех ступеней служебной лестницы, неожиданно очутились на руководящих должностях… Этакие недоноски системы.
Появились «скороспелки» вроде Сугробова (экс-начальник ГУЭБиПК МВД, под арестом с 2014 года, — прим. ред.), Никандрова (замглавы московского ГСУ СК, обвиняется в получении взятки в $1 млн, — прим. ред.) и прочие сопливые пацаны, которые получали генеральские звания. Это проблема тех 25 лет, которые привели к истощению скамейки запасных в правоохранительных органах. Мы пытались посеять пшеницу в песчаных барханах.
«Я ни в чем не противодействовал [следствию]», — оправдывается арестованный полковник. Маладэц! А могло ли быть иначе? Продукт реформы! Ни одна реформа не улучшала что-либо. Но если за писающего в кустах ПППсника увольняют его начальника, то тут как быть? Здесь гильотина должна отработать не менее четко.
Мы имеем дело с грязью из «демографической ямы». Выбит весь плодородный слой оперов и средних командиров. Недоноски получают погоны и должности. После сиськи начинают сразу потреблять хенесси. Эта поросль прошла не все фазы развития, эволюции и потому напрочь лишена чувства самосохранения. Как дождевые черви и глисты… У нас полностью разрушена система подготовки и воспитания кадров. Селекции. Отбора лучших из лучших. Почему-то получилось так, что правоохранительная система уже со школьной скамьи стала инкубатором для «блатных». Отсюда и скандалы, подобные недавнему заезду выпускников академии ФСБ на «Гелендвагенах». Они приходят в систему с чувством собственного превосходства, сразу же получают руководящие должности. Ощущают себя людьми, схватившими Бога за бороду.
Такую порочную систему надо менять. Кроме того, сегодня полностью дезавуировали прокурорских работников. Прокуратуре, как надзирающему органу, необходимо вернуть полный пакет прав. В нынешних условиях такие процессы, как фабрикация дел, поиск виновных, а не истины, взаимное «опыление» бизнес-структур и правоохранительных органов, будут процветать.
«Время цацкаться прошло»
«Первый раз вижу!» — утверждает про найденные следствием деньги продукт реформы МВД. «Это квартира сестры», — вторит его адвокат. Тогда надо арестовать и сестру. Или других родственников. Время цацкаться прошло, если президент стал говорить в своем послании Федеральному собранию про коррупцию не только в правоохранительной, но и прокурорской и судебной системах.
Мне в последнее время приходилось не раз выступать по теме реформ в МВД. И каждый раз эти разговоры вызывали изжогу у действующего начальства. А как не вызывать, если все слова о позитивности перемен разбиваются о рифы полицейского бытия. Что сказать? Никто не тянул вас, господа генералы, за хобот в эти кресла. Хотите — слушайте, хотите — нет. Ваше право. Только при этом помните о том, что, когда сдадите «крысные» (опечатка по Фрейду) корочки — станете равными с нами. И все проблемы, которые вы не решили, будут отражаться на вашей шкуре. Что ни день, то подарок президенту от всей правоохранительной души.
Надо проверить все контакты сотрудников МВД с разными банановыми службами безопасности… Значительная часть таких контактов небескорыстна. И этот полковник явно на «подсосе» сидел. Не впрямую же Слободина предупредил… Ну просто не может быть столько у него личных друзей, которых он бескорыстно бы предупреждал о возбуждении на них уголовных дел! Кстати, это тема особого разговора. Службы безопасности разных бизнес-структур — это тот коммуникатор между бизнесом и МВД, который носит развращающий и разлагающий характер. Некоторые такие структуры, наводненные бывшими сотрудниками, порой заказывают (за бабки) возбуждение уголовных дел и так же их закрывают. «Мы с тобой одной крови. Уволишься — придешь к нам на большие бабки. А сейчас докажи…» И эта зараженная бациллами коррупции кровь поступает в вены МВД и других структур. Вроде все понятно. У всех одна цель — помочь бизнесу. И у президента, и у полиции, и у ФСБ. Но только методы этой помощи очень часто вне правового поля.
В полицейскую «элиту» — за взятки
Хотел бы заметить, что основные громкие дела сегодня начинаются в сфере борьбы с экономическими преступлениями. Эти подразделения стали самыми престижными для полицейских. Кого ни спросишь — где хочешь служить? Только ДЭБ. Не участковым, не инспектором по делам несовершеннолетних, ни даже в угрозыске (полный провал нашей героической пропаганды!). И не важно, знает человек экономику, кредитно-банковскую сферу, просто арифметику… Сфера стала настолько привлекательной, что кое-где иначе, как за взятки, на этот «фронт» работы не попасть. «Круговорот дерьма в природе», как у В.Войновича.
Кто заплатил, естественно, стремится максимально быстро деньги отбить. Каждый новый сотрудник, курирующий то или иное предприятие, является предметом изучения. Холдинги внимательно присматриваются к новому человеку. И в некоторых случаях делают предложение, от которого он не может отказаться. Бюджет служб безопасности, где свили гнездышко бывшие сотрудники правоохранительных органов, немалый. Часто он формируется из неучтенных налоговой, уведенных средств. Невозможно представить, что кто-то платит взятки из своих карманов.
Эта неучтенка составляет немалую долю в общей структуре бизнеса. По сути, оказывая услуги бизнесу, опер фиксирует за собой место в той же службе безопасности. Ему теперь все равно, когда его уволят. Теплое место есть. Может, поэтому многие милиционеры и не особенно переживали по поводу штатных сокращений? Сегодня за открытие шлагбаума на воротах плюс дежурство сутки через четверо, платят больше, чем в госсруктурах. И многих это устраивает. Как в том анекдоте: «Поставьте шлагбаум или толкового майора».
Неловко об этом писать, но для чистоты эксперимента просто необходимо. Создание канувшей в Лету налоговой полиции базировалось на выходцах с Лубянки. И первый ее руководитель Сергей Алмазов брал только тех, в ком уверен. Многих я прекрасно знал. Профессионалы, создавшие очень эффективную систему борьбы с теневой экономикой. Жулье от них просто стонало. Но президент Ельцин сделал очередную загогулину — поменял руководство на милицейское. Причем на всех уровнях. Прежние чекистские кадры воспринимались, как проказа. Чистили по живому, забивая полицию людьми из милиции. Что произошло потом? Начался кошмар. Даже выражение такое появилось — кошмарить бизнес. Результат? Через некоторое время службу ликвидировали. А это был верхний эшелон в борьбе с экономическими преступлениями!
Терминатор и ее команды
Вспоминая свою оперативную молодость, не припомню такого отвязанного стяжательства правоохранителей. И даже шумное уголовное дело против генерала Юрия Чурбанова, зятя генсека Брежнева, ныне воспринимается с иронией. Тем более что там было больше политики…
Нельзя не заметить и то, что появилась за эти годы новая генерация оперативных работников. Амбициозных, наглых, неграмотных. Получив диплом в блатном ведомственном вузе, они, с одной стороны, ощутили себя великими, а с другой, поняли — они «никто и звать их никак». И обиду за этот статус они перекладывают на саму суть службы.
Вот свежий пример из СМИ: в «Лайф» попало несколько аудиозаписей с совещаний начальника УВД ЦАО Азы Батажовой, прозванной Терминатором за грубое обращение с подчиненными.На планерке Батажова снова отчитывала своих подчиненных. Один из следователей получил от нее за то, что не закончил множество уголовных дел.
— Щас как подойду и в лоб пистолетом тебе закачу! — так начальница мотивирует своих сотрудников. — Ну как вас заставить работать, заставить сроки закрывать? Как?!
Дубиной по башке бить, череп вскрывать?!
Также Терминатор считает, что многими ее подчиненными руководят их жены: «Вы так жен боитесь потерять, как будто у вас жены — мисс мира! Если вами руководят жены, то идите домой и удовлетворяйте их там так, как они требуют». А еще Батажова объясняет сотруднику, почему ему никогда не стать генералом — потому что «надо знать, когда пожрать, а когда поспать».
Начальник УВД ЦАО, судя по аудиозаписям, прекрасно знает, насколько запугала подчиненных: «Подвизгиваете, как поросята, перед чем зайти ко мне сюда». В числе золотых цитат Терминатора есть и такие: «Шаманов, вы что стоите? Ну погавкайте хоть, как вы умеете!» и «Вас всех снимут, а я останусь!»
Кульминацией планерки стало высмеивание еще одного сотрудника, который никак не может получить нужные документы от прокуратуры.
— Вам когда-нибудь кто-нибудь давал? — перешла на личное начальница.
— Всякое бывало, — ответил сотрудник.
— А я еще не видела, чтобы вам в прокуратуре кто-то что-то дал. Вот опускали вас, да, опускали, но никто ничего вам не давал.
В общем, непорядок в королевстве. Слив в Интернет этого диалога еще не основание, чтобы давать оценку той же Батажовой. Да и утечка вызывает подозрение. Это кто такой умный, чтобы умышленно записывать оперативные совещания? Но система прогнила настолько, что даже этому не приходится удивляться. Иногда только такая терапия и помогает (ничуть не оправдываю характер ведения диалога). Но я за свою службу столько уродов и мразей в погонах видел, что сам готов был с ними расправиться. Одного урода 8 месяцев (!!!) увольнял. Не знаю, что она за штучка, но сам я иногда орал на таких подчиненных, даже секретарша из приемной убегала.
Такая сейчас система.
Об искусственной политкорректности
Примечательно замечание одного из участников дискуссии по этому поводу в «Фейсбуке». «Дмитрий Полушин: Как-то раз беседовал с начальников РУВД, он жалуется: «Батюшка, ну скажи, что делать? Раньше были маленькие зарплаты, сотрудники ничего не делали, пьянствовали, совершали правонарушения. Сейчас — зарплата хорошая. Но они по-прежнему ничего не делают, пьянствуют, совершают правонарушения! Ну что с ними делать?!?.. Что я только с ними не делаю: и ругаю, и угрожаю, все без толку...» Я в шутку (поскольку все известные мне способы воздействия полковник перечислил), говорю: «…А родителей не пробовали вызывать?..» Мой собеседник возликовал, схватил ручку и стал записывать».
И, наверное, главное. Почему история с миллиардами полковника прогремела накануне выборов? Тут мне ответ ясен. Для президента и его команды не существует искусственной политкорректности. Надо сейчас, значит, надо реализовывать. При чем тут выборы?
P.S. Из сообщения пресс-службы управления МВД: «… Вскоре инспекторы остановили транспортное средство, в котором при осмотре увидели два аккумулятора, канистры с бензином и дизельным топливом. Сотрудники ГАИ поинтересовались, где водитель взял их, на что тот ответил — все это ему подарил друг. На место задержания была вызвана следственно-оперативная группа».
Занавес.
|