Ровно 60 лет назад СССР и Япония приняли Совместную декларацию, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические отношения между двумя странами, а также фиксировала согласие СССР на передачу Японии после заключения мирного договора островов Курильской гряды Хабомаи и Шикотан. Почему та Декларация не была исполнена, есть ли у Японии основания претендовать на Курильскую гряду, и кому на самом деле принадлежат Курилы мы поговорили с признанным экспертом по Дальнему Востоку Владимиром Полевановым.
ЗАЧЕМ НАМ КУРИЛЫ
- О Курильских островах можно говорить долго, но не в том режиме, в котором о них сейчас преимущественно говорят. Я утром, едучи на работу, включил «Милицейскую волну» и услышал в новостях, что Гергиев, наш выдающийся дирижер, вдруг тоже заговорил о спорных территориях. Нет у нас спорных территорий. Курильские острова, бесспорно, наши по истории освоения, всем мыслимым договорам, международных канонам и так далее. По результатам Второй Мировой войны эти острова наши.
- Владимир Павлович, но ведь в 1905-м Россия отказалась от островов в пользу Японии.
- И в Крымскую войну, и в Русско-Японскую мы потерпели поражение. Отдали Сахалин, Курилы. Но – и это очень важно - мы не потеряли, как сейчас говорят, субъектность. Мы остались страной. А Япония и Германия после признания полной безоговорочной капитуляции прекратили свое существование, как те страны, которые входили в войну. Все договора не имеют никакого отношения после поражения, и эти страны были серьезно ограничены в правах. И до сих пор ограничены. Германия в 73-м году, когда с ее баз американцы полетели помогать Израилю в войне Судного дня, попыталась робко выступить, ее поставили на место. И сказали, а ты кто такая? Ты потеряла суверенитет, у нас есть Канцлер-акт, который обязывает тебя следовать в фарватере нашей политики. Поэтому никаких заявлений, согласований не будет. Точно так же примерно Штаты ведут себя и с японцами. Окинава и так далее были, есть и будут.
Тема спорных территорий – это попытка размыть основополагающие ценности российские, что мы победили в войне. Это не просто спорные острова.
- А что еще?
- Отдать территорию – это начать процесс пересмотра итогов Второй мировой войны. Дать возможность Германии требовать назад Эльзас и Лотарингию, Чехии и Германии требовать назад у Польши Силезию, Италия может начать требовать у Греции Додеканесские острова, которые были переданы. Практически вся послевоенная конструкция, которая держится на Сан-Францисском, Ялтинском договорах, рухнет. Это теоретически недопустимо. Это просто начнет работать эффект домино. И в отношении не самых слабых государств.
- Владимир Павлович, ну смотрите - Шикотан, Хабомаи, Итуруп, Кунашир. Что такого в них русского? Они даже звучат не по-русски, а мы говорим, что они наши. В чем их польза для нас?
- Запомните. При наличии южных Курильских островов в составе России, а они будут там навечно, мы имеем Охотское море нашим внутренним морем. Передав эти острова, мы теряем пять тысяч километров территории и превращаем море в российско-японское. Автоматом. Мы теряем 200 тысяч квадратных километров экономической зоны. Охотское море становится проходным двором. Ну, раз уж дошли до пользы, то имейте в виду, что в акватории островов богатейший животный мир, имеющий уникальную промысловую ценность. Важнейшие рыбные промыслы в Охотском море. Сейчас им хозяева мы, а не японцы, которые на весь мир славятся своим хищническим отношением к природе.
Но это еще не все, что касается акватории. Отдав японцам даже два южных острова, мы, наш Военно-морской флот теряет важнейшую артерию. Все Охотское море замерзает, не замерзают лишь проливы между двумя южными Курильскими островами. Как наш флот будет выходить в Тихий океан, если ему перекроют незамерзающие проливы?
- Надводный?
- Да, надводные корабли. Наш флот при желании Японии будет заперт во Владивостоке, а Япония – военный союзник США. Тихий океан превратится для нас в Черное море. Там Турция контролирует, а здесь будут Япония и США. Ведь мгновенно на Итурупе и других островах появятся американские военные базы. И мы превратимся в абсолютно уязвимую страну с военной точки зрения …
А есть еще 5 тысяч километров островных территорий. И непростой, и не пустой - доложу я вам. Итуруп, например, оказался уникальным местом с точки зрения наличия рения. Это ценный редкоземельный металл. Он применяется для создания тугоплавких сплавов. В ракетостроении, в самолетостроении. У него точка плавления более трех тысяч градусов. И сталь с добавкой рения приобретает абсолютно другие качества. Рений применяется в электрохимии, для создания гаджетов. Его стоимость колеблется от 1000 до 4000 долларов за килограмм. Все мировые запасы рения составляют порядка 13 тысяч тонн. Причем, большая часть рения добывается сложным и дорогостоящим способом. При эксплуатации так называемых медно-молибденпорфировых месторождений, где он содержится в мизерных количествах, его извлекают в микроскопических дозах и обогащают, причем, по очень тяжелой и дорогой схеме. А вулкан Кудрявый 20 тонн рения может дать в год. Причем, просто осаждающегося из паров рения. Там завод сейчас строится. Может, рений тоже японцам отдать?
США ПОМЕШАЛИ ПЕРЕДАТЬ КУРИЛЫ ЯПОНИИ
- Но почему тогда ровно 60 лет назад СССР и Япония подписали Декларацию, по которой согласились отдать японцам два южных Курильских острова после подписания договора о мире между странами?
- Декларация - это правильный термин. Это всего лишь протокол о намерениях, а не договор. Что тут сказать? Хрущев был товарищем самобытным. Он легко закладывал мины замедленного действия – он и Крым передал Украине, который к ней никакого отношения не имел. К счастью, в историю с этой декларацией вмешались американцы. У них главной задачей было не допустить сближения СССР с Японией. И они предъявили японцам ультиматум, что если те вдруг вздумают говорить о приеме двух курильских островов, США оставляют за собой право и немедленно аннексируют, как страна-победитель, острова Рикю и Окинава. И пообещали все мыслимые кары. Так американцы спасли наши острова для нас. И прецедент пересмотра итогов Второй мировой войны не случился.
- То есть наши заклятые хотя бы тут нам помогли, получается?
- Да. Наши заклятые партнеры. Кстати, они и в интервенцию 1920 года высадились не для борьбы с большевиками. Большевики провожали американцев оркестром, когда корабли уходили.
- А зачем?
- Чтобы не дать японцам взять под свой контроль Транссиб и самим сделать это.
- Кстати, Александр Исаевич Солженицын тоже советовал Ельцину отдать острова японцам. Дескать, не стоит, нехорошо, не наши.
- Я к Солженицыну хорошо отношусь, но в этом вопросе он абсолютно не разбирался. Кстати, у меня с ним история одна связана. Когда он возвращался в Россию через Владивосток в Москву, останавливался в каждом городе на день, а в Благовещенске - на три дня. И попросил обязательно организовать ему поездку в Китай. Он, дескать, ехал с сыном Ермолаем, китаистом, который ни разу не был в Китае. И сам бы он хотел посмотреть Китай. Я обратился в уполномоченные органы Китая с просьбой принять Солженицына. Из КНР ответили отказом. Были у меня тогда рычаги влияния на Китай. И они с большим трудом, под угрозой немедленных моих ответных санкций согласились принять Солженицына. Я спросил у китайцев: почему вы не хотите принять его? Они ответили: а почему мы его должны принимать? Мы коммунистическая страна. Он враг коммунизма, значит, и наш враг. И только из уважения к вам мы разрешили. Возвращаясь к теме: Солженицына в расчет брать нельзя. Он ни малейшего отношения к международным делам не имел. Он только вернулся в Россию, совершенно был не в теме. И это были высказывания некомпетентного в этом вопросе частного лица.
ПРОВАЛЬНЫЕ ДЕВЯНОСТЫЕ
- А в 93-м году что вынудило наших дипломатов признать наличие проблемы «спорных островов»? Почему не ответили, как нам японцы в 1905-м: «Война перечеркивает все договора и вы потерпели поражение. И давайте исходить из сложившейся обстановки».
- В 93-м году наших дипломатов не было. Был господин Козырев. Я помню анекдот тех времен, когда Ельцин спрашивает Клинтона, почему у того хорошо идут дела в международном плане, а у него самого не идут. Клинтон ответил: потому что у меня два министра иностранных дел, мой и твой. А у тебя ни одного.
Те годы – это период нашего поражения. Тяжелейшего. Мы тогда совершенно всерьез считали, я это заявления знаю, что нам не нужна армия, что у нас нет врагов. Когда я заступил на должность губернатора Амурской области, поднял сводки по переходу границ. И оказалось, что наша граница проходной двор. Китайцы переходят границу, как хотят. Причем, они перед нерестом красной рыбы, а она нерестится в левых притоках, в российских притоках Амура, переходили границу, опускали пахнущие неприятно для рыбы вещества. И рыба уходила направо и нерестилась там. Я договорился тогда с Николаевым, что буду наводить порядок.
- Это глава погранслужбы тогда?
- Да. Он сказал, хоть всех увольняйте. И я выстроил человек 17 полковников и капитанов-командиров заставы. Говорю: как прикажете понимать этот проходной двор? И меня поразил вскрик одного из капитанов: а что же нам, стрелять в них? Это человек, который обязан стрелять, охранять границу. Армия была настолько затюкана, что человек в погонах стал миротворцем. Так что я бы не считал то время.
Все должны понять: самое главное – это наша территория. Против нас ведется информационная война, гибридная, как угодно. Нашу страну в обычной войне победить невозможно. Если мы уцелели в Смутное время, когда поляки сидели в Кремле, шведский корпус ходил и грабил наши города, когда сплошные самозванцы были. Молчу про Наполеона, крестоносцев. И Гитлера. По сравнению с шестисотыми годами, с началом семнадцатого века это семечки. Тогда власти у нас не было. Народ вернул себе власть. И Россия даже в то время немыслимое уцелела и сохранила субъектность, не оказалась разделенной.
А сейчас поднимаются вопросы, которые разделяют нацию. Чтобы победить Россию, русских, а я считаю русскими тех, кто думает по-русски. Термин «россиянин», что придумал Ельцин, мне не нравится. Сейчас определенные силы предпринимают усилия растащить нас по разным квартирам, дать возможность народам до хрипоты спорить, кому принадлежат острова, украинец ты или нет, кому принадлежит Крым, чеченец ты или нет.
- Если допустить фантастическую на Ваш взгляд версию, что два южных острова Курильской гряды все же отдадут японцам…
- Это может дать толчок распаду всей России. Поскольку страна мгновенно разделится на тех, кто будет требовать возвращения островов, тех, кто с этим смирится, и тех, кто захочет продолжения Курил в других регионах. И это даст толчок к сепаратизму во всем мире. Мгновенно обострятся проблемы в Испании, Шотландии. Барселона рванет, та же Силезия вспомнит, что она германская. И это будет работать на наших заклятых партнеров – США.
- Которые сейчас поддерживают Токио в вопросе о «северных территориях»?
- Безусловно. Но, заметьте, в Японии даже никто не пикнет, что у нее есть утраченные южные территории. Каролинские, Маршалловы, Марианские острова. Которые перешли под юрисдикцию США так же, как и Курилы под нашу, после войны.
ОТ КАЛИНИНГРАДА ДО КУРИЛ
- Я когда бывал на Дальнем Востоке, то слышал от местных предпринимателей, а может, дескать, нам задружиться с японцами против Китая и пользоваться Курилами совместно?
-- Исключено даже теоретически. Против кого-то дружить – это создавать военные союзы, которые приведут к войне в обязательном порядке. Нам надо думать об ином будущем. Я в свое время общался с Кириллом, нынешним Патриархом. Тогда он был архиепископ Смоленский. И предложил ему идею, которую то ли он, то ли с его помощью реализовали, чтобы решить проблему Курил навсегда - построить здесь православный храм. На одном из этих островов. Потому что он будет здесь иметь большее значение, чем даже военная база.
- А почему на одном, а не на всех?
- Согласен. Мы должны отметить наши территории, нашу победу у Великой отечественной войне, когда мы спасли человечество, мы должны в Калининграде создать храм Победы и на Курилах. Крайний запад и крайний восток. Причем, на это можно будет собрать деньги по народной подписке. В Калининграде я бы поставил памятник Александру Невскому, который разгромил крестоносцев на западной точке. В Петрограде нужен хороший и еще более монументальный памятник Петру. На мысе Челюскина, может, памятник исследователю Арктики Колчаку. Подумать, кому поставить на Южных Курилах.
- Может, как русские казаки, которые открыли эти острова, поставить гигантский крест?
- Сейчас у нас есть проблема Мавзолея. Все день и ночь спорят, что делать с Лениным. Почему бы не захоронить его на Курилах? Это превратится в место паломничества коммунистов всего мира. И после этого даже нашим всяким либералам мысль отдать острова не покажется здравой.
- Может, лучше Ельцина туда? И либералы потянутся.
- Ельцина надо захоронить где-нибудь на Земле Франца-Иосифа, потому что тут для него слишком комфортно. Острова – красивейшее место. Это уссурийская тайга. Ель растет, магнолия, бамбуковые заросли. Это великолепная погода, климат и растительность. Рай для туристов.
- Ну да, рай. В который неделями не попасть из-за погоды. Вы же не думаете всерьез, что памятниками можно развивать территории.
- Такое своеобразное межевание территорий. Памятники имеют гигантское значение. Они на подсознательном уровне действуют. А что касается развития - острова надо осваивать. Как Сталин осваивал Черноморское побережье? Он приказал всем министерствам открыть там базы отдыха. И все министерства выполнили приказ Сталина. Сейчас у нас есть туча олигархов, которые покупают клубы в Лондоне, в Нью-Йорке. Каждый из них обязан, если поступит распоряжение, построить инфраструктуру на одном из островов, потому что там нет серьезных аэропортов, гостиниц.
Курилы – исключительный объект для туризма, если обустроить. Почему Курилы надо обустраивать вместе с японцами? Есть, кому обустроить. Сами, с китайцами, создав международный консорциум или холдинг. Это настолько уникальное место, что турист туда валом пойдет. На порядок лучше «Роза-Хутор».
СТРАНЕ НУЖЕН ФАК!
- С китайцами, говорите? Которые отличаются тем, что где появляются, там оседают и вгрызаются буквально.
- Поверьте, это лишь до тех пор, пока власть достаточно коррумпирована. При мне китайцы в Амурскую область не вгрызались. Я создал постоянно действующую операцию «Заслон». Милиция арестовывала всех людей, которые были с нарушением паспортного режима. И они подвергались серьезным штрафам. Причем, 80 процентов штрафов шло милиции. Из них половина наряду, которая арестовала нарушителя, а половина милиции как организации. 20 процентов шло в бюджет Амурской области. Товарищ лейтенант охотился не за местной бабулей с укропом, а за нарушителем паспортного режима. Он знал, что если он арестует китайца, грузина, украинца, без разницы, он гарантированно получает свои 30-40 тысяч рублей (неденоминированных в ценах тех лет – прим. авт.) на наряд, а наряд – это два человека. Если сейчас эту вещь сделать, практически ни одного китайца не останется. А когда у товарищей китайцев, которых мы арестовывали, не было денег на депортацию, а это 200 долларов, а я не обязан их депортировать за бюджетные средства, я разрешил милиции создавать трудовые армии. И они работали, зарабатывали свои 200 долларов.
- Чтобы штраф заплатить и на билет.
- Да. А как же? Что такое коррупция? Сейчас это один из главных элементов гибридной войны. И самых удачных. Я вспоминаю Януковича. Не будь коррумпирован Янукович, не держи он все деньги в западных банках, Украина бы сохранилась без гражданской войны.
Поэтому я и предлагаю приравнять коррупцию к преступлением против государства. И создать Федеральный Антикоррупционный Комитет (ФАК) при Верховном Главнокомандующем. Он должен следить за высшими чиновниками России. Министерство обороны напрямую подчиняется Верховному, и этот комитет должен подчиняться ему. Как гвардия у Петра, когда любой сержант из преображенцев мог приехать хоть к тогдашнему губернатору и арестовать его где-нибудь в Туле или Ярославле, убедившись, что тот берет взятки. Я так думаю, что Петр и Меньшикову разрешал воровать (а Меньшиков уворовал полтора бюджета страны), потому что он знал, что это в одном месте и не надо будет гоняться за каждым рублей. Просто потом пришли и забрал у Меньшикова все и сослали в Березов без ничего.
- Название хорошее, даже в аббревиатуре. Вот только будет ли действенно?
- Я же не с чистого листа говорю. Был опыт. Я начал свою работу в Амурской области именно с борьбы с коррупцией. Но там применил экстремальный метод. Я раз в неделю выступал по радио, раз по телевидению, и каждому жителю дал возможность позвонить мне по телефону. Объявил свой прямой домашний телефон в эфире прямом.
- Представляю, как раскалился аппарат…
- Месяц жил в режиме без сна и без отдыха. А затем звонков стало меньше, потом еще меньше. Затем я собрал 28 глав районных администраций и сказал, что если из вашего района за неделю мне поступит более, чем два звонка, я дам в прямом эфире домашний телефон каждого из них. И все это помогло. Но в стране это не сделаешь. Стране нужен ФАК.
МИРНЫЙ ДОГОВОР НАМ НЕ НУЖЕН
- Президент в декабре собирается в Японию. Вы не боитесь, что вопреки Вашим прогнозам будут поиски какого-то консенсуса? Уступки какие-то японцам.
- Если даже Ельцин, которые считал, что все наши друзья, Америка нам поможет, не пошел на эти уступки, то нынешний президент не должен пойти на это ни при каких условиях. Он человек умный, он не может не понимать, что этим расколет общество настолько, что потом его не собрать. И перечеркнет все, что он сделал.
Вообще, тех, кто употребляет термин «спорные территории», я бы штрафовал. Нет у нас таких, а если это сотрудники МИДа, например, то немедленно бы увольнял.
- И направляли бы на развитие Курильских островов?
- Но в другом статусе, в робах и с хорошим шанцевым инструментом.
- А как же мирный договор с Японией?
- А он нам не нужен. Мы с ней и так в мире. Россия не воюет с Японией и не находится в состоянии войны. Вы что, забыли. Япония КАПИТУЛИРОВАЛА!
Справка «КП»
Владимир Павлович Полеванов родился в Харькове в 1949 г. С октября 1993 по ноябрь 1994 г. занимал пост главы администрации Амурской области. По многочисленным отзывам, за этот период сумел победить коррупцию в регионе. Был замечен и в ноябре 1994-го назначен в Москву, председателем Госкомимущества, зампредом правительства РФ. Проработал на должности 2 месяца, возмутился приватизацией «за копейки», отобрал пропуска у иностранцев-консультантов из команды Чубайса на вход в учреждения своего ведомства. В результате был смещен Чубайсом.
Доктор г-м наук, академик РАЕН, Главный геолог ФБУ «Росгеолэкспертиза».
Александр ГРИШИН |