1.3 Сосуществование вертикальных и горизонтальных сетей
Конкуренция вертикальных и горизонтальных сетей
Сетевые технологии дают принципиально иной уровень для коллективного формирования стратегии и коллективного принятия решений. Они позволяют сместить от индивидуального к коллективному центры знаний и власти. Интеллект с открытым кодом (общедоступный для просмотра, изменения и использования для своих нужд) в перспективе будет производить результаты, превосходящие произведенные системой, запрещающей свободную модификацию исходного интеллектуального продукта. Коллективный интеллект особенно важен для процесса демократизации общества, поскольку он основан на знании, поддерживаемом совместным использованием идей, и поэтому он лучше обеспечивает взаимопонимание в разнородном обществе. Без коллективного интеллекта люди могут довести себя до вымирания, вызванного борьбой эгоистических нужд[31],[32].
Главные свойство горизонтальной сети: саморегулирование, стремление к расширению и к включению в себя как можно большего числа разнородных участников, рост интенсивности взаимодействия участников, увеличение потоков информации, быстрое изменение состава и структуры сети.
Мощь горизонтальной сети определяется тем, что в её рамках в прямое взаимодействие между собой вступают элементы, которые никогда прежде не соприкасалась. Последнее властвующие элиты пытаются компенсировать объёмом централизованной информации, обрушиваемой на граждан и её искажением.
Конкуренция вертикальной и горизонтальной сети касается и общества имитационной демократии, структуру которого власти пытаются деформировать в сторону вертикальной сети. При определённом уровне сложности общества система имитационной демократии не позволяет эффективно решать политические и экономические задачи. Это связано с тем, что вертикальная сеть властвующей элиты целенаправленно и последовательно блокирует механизм автоматического регулирования, потенциально заложенных в демократические институты власти, делая их имитационными.
Выход из этой тупиковой ситуации – частичное преобразование вертикальной сети в горизонтальную, деятельность которой согласована в системе общих интересов и целей. Но властвующая элита предпочитает искусственно создавать подконтрольные ей новые горизонтальных сетей. Деятельность этой горизонтальной сети пытаются жестко вписать в старую иерархию и в старую систему достижения непубличных, как правило, корыстных, целей и интересов их инициаторов. Это нарушает основной принцип деятельности горизонтальной сети – самостоятельность субъектов.
Таким образом, возникает угроза, что вырвавшись из вертикальных сетей власти, человек сегодня оказывается во власти искусственно созданных горизонтальных сетей системы имитационной демократии.
Преимущество горизонтальных сетевых структур при решении целого ряда важных проблем современного социума не означает, что вертикальная сеть (централизованные иерархические структуры, в том числе и бюрократического типа) полностью утрачивают свою важность. Именно централизованная структура должна консолидировать политическую нацию, защищать интересы государства в международных организациях, укреплять национальную безопасность, развивать национальную экономику.
Рационально функционирующие горизонтальные сети не препятствуют выполнению вертикальными сетевыми структурами государственной иерархиям своих специфических функций. Они выступают в социуме как мощное дополнение для оптимального функционирования власти, используя не бюрократические и не рыночные механизмы. Решения горизонтальными сетевыми структурами принимаются более медленно, чем централизованными иерархиями с единым лидером (требуется консенсус), но лучше отвечают запросам общества.
Несмотря на конкуренцию и противостояние горизонтальных и вертикальных сетей возможен компромисс, основанный на взаимодополнении и взаимопроникновении горизонтальных и вертикальных, иерархических сетевых структур.
Так, например, возможен конструктивный равноправный диалог между вертикалью государственного аппарата и горизонтальным гражданским обществом без диктата со стороны первого. Фрагменты политической бюрократии могут быть включены в состав горизонтальных социальных сетей, генерирующих стратегические ориентиры. В свою очередь горизонтальные сетевые группы могут входить как отдельные звенья в состав государственного аппарата, причём не только в роли консультирующих экспертных организаций, но и как фрагменты системы, выполняющие определённые функции.
Не менее важным является потенциал горизонтальных сетей достигнуть единства мнений и по политическим и экономическим вопросам не иерархическим путем. Пронизывающая современное общество сложная система вертикально- и горизонтально- интегрированных сетей связывает не только конкретных людей, но и идеи, способы действий, построенные на формальных и на неформальных отношениях. Поддерживая взаимовыгодное взаимодействие, сети аккумулируют значительные ресурсы для достижения общих целей участников. Горизонтальные сети эффективно используют индивидуальные ресурсы: знания, престиж, информация, богатство, бюрократический и силовой потенциал. Важнейший ресурс - умение генерировать информацию и манипулировать ею, т.е. влиять на менталитет, смыслы и целеполагания общества.
Манипуляция почти хаотической глобальной сетевой системой является высшей формой управления в современном мировом сообществе.
Конфликтный и антиконфликтный потенциал сетей
Взаимодействия горизонтальных и вертикальных сетей имеет два принципиально разных уровня. С одной стороны, человечество - единая целостная система, ориентированная на решение глобальных задач вне зависимости от нации, региона, вероисповедания и др. С другой - оно разбито на самостоятельные, конкурирующие и даже конфликтующие национальные, региональные, культурные, конфессиональные подсистемы.
В реальном обществе интегрированные в единую структуру вертикальные и горизонтальные сети имеют как конфликтный, так и антиконфликтный потенциал.
Для вертикальной сети характерно стремление контролировать определённую территорию, рассматривая её не только как географическое пространство, но и как конгломерат материальных и финансовых ресурсов, информации, как геополитический потенциал. Вертикальная сеть стремится установить в обществе единообразие в целеполагании, идеологии, культуре и т.д., укрепить государственность, обороноспособность, национальную экономику и валютно-финансовую систему. Она всегда конфликтует с «чужой» вертикальной сетью и рамки допустимого конфликта для национальных государств регламентированы Вестфальским соглашением. Но это не значит, что вертикальные сети соблюдают эти международные правила.
Как правило, вертикальные иерархические сети пытаются подавить горизонтальные сетевые структуры, подмять их под себя. Всё это вынуждает горизонтальные сети защищать свою организационную целостность и свои интересы. Они легко это могут это сделать, поскольку вертикальная сеть не может противостоять горизонтальной сети, достигшей критической величины.
Горизонтальные сети занимаются не только самозащитой – они не признают границ взаимодействующих с ними вертикальных и горизонтальных сетей, активно пытаются их поглотить. Горизонтальные сетевые структуры в конфликтах с иерархиями используют преимущества сетевых методов борьбы:
· инфильтрацию (введение в состав иерархий максимального числа членов сети);
· перколяцию (пропаганду идейных установок и целей сети в социуме, в том числе онлайн - средствами, для достижения “молчаливой поддержки” максимального числа сограждан).
В результате наличие межсетевых границ вертикальных и горизонтальных сетей чревато межсетевыми конфликтами. Ситуацию усугубляет то, что реальная сеть современного общества является суперпозицией вертикальной и горизонтальных сетей, что резко повышает конфликтность сетевых структур. В современном обществе мы наблюдаем, как ведущие государства Запада пытаются подавить национальные сетевые структуры очередной страны – жертвы и заменить их подконтрольными сетями для приобретения контроля над всей страной.
В современном конфронтационном мире именно антиконфликтный потенциал горизонтальных сетевых структур может сыграть определяющую роль[33], поскольку горизонтальная сеть способна перехватывать у иерархических структур контрольные и регуляторные функции. Склонная к конфликту иерархическая вертикальная система пронизывается вездесущими и вначале незаметными горизонтальными сетями, которые перехватывают контрольные функции у иерархических лидеров, резко ограничивая свободу их действий, в предельном случае они способны даже подчинить себе властную вертикальную сеть.
Отказ бюрократии от работы с горизонтальными сетевыми структурами ведёт к их подавлению там, где они целесообразны и к росту управленческих издержек государства. В то же время должен быть ограничен бесконтрольный рост горизонтальных сетей в тех сферах социума, где они могут принести вред (деструктивные сети, криминал, аморальные сети и т.д.).
Ю.А. Лисовский
http://www.za-nauku.ru/ |