Армения
Ещё до распада Советского Союза между Арменией и Азербайджаном начался этнополитический конфликт. Он имел давние культурные, политические и исторические корни и разгорелся в годы «перестройки». В 1991—1994 годах эта конфронтация привела к масштабным боевым действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.
Азербайджан при разделе имущества Советской Армии получил намного больше техники, вооружения и боеприпасов, чем Армения, что дало этой стране серьёзные преимущества в войне. В 1992 году азербайджанским военным удалось захватить несколько боевых вертолётов и штурмовик Су-25, которые немедленно были использованы в боевых действиях в Нагорном Карабахе. Первоначально азербайджанской авиации противостояла весьма слабая ПВО армян, насчитывавшая шесть 23-мм спаренных зенитных установок ЗУ-23, четыре ЗСУ-23-4 «Шилка», четыре 57-мм зенитки С-60 и несколько ПЗРК «Стрела-2М». Первый успех армянскими силами ПВО был достигнут 28 января 1992 года, когда с помощью ПЗРК в зоне конфликта был сбит азербайджанский Ми-8. В ходе боевых действий во время летней кампании квалификация армянских зенитчиков возросла. 13 июня был сбит Су-25, до этого безнаказанно бомбивший армянские позиции в течение 3-х месяцев. Армянское телевидение показало обломки, среди которых был виден киль самолёта с азербайджанским флагом. Пилот Вагиф Курбанов, до этого угнавший штурмовик с аэродрома Ситалчай, где базировался 80-й отдельный штурмовой авиаполк российских ВВС, погиб. Позже лётчик был посмертно удостоен звания «Герой Азербайджана». 18 июля огнём зенитной установки ЗУ-23 сбит один из 2-х азербайджанских Су-24, пытавшихся нанести бомбовый удар по позиции армянской гаубичной батареи Д-30.
В августе силы ПВО Нагорного Карабаха были усилены несколькими десятками ПЗРК и батареей 57-мм зенитных орудий С-60, что почти сразу сказалось на ходе боевых действий. Теперь азербайджанская авиация уже не могла безнаказанно утюжить армянские укрепления. В августе ВВС Азербайджана потеряли боевой вертолёт Ми-24 и перехватчик МиГ-25ПД, который приспособили для подвески бомб. Надо сказать, что тяжелый сверхзвуковой МиГ-25ПД очень мало подходил для использования в качестве бомбардировщика. Прицельное бомбардировочное оборудование на нём отсутствовало, и относительно эффективно можно было наносить удары только по жилым районам.
В кабине самолёта находился бывший лётчик-истребитель 82-го иап ПВО Юрий Беличенко, он был сбит во время выполнения своего 16-го боевого вылета. Пилот катапультировался и попал в плен, после чего был доставлен в Министерство безопасности Нагорного Карабаха, где его продемонстрировали на пресс-конференции для иностранных журналистов в качестве примера использования Азербайджаном наёмников. В сентябре и октябре 1992 года ВВС Азербайджана потеряли ещё три летательных аппарата, огнём с земли были сбиты: Ми-24, МиГ-21 и Су-25. В декабре азербайджанцы от зенитного огня в Мартунинском районе потеряли Ми-24 и Су-25. Примерно в это же время произошел решительный перелом в войне в пользу армян. Попытки Азербайджана исправить ситуацию с помощью авиации не увенчались успехом и привели лишь к новым потерям. В 1993 году силам ПВО Карабаха удалось сбить истребитель МиГ-21 и боевой вертолёт Ми-24. Ещё несколько азербайджанских летательных аппаратов получили повреждения и нуждались в длительном ремонте. В феврале 1994 года при сопровождении разведчика Су-24МР над Веденисским районом Армении сбит азербайджанский МиГ-21, пилот попал в плен. 17 марта в районе Степанакерта армянские силы по ошибке сбили военно-транспортный самолёт C-130 иранских ВВС, перевозивший из Москвы в Тегеран семьи иранских дипломатов. Погибли 19 пассажиров (все — женщины и дети) и 13 членов экипажа. 23 апреля группа азербайджанских самолётов нанесла массированный ракетно-бомбовый удар по Степанакерту, при этом один Су-25 был сбит.
Масштабные боевые действия в Нагорном Карабахе прекратились в мае 1994 года, после заключения противоборствующими сторонами перемирия, которое, несмотря на отдельные инциденты и перестрелки, соблюдается по сей день.
Армию обороны Нагорно-Карабахской Республики можно считать частью вооруженных сил Армении. В войсках ПВО НКР также имеются ЗРК «Оса-АК» и «Стрела-10», ПЗРК и зенитная артиллерия. Данные по численности и боевому составу сил ПВО НКР в разных источниках противоречивы. Так, имеется информация о наличие на боевом дежурстве в Нагорном Карабахе ЗРК С-75, С-125 и ЗРС С-300ПС, но это вызывает обоснованные сомнения. В то же время в непосредственной близости от границы с Нагорным Карабахом в окрестностях армянских населённых пунктов Горис и Кахнут, на позициях, где раньше размещались ЗРК «Круг», замечены ЗРС, которые на спутниковых снимках можно идентифицировать как С-300ПМ, которых по официальным данным в Армении нет.
Основой для создания Вооружённых сил Республики Армения послужили вооружение и техника 7-й армии Закавказского Военного Округа и 96-й зенитно-ракетной бригады 19-й армии ПВО, дислоцировавшиеся на территории республики. В 1994 году Россия начала оказывать официальную военную помощь Армении. В подразделения ПВО сухопутных войск Армении были переданы ЗРК средней дальности «Круг», мобильные комплексы ближней зоны «Стрела-1», «Стрела-10» и «Оса-АК», ПЗРК «Стрела-2М» и «Игла-1», а также ЗСУ-23-4 «Шилка», зенитные установки ЗУ-23 и С-60. Часть этой техники до сих пор находится на вооружении. По состоянию на конец 2015 года в войсковой ПВО имелось: 9 ЗРК «Оса-АК», около 70 «Стрела-1» и «Стрела-10», около 40 ЗСУ-23-4 «Шилка» и примерно 100 ПЗРК «Игла». Имеется около сотни 23-мм и 57-мм зениток и 14,5-мм ЗПУ.
До недавнего времени в западной части Армении, в приграничных с Азербайджаном районах, несли боевое дежурство три батареи ЗРК «Круг». Но в данный момент все комплексы этого типа выведены на базы хранения и, по всей видимости, не работоспособны. Для замены устаревших и выработавших свой ресурс мобильных комплексов на гусеничном шасси «Круг» в Армению поставлены ЗРК Бук-М2, но точное их количество неизвестно.
Организационно войска ПВО входят в состав ВВС Армении. Они включают в себя одну зенитно-ракетную бригаду и два зенитно-ракетных полка. В 90-е годы республика получила от России ЗРК С-75М3, С-125М и ЗРС С-300ПТ. Согласно иностранным справочным данным, с учётом зенитных комплексов, находящихся «на хранении», в Армении может быть до 100 пусковых установок ЗРК. В данный момент зенитные комплексы первого поколения С-75 уже сняты с вооружения ввиду выработки ресурса аппаратной части и ракет. В то же время по два дивизиона маловысотных ЗРК С-125М до сих пор несут боевое дежурство в окрестностях Еревана и на южном и восточном берегах озера Севан, в приграничных с Азербайджаном районах. Есть информация, что армянские С-125 модернизированы в России до уровня С-125-2М «Печора-2М». При весьма невысокой цене возможности модернизированного ЗРК С-125-2М «Печора-2М» возросли в несколько раз, что сделало комплекс привлекательным для небогатых заказчиков из стран «третьего мира» и республик СНГ.
В окрестностях Еревана несут боевое дежурство четыре зрдн, на вооружении которых состоят буксируемые ЗРС С-300ПТ. В 2015 году появилась информация о планируемой безвозмездной передаче армянским вооруженным силам ещё пяти дивизионов С-300ПТ. Предусмотрено, что С-300ПТ, эксплуатировавшиеся до этого в России, пройдут восстановление и модернизацию. По всей видимости, речь идёт о модификации С-300ПТ-1 с ЗУР 5В55Р, которая по своим боевым характеристикам аналогична ЗРС С-300ПС, но уступает по мобильности и времени развёртывания.
Дополнительная поставка зенитных систем из России должна произойти в рамках соглашения о создании объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе ОДКБ. В этом случае армянская система ПВО будет серьёзно усилена.
От войск ПВО СССР Армении, кроме зенитных комплексов, достались радиолокаторы: П-12, П-14, П-18, П-19, П-35, П-37, П-40 радиовысотомеры ПРВ-9, ПРВ-11, ПРВ-13. Большая часть этой техники на ламповой элементной базе уже списана. Для компенсации убыли парка радиолокаторов Армения получила несколько современных РЛС 36Д6, которые наряду с оставшимися в строю станциями П-18 и П-37 обеспечивают формирование радиолокационного поля над республикой.
Помимо получения техники ПВО от России в Армении предпринимаются определённые усилия по ремонту и модернизации имеющихся на вооружении ЗРК и РЛС. На армянских предприятиях ВПК осуществляется полная или частичная модернизация средств ПВО, отдельных узлов и комплектующих РЛС П-18, П-19 и П-37, зенитных самоходных установок «Шилка», ЗРК «Стрела-10» и «Оса-АК». Так, для ЗРК «Оса-АК» с помощью российских специалистов создана и производится система цифровой обработки радиолокационного сигнала с использованием современных радиоэлектронных и компьютерных технологий.
В ВВС Армении нет работоспособных боевых самолетов, которые можно было бы эффективно использовать для защиты воздушного пространства. Бюджетные ограничения не позволяют закупить и содержать даже минимальный парк истребителей. Воздушные границы республики защищают российские истребители МиГ-29 с 3624-й авиационной базы под Ереваном.
Авиагруппа из 18 истребителей МиГ-29 (в том числе 2 МиГ-29УБ) размещена на авиабазе «Эребуни». Первые российские МиГи прибыли в Армению в декабре 1998 года. Здесь подготовлены запасы топлива, авиационного вооружения и имеется соответствующая инфраструктура для наращивания авиационной группировки в случае необходимости. В прошлом в СМИ неоднократно озвучивалась информация о намерении российского МО заменить лёгкие МиГ-29 модернизированными истребителями Су-27 или Су-30 с большей продолжительностью полёта и лучшими возможностями в роли истребителя перехватчика.
На территории Армении в соответствии с Договором о правовом статусе Вооружённых Сил Российской Федерации, находящихся на территории Армении от 21 августа 1992 года, и Договором о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 года создана 102-я российская военная база в Гюмри. В течение 2006—2007 годов сюда был переведён с территории Грузии штаб Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ), а также часть личного состава и вооружений, ранее находившихся в Грузии. Договор о функционировании базы первоначально заключён сроком на 25 лет, и был продлен ещё на 49 лет (до 2044 года) в 2010 году, при этом арендная плата с России не взимается. Как пояснил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, вопросы, за которые будут отвечать российские военнослужащие, касаются территории Армении, то есть в случае любой военной агрессии против Армении это будет рассматриваться как внешняя угроза для России. Основой базы стала 127-я мотострелковая дивизия Закавказского военного округа. Численность личного состава базы составляет около 4000 человек.
Непосредственную противовоздушную и противоракетную оборону российской базы в Гюмри осуществляют две батареи ЗРС С-300В (988-й зенитно-ракетный полк). Выбор этой системы для обороны российского военного объекта в Армении обусловлен тем, что С-300В обладает большими возможностями по борьбе с баллистическими ракетами оперативно-тактических комплексов по сравнению с С-300П. В то же время огневая производительность ЗРС С-300В и время пополнения боекомплекта хуже, чем у модификаций С-300П, которые в основном предназначены для борьбы с аэродинамическими целями. Помимо ЗРС большой дальности ПВО российских мотострелковых и танковых подразделений обеспечивает зенитный дивизион, в составе которого имеется 6 ЗРК «Стрела-10», 6 ЗСУ ЗСУ-23-4 «Шилка».
С 90-х годов прошлого столетия, на протяжении всего периода существования Армении как независимого государства, в этой стране не прекращается общественно-политическая дискуссия по поводу того, нужна ли стране российская база, и не лучше ли искать гарантий безопасности у США. Однако стоит понимать, что для американцев гораздо важней отношения с Турцией, являющейся региональной военной сверхдержавой. Отказ в предоставлении территории Армении для размещения российской военной базы, конечно, станет для России неприятностью, но для Армении это может обернуться национальной катастрофой. Вряд ли российские военные станут вмешиваться в конфликт на территории Нагорного Карабаха, но нет сомнений, что они будут воевать на стороне Еревана в случае нападения Азербайджана или Турции на саму Армению.
В целом боевой суммарный потенциал системы ПВО 102-й российской военной базы, Армении и НКР с учетом имеющихся зенитных средств, истребителей и хорошо подготовленного личного состава пока обеспечивает отражение возможного удара со стороны ВВС Азербайджана. Именно этим обуславливается невысокая активность азербайджанской боевой авиации в апреле 2016 года во время столкновений на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе (известных также как «Четырёхдневная война»). В ходе боевых действий Азербайджан в ограниченных масштабах применял вооруженные беспилотники и вертолёты огневой поддержки. При этом ПВО НКР удалось сбить азербайджанский Ми-24. С большой долей уверенности можно утверждать, что азербайджанская сторона воздерживается от широкого использования боевой авиации, опасаясь серьёзных потерь, которые способны нанести силы ПВО Армении.
Однако тенденции неблагоприятны, у Азербайджана гораздо больше возможностей для наращивания количественного и качественного состава ВВС. Если не принимать во внимание российскую авиагруппу на авиабазе «Эребуни», он уже сейчас имеет подавляющее превосходство в воздухе, что пока компенсируется сильной наземной ПВО Армении и Карабаха, а также тем, что ЗРС С-300В В Гюмри несёт боевое дежурство в рамках Объединённой системы ПВО СНГ. Но в случае обострения ситуации и начала полномасштабного конфликта, имеющихся в регионе российских МиГ-29 и немногочисленных армянских Су-25 будет явно недостаточно для подавления хорошо оснащенной системы ПВО Азербайджана. Стоит также понимать, что Азербайджан имеет тесные связи с Турцией, обладающей наиболее сильными ВВС в регионе.
Кроме того, нельзя не отметить, что в целом войска ПВО Армении оснащены устаревшей техникой и вооружением. Большая часть систем боевого управления, радиолокаторов и зенитных систем выпущена ещё в советское время. Конечно, восстановительный ремонт и модернизация, осуществляемые при российской технической поддержке, способны повысить боевой потенциал и продлить сроки эксплуатации, но бесконечно это длиться не может. В самом лучшем случае ЗРС С-300ПТ, составляющие основу ПВО Армении, смогут находиться в эксплуатации ещё в течение 7-10 лет. Стоит понимать, что техника, чей возраст превысил 30 летний рубеж, с каждым годом становиться всё менее надежной. Также очень острой является проблема пополнения боезапаса зенитных ракет, производство ЗУР семейства 5В55Р (В-500Р) для «внутреннего использования» прекращено во второй половине 90-х годов.
В связи с этим в ближайшие несколько лет армянскому руководству предстоит решить проблему обновления арсеналов систем ПВО. Собственными финансами для закупки современных вооружений Ереван сегодня почти не располагает, поэтому получаемая из России техника в основном передается в кредит или в рамках сотрудничества по ОДКБ. В частности, в феврале 2016 года Москва выделила Еревану связанный кредит в 200 миллионов долларов на закупку вооружений. В сложившейся ситуации без российской военной помощи, несмотря на высокий боевой дух военнослужащих, Армения неизбежно обречена на поражении в серьёзном столкновении с Азербайджаном, на стороне которого способна выступить Турция. Можно констатировать, что размещение в Армении российского военного контингента является стабилизирующим фактором в регионе. Москва предоставляет Еревану «противовоздушный зонтик», от которого ему нет никакого резона отказываться. Россия не собирается посягать на суверенитет Республики Армения, никто не ставит под вопрос её самостоятельность, но обеспечение собственной безопасности с опорой на внутренние силы неразрывно связано с необходимостью расширения и углубления военного союза с Россией.
Продолжение следует...
По материалам:
http://www.panarmenian.net/rus/details/129297/
http://armyrecognition.com/december_2015_global_defense_security_news_uk/index.php
http://nagornokarabagh.blogspot.ru
|