Размещение «Искандеров» и С-400 в Калининградской области «дестабилизирующим» образом влияет на безопасность в Европе. Об этом в ходе регулярного брифинга для журналистов заявил официальный представитель Госдепартамента США Джон Кирби.
«Мы понимаем, что у России есть право проводить учения своих обычных и ядерных сил на собственной территории», — признал Кирби. Но «Искандеры» и С-400 под Калининградом он почему-то расценил как угрозу «безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе». И призвал Россию отказаться от переброски ракетных комплексов к границам Центральной Европы. Поскольку, по его мнению, ситуация «не требует такого военного ответа».
Сообщения о том, что Россия разворачивает в Калининградской области оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М», появилась в западных СМИ еще в начале октября. Министр обороны Сергей Шойгу заявил в связи с этим, что Москва вынуждена принимать меры оборонительного характера из-за того, что НАТО наращивает наступательный потенциал на границах России и Белоруссии.
А в начале недели — 21 ноября — стало известно, что группу войск в Калининградской области усилили еще береговыми ракетными комплексами «Бастион». По словам источника «Интерфакса», «дивизион вошел в состав ракетного соединения Балтийского флота».
«Бастион» оснащен сверхзвуковой самонаводящейся противокорабельной ракетой «Оникс» — боекомплект может включать до 36 ракет. Предназначен для защиты морского побережья, протяженностью свыше 600 км, и поражения надводных кораблей различных классов и типов. А также одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия.
По словам Шойгу, на сегодняшний день «Бастионы» фактически закрыли все побережье Балтики в районе Калининграда.
Именно о них, как уточняет ТАСС, Кирби и просили рассказать во время брифинга. Но он по неизвестной причине зачитал заявление, касающееся «Искандеров» и С-400. О «Бастионе» даже не упомянул.
Но вряд ли Кирби, как человек военный — контр-адмирал, не в курсе общей ситуации, которая заставляет нашу страну повышать обороноспособность на западных рубежах. Трудно поверить, что он ничего не слышал о продвижении НАТО к границам России, об увеличении численности американских войск в странах Восточной Европы, и о развертывании инфраструктуры ПРО в Румынии и Польше.
То есть, западная военная машина одним колесом — условно говоря — уже заехала на нашу границу, а мы должны их приветствовать хлебом-солью? Странная логика. И уж если Госдепартамент так волнуется о европейской безопасности, то должен был бы подумать — прежде всего — кто тут кого подставляет?
— Кирби — военный. То есть, представляет, прежде всего, не дипломатический корпус, а военно-политический истеблишмент, — комментирует заявление представителя Госдепа военный эксперт Центра анализа, стратегий и технологий (АСТ-Центр) Сергей Денисенцев. — А военно-политический истеблишмент любой страны, включая США, заинтересован, в первую очередь, в увеличении военных расходов. Им нужно больше авианосцев, подлодок, самолетов, ракет и т. д. А для того, чтобы американское, к примеру, общество на все это радостно соглашалось и за все это платило, нужен, как минимум, злобный враг, который что-то там дестабилизирует.
Традиционным таким жупелом для Запада выступает Россия. Поэтому любое наше действие, направленное на обеспечение собственной обороноспособности, там освещается как дестабилизирующий шаг. И в этом смысле логика Кирби понятна.
«СП»: — Напугать обывателей до смерти, чтобы ВПК ни в чем не нуждался?
— Может, не до смерти. Но как-то напугать — да. Чтобы объяснить своим налогоплательщикам, зачем надо тратить такие горы денег на поддержку американского оружейного лобби.
И эти вещи — понятно — не связаны с эмоциональной реакцией Кирби, с тем, что он что-то не понимает. Все он прекрасно понимает. И работают эти ребята на свои интересы.
Зачем, скажите, эта искусственно созданная напряженность в Прибалтике, которая не стоит выеденного яйца. Никто не собирается на Прибалтику нападать. Нет, они, может, и хотели бы. Но нам это не нужно. Никак.
То есть, по большому счету, нет никакого смысла американцам размещать там какие-то свои дополнительные силы. Разворачивать танковый батальон. Все как бы понимают, что эти меры не влияют существенно на баланс сил.
«СП»: — Если понимают, то что делают там?
— Информационный фон от них очень большой идет. И люди, далекие от этой темы, как-то этот информационный фон воспринимают. Скажем, человек, который даже не понимает, где этот Калининград находится, но слышит заявление Кирби, и у него тут же откладывается: «Вот опять эта злобная Россия что-то там дестабилизирует. Значит, я должен платить налоги, которые пойдут на американские вооруженные силы, и в том числе на таких парней, как Джон Кирби».
Мы живем в XXI веке. Главное не что есть на самом деле, а как это выглядит в информационном пространстве. В информационном пространстве это будет выглядеть однозначно — «злобная Россия» развернула ракетные комплексы, чтобы взять в заложники Северную Европу — условно. Хотя терминология может быть и другой…
Но кто бенефициант этой «рекламной кампании»? Это американские и европейские военные.
Причем, европейцам она нужна еще больше.
«СП»: — Поясните.
— США сохраняют на довольно высоком уровне военные расходы, а многие европейские страны со вступлением в НАТО опустили их до одного процента. У некоторых членов альянса просто декоративные вооруженные силы. И им в этом плане приходится туго — нужно объяснять своим налогоплательщикам, зачем им тратить деньги. А затем, чтобы как раз противостоять «агрессивной политике Москвы» и этим «Искандерам».
И плюс американцам, конечно, нужно объяснять гражданам европейских стран, зачем вообще нужны их военные базы в Европе. Потому что есть люди, которые считают, что им нечего там делать.
Вот Кирби и другие парни разъясняют…
«СП»: — Они могут искать свою черную кошку в темной комнате сколько угодно. Но ЕвроПРО — это не фантом, а самая настоящая реальность. С точки зрения безопасности страны, насколько эффективны последние меры нашего Министерства обороны?
— Вопрос сложный. Потому что основа нашей обороноспособности — это все-таки ракетно-ядерный щит. Речь идет о межконтинентальных баллистических ракетах. Ракетах, которые размещены на подводных лодках.
Это основа нашего щита. Размещение «Искандеров» — это, скорее, демонстративный ответ НАТО. Вы разворачиваете ПРО — мы размещаем на западных рубежах «Искандеры».
«СП»: — Но их управляемые ракеты тоже могут оснащаться ядерной боеголовкой…
— Могут. Но до Кирби они не долетят. Потому что радиус ее действия 500 км. Зато многие страны НАТО, в том числе Польша и восточные земли Германии, под вероятный удар вполне подпадают.
Военный историк, директор музея противовоздушной обороны Юрий Кнутов расценил заявление Госдепа как прием психологической войны:
— Цель все та же — подготовить свое общественно мнение и создать иллюзию, что «Россия — агрессор». Чтобы население было готово выступать против нашей страны, если ситуация перейдет все границы и начнется военный конфликт.
Но что меня больше всего поражает, так это наглость и безапелляционность наших «западных партнеров». Если до недавнего времени расширение НАТО и ПРО они пытались объяснить иранской ядерной угрозой, то теперь, когда на Иран кивать вообще нет смысла, стали ссылаться на мнение народа Европы. Мол, это жители Прибалтики приняли такое решение — разместить у себя дополнительные формирования американских морпехов. И они не могут их игнорировать.
Но мы — извините — приняли решение разместить «Искандеры» на своей территории. Не на чужой. Причем, С-400 — это чисто оборонительное оружие. Да, оно не позволяет командным пунктам типа «АВАКС» кружить вдоль наших границ и наводить истребители, бомбардировщики или крылатые ракеты для ударов по нашей территории. Если такой самолет поднимется, он тут же будет сбит системой С-400.
«Искандеры» под Калининградом появились не просто так. А после того, как наземный комплекс ПРО «Иджис» был развернут в Румынии. К тому же, мы знаем, что 2018 году еще одна система наземного базирования «Иджис», но усовершенствованная, появится в Польше. Открыто говорится о трех типах ракет, которые эти системы способны применять. Это ракеты противовоздушной обороны, противоракетной обороны (стандартные SM-3), и соответственно, крылатые ракеты.
Но есть еще четвертый тип ракеты, разработанный недавно американцами — баллистическая ракета средней дальности. Это модификация противоракеты SM-3, которая может находиться в шахте. Мы знать не знаем, что она там есть. А она за семь минут долетает до Москвы. С ядерным зарядом.
Таким образом, мы оказываемся под прицелом. И очень серьезным. Поэтому «Искандеры» — это ответная мера. То есть, если вы нас взяли на прицел, то мы вам отвечаем тем же самым. Вам это не нравится? А нам должно?
Светлана Гомзикова |