Есть, как известно, в России компания Росагролизинг. Предназначение её — содействовать механизации сельского хозяйства и развитию сельхозмашиностроения. Государство за 15 лет существования этой организации вложило в её уставной фонд 83 миллиарда рублей.
Компания развивается с переменным успехом, периодически случаются скандалы. Сейчас вновь настал острый момент.
Компания Росагролизинг должна компании Ростсельмаш за поставленную технику 1,5 миллиарда рублей. Просрочка по некоторым платежам составляет полгода. Это существенная сумма и существенный срок. Наличие такой задолженности и неясность со сроками её погашения затрудняют планирование, нарушают ритмичность работы завода и тормозят его развитие.
Более того. В какой-то момент руководство Росагролизинга без объяснения причин решило вообще прекратить закупки техники Ростсельмаш.
Это не только в очередной раз ударило по планам завода, но и уже наносит ущерб сельскому хозяйству.
Руководители хозяйств не могут получить необходимую им технику, не понимают причин этого, и не получают разъяснений.
Здесь представлены некоторые из вала писем, в которых аграрии выражают своё недоумение.
Ситуация странная, поскольку деньги на счетах Росагролизинга есть. По данным Счётной палаты, на счетах компании лежат 4,5 миллиарда рублей. Странно также то, что техника производства других компаний, в том числе иностранных, закупается и передаётся в лизинг.
Внятных объяснений, повторяю, нет, поэтому приходится догадываться.
Ростсельмаш в чём-то провинился, не выполнил или не догадался выполнить какие-то условия?
Не знаю. Претензий не предъявлялось. Теряемся в догадках.
У Росагролизинга действительно нет денег? Компания банкрот?
В это непросто поверить. Получить 83 миллиарда рублей, от использования которых государство не требует прибыли. Занимать на рынке исключительное положение, раздавая закупленную технику под 3,5% годовых в то время, как все конкуренты не могут требовать меньше 20%. Оперировать не только сельхозтехникой, но и иметь возможность финансировать строительство элеваторов, теплиц, импортировать скот, т.е. вкладывать деньги в наиболее прибыльные сектора, которые заведомо будут поддерживаться государством. Иметь возможность работать только с лучшими поставщиками и с лучшими заёмщиками, снимать с аграрного рынка пенки, и оказаться банкротом? На это нужен невообразимый талант.
В любом случае, как бы ни разгадывалась загадка. Скандал уже не первый, подобные случались и при прежнем руководстве, при Елене Борисовне Скрынник.
Ущерб от таких "загадок", эффект непредсказуемости лизингового монополиста перевешивает полезные стороны его деятельности. Поэтому организацию лизинга сельхозтехники в России надо реформировать.
От имени ассоциации Росагромаш, не в первый раз предлагаем: вернуть деньги Росагролизинга в бюджет.
На рынке есть большое количество региональных лизинговых компаний, у которых в настоящее время условия передачи техники в лизинг хуже, чем условия приобретения техники в кредит.
Возвращённые в бюджет средства предлагаем направить на поддержку частных лизинговых операторов и по аналогии с автопромом субсидировать авансовый платёж при передаче техники в лизинг.
Второй вариант — направить средства Росагролизинга на реализацию программы субсидирования сельхозтоваропроизводителей по постановлению Правительства №1432.
Любой из двух предлагаемых вариантов наведёт порядок на внутреннем рынке сельхозтехники, сделает его понятным и предсказуемым, окажет существенное положительное влияние на потребителей и производителей сельскохозяйственной техники, будет способствовать росту производства сельхозмашин на отечественных предприятиях.
Константин Бабкин |