Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Статистика


Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2016 » Октябрь » 18 » Памятник, приспособленный под автотрассу. Что останется от церкви Успения в Вешняках после строительства Северо-Восточной хорды?
    22:21
    Памятник, приспособленный под автотрассу. Что останется от церкви Успения в Вешняках после строительства Северо-Восточной хорды?

    161

    По нашим сведениям, на 18 октября в Департаменте культурного наследия Москвы намечено совещание по поводу согласования проекта обеспечения сохранности храма Успения в Вешняках при строительстве в близком соседстве с ним автотрассы Северо-Восточной хорды. Так как обсуждение, несмотря на весь общественный резонанс и значимость темы и памятника, проходит без приглашения представителей общественных организаций и инициативных групп жителей, считаем необходимым обнародовать некоторые значимые факты. Просим считать эту публикацию публичным обращением в Департамент.

    Церковь Успения в Вешняках 1644 г., построенная семьей Шереметевых, – одна из трех московских церквей, наряду с церковью Покрова в Покровском-Рубцове и Покрова в Медведкове, знаменующих окончание времени послегодуновской Смуты, вылившейся в затяжные военные притязания на русский престол польской короны (подробнее о них смотрите в фильме Рустама Рахматуллина). Все три церкви – шедевры русского зодчества.

    24bddedf5a6034fab2db72ba2fded120

    Для церкви Успения в Вешняках, образца шатрового храмового искусства и объекта культурного наследия федерального значения, вновь настали смутные времена. В планах московских властей – проведение 6-полосной Северо-Восточной хорды в объединенной охранной зоне № 330, куда включена церковь и парк усадьбы Кусково (в 44 метрах от церкви, вместо минимально допустимых по закону 50 м). К сведению, строительство в заповедной черте Москвы фактически нового Садового кольца ведется без полного пакета разрешительной документации, в связи с чем постоянно затеваются вялотекущие расследования со стороны надзорных органов. Авторы проекта, компания «Мосинжпроект», просто «не заметили», что хорда пройдет в охранной зоне, и в 2014 г., продемонстрировав экспертам документы несколько иного проекта, в обход генерального плана Москвы, заказали экспертизу, по которой обоснованно получилось, что памятникам нужно слегка ужаться, сократив свои территории в соседстве с респектабельным шоссе.

    Вот цитата из экспертизы 2014 г.: «Поднятая над полотном Казанской железной дороги эстакада закрыла перспективу восприятия от усадьбы Кусково до церкви Рождества (читай: Успения, ошибка эксперта) в Вешняках… Строительные мероприятия по освоению бывших пригородов Москвы в конце ХХ в. способствовали пространственной изоляции ансамбля и уменьшению его территории в десятки раз».

    Правды ради скажем, что, в отличие от Кусковского парка, у церкви Успения территорию памятника не сократили, а просто провели на планах часть хорды фактически по ее границе, в 10–14 м от ограды храма. На приведенном ниже рисунке мы старались как можно нагляднее изобразить, насколько ущербным и опасным становится состояние знаменитого памятника, когда туда окажется «втиснутой» магистраль:

    shema-2

    На сайте Департамента культурного наследия г. Москвы 28 сентября начато обсуждение «Акта ГИКЭ раздела проектной документации, заказанной проектировщикам хорды, компании «Мосинжпроект», обосновывающей меры по обеспечению сохранности ОКН федерального значения «Церковь Успения, 1644 г.» по адресу: г. Москва, ул. Юности, д. 17, в которой в качестве защитных мер предлагается вырыть траншеи, поставить шумоизолирующий экран и регулярно мониторить воздействие.

    Меры по «сохранению церкви» присутствуют на нашем рисунке, вместе с фрагментами проекта хорды с выделенными проблемными участками. По этой экспертизе ДКН получил изрядное количество замечаний от заслуженных экспертов и от простых граждан, которых волнует сохранность памятника:

    1) «…Обеспечение сохранности ОКН 17 века постройки при широкомасштабном строительстве и в условиях существования у магистрального путепровода и приспособление его для современного использования – это разные задачи, так что получается, что цель экспертизы не соответствует ее названию…».

    2) «…Согласно «Положению об историко-культурной экспертизе», утвержденному Постановлением Правительства РФ №569, п. 19, «Заключение экспертизы оформляется в виде акта, в котором указываются: … (подпункт «и») сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов, что в данной экспертизе отсутствует…»».

    3) «… В тексте можно отметить полное отсутствие конкретных числовых значений. Также не дано никаких физических величин, без которых возможности ущерба не могут быть должным образом оценены… Их отсутствие ведет и к непониманию эффективности мероприятий по сохранению памятника. То есть принципу «соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия» (29 статья 5 главы ФЗ 73) данная экспертиза не отвечает… Например, мы одновременно не можем оценить влияние вибрационных колебаний, вызываемых автомобильным потоком, на сохранность церкви, и влияние защитного рва, наполненного щебнем, на погашение вибраций…»

    4) «…Трасса пройдет рядом с памятником, нарушив археологический

    слой памятника, в частности, древнее кладбище. В последнее время никто, очевидно, не занимался проектом видовых раскрытий на памятник, который зарос зеленью и практически исключен из ландшафта…».

    14689893_1511383762210753_809727097_o

    Полностью с замечаниями можно ознакомиться на сайте ДКН, однако очевидно, что порядок проведения экспертизы в данном случае нарушен не только экспертом, но и организаторами ее проведения, так как технический анализ с уже существующим мониторингом осадочных и вибрационных воздействий и на среду, и на памятник, а также обследование фундаментов церкви, результаты которых нам неизвестны, должны опережать историко-культурный анализ.
    Вероятнее всего, и заказчик трассы, и организаторы проведения экспертизы с легкостью положились на выводы Госэкспертизы 2014 г., выполненной за подписью целого ряда технических экспертов, как известно, под сильным нажимом в конце концов давших проекту положительное техническое заключение.

    Положительная госэкспертиза, рассчитанная на весь участок трассы, т.е. без учета территорий памятников и ООЗ, хоть и округло, но, тем не менее, довольно четко показывает присутствие на участке движения со скоростью 80-100 км/ч: а) надморенного безнапорно-напорного горизонта, вскрытого на глубинах 0,7–10,3 м с величиной напора до 4, 1 м; б) надъюрского безнапорно-напорного водоносного горизонта на глубинах 3,5–17,8 м; в) единого водоносного горизонта; г) коррозионную агрессивность грунтов. Для снижения концентрации нагрузок от подтопляемых слоев госэкспертизой предлагается, в соответствии с инженерно-геологическими условиями, замена грунта песком на глубину 4 м и в непосредственной близости от территории памятника светозащитные и шумоизоляционные заграждения и ров, заполненный щебнем и ни в коем случае не водой, притом что грунты уже определены как подтопляемые и наполнение водой произойдет естественным образом при строительстве дороги. Меры защиты в госэкспертизе направлены прежде всего на безопасность при строительстве капитального объекта, автомагистрали с эстакадой, и предусматривают прочность самой трассы, что мы оставляем на совести экспертов и заказчиков. Ясно одно: и ДКН, и авторы злополучной «Кусковской» экспертизы, и эксперт по приспособлению храма Успения не могли не знать этих материалов и их данные должны были вызвать беспокойство.

    Особую тревогу выразила нам эксперт Наталия Алмазова, вице-президент Союза реставраторов (эксперт не знакома с госэкспертизой, т.е. с полным пакетом документов):

    Основными негативными факторами, оказывающими влияние на рассматриваемый объект «Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках» являются:

    — вибрационное воздействие от магистральных улиц и железной дороги;
    — нарушение гидрогеологических условий участка, вызванное строительством.

    Анализ имеющихся архивных материалов по геологическому строению и гидрогеологическим условиям участка показал следующее:

    1. Поверхность участка покрыта флювиогляциальными и озерными отложениями, в состав которых входят водонасыщенные пылеватые и мелкие пески. Данные грунты относятся к потенциально динамически-неустойчивым и при значительном вибрационном воздействии уплотняются. Также в пределах участка имеется значительный слой межморенных плывунно-неустойчивых песчаных грунтов, которые в процессе длительного комплексного вибрационного воздействия от железной дороги и проектируемой хорды могут уплотняться. В результате могут произойти неравномерные осадки фундаментов здания храма.

    2. Для эффективной работы противовибрационной траншеи необходимо ее заполнение рыхлым, мало уплотняющимся со временем материалом. Использование щебня в качестве заполнителя не обеспечивает решение данной задачи. Необходимо также исключить заполнение противовибрационной траншеи водой.

    Согласно имеющимся архивным данным, поверхность участка имеет абсолютную отметку около 155 м. Уровень надморенного горизонта составляет около 152 м. Глубина залегания горизонта от поверхности земли около 3 м. В периоды выпадения максимального количества осадков уровень горизонта может подниматься до 1,5 м. При использовании гидроизоляционных материалов для предупреждения заполнения противовибрационной траншеи водой возможно перекрытие надморенного горизонта грунтовых вод, следовательно, повышение его уровня и подтопление участка. В результате может произойти доуплотнение песчаных грунтов основания здания Храма, что вызовет дополнительные осадки фундаментов.

    3. При прокладке хорды будет производится выемка грунта на глубину около 2 м и замена его песком. В результате возможно нарушение гидрогеологических условий участка, связанное с дренированием вод надморенного горизонта во вновь образованный слой песка и понижение уровня горизонта под зданием храма. В результате может произойти доуплотнение песчаных грунтов основания здания храма. Вибрации, возникающие в процессе эксплуатации автомобильных дорог, характеризуются нелинейными и неопределенными параметрами, многолетним и малоэнергетическим воздействием, широчайшим частотным спектром и т.п.

    Можно ожидать следующих негативных воздействий от вибрационной нагрузки на здание:

    1. Кирпичные стены и своды
    В настоящее время, после недавно проведенной реставрации (1995–2000 гг.), состояние стен и сводов по внешним признакам работоспособное. Конструктивно здание церкви выполнено по жесткой схеме с кирпичными массивными стенами и сводчатыми и шатровыми перекрытиями. Судя по имеющимся в открытых источниках фотоматериалам, не все распорные сводчатые конструкции (своды) перекрытий имеют связи, способствующие восприятию распора, вследствие чего неуравновешенный распор передается на стены здания. Неравномерные осадки, которые неизбежно возникнут при строительстве хорды и последующих воздействиях при ее эксплуатации, приведут к активизации деформаций стен и сводов церкви, что вызовет развитие существовавших ранее трещин, и, возможно, появление новых. Кроме того, постоянные динамические воздействия от расположенной рядом автомагистрали могут привести к возникновению эффекта расструктуривания в древней кирпичной кладке стен, сводов церкви и нарушения связи кирпича и раствора, особенно в зонах трещин, что еще более усилит процесс развития деформаций.

    2. Интерьеры и фасады
    Интерьеры церкви практически повсеместно (на стенах и сводах) имеют художественную роспись. Имеются участки росписи и на фасадах здания. Дополнительные динамические воздействия от расположенной рядом автомагистрали неизбежно приведут к преждевременным повреждениям росписи (растрескивание и осыпание штукатурки, деструкция краски). Аналогичное, а вероятно, и более интенсивное негативное воздействие окажет автомагистраль на внешние фасады здания.

    14795758_1511403032208826_335191792_o

    Предлагаемые мероприятия

    При рассмотрении вопроса о выборе способа защиты объекта культурного наследия «Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках» от возможных негативных воздействий представляется необходимым:

    1. Выполнить полное инженерно-техническое обследование конструкций здания, его фундаментов и основания с оценкой состояния конструкций;
    2. Выполнить вибродинамические исследования здания для определения его текущих собственных динамических характеристик (частот собственных колебаний и декрементов затухания);
    3. Выполнить замеры параметров вынужденных колебаний здания и его основания под воздействием железнодорожного транспорта и существующих автомобильных магистралей;
    4. Определить параметры вынужденных колебаний для аналогичного или близкого по конструктивной схеме здания, расположенного на удалении 40-50 м от существующей автомагистрали с характеристиками, близкими к проектируемой хорде;
    5. Выполнить численное моделирование наложения существующих и принятых по объекту-аналогу перспективных динамических нагрузок и их воздействия на здания церкви;
    6. На основании результатов выполненного моделирования произвести подбор наиболее эффективного и безопасного способа виброзащиты здания (виброгасители, виброизоляция фундаментов);
    7. Осуществлять мониторинг за осадками и деформациями здания церкви, уровнем грунтовых вод, как в процессе строительства хорды, так и после его завершения на постоянной основе;
    8. Определить при необходимости дополнительные меры по охране интерьеров и фасадов здания от негативных воздействий агрессивной среды.

    Сейчас, когда подводятся итоги Акта ГИКЭ по проекту приспособления церкви Успения в Вешняках, когда готова альтернативная экспертиза по усадебному парку Кусково, выполненная по заказу ВООПИК при участии инициативной группы «Спасти Вешняки», насколько вообще правомерно в условиях обреченного состояния памятников давать ход проекту Северо-Восточной хорды в рамках приспособления памятника, а не наоборот?

    Иллюстрации: Олег Федотов, Татьяна Щепеткова, mos-churches.ru, pastvu.com

    http://www.archnadzor.ru/2016/10/18/pamyatnik-prisposoblennyiy-pod-avtotrassu/

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 1150 | Добавил: Elena17 | Теги: экология, вандализм
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru