В ближайшие 20 лет население начнет доплачивать государству за медицинские услуги, считают эксперты Высшей школы экономики. Это связано с тем, что власти не смогут полностью финансировать здравоохранение
Доступность медицинской помощи в стране в ближайшие 20 лет ухудшится, и население может начать доплачивать государству за медуслуги, пишут эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ) в отзыве на проект бюджетного прогноза России до 2034 года. Свое заключение ВШЭ направила в Министерство финансов.
Причина ухудшения доступности медицинской помощи — демографическая ситуация, указывают аналитики. К 2034 году трудоспособное население России сократится на 4,4 млн человек, а количество пенсионеров вырастет на 5 млн.
Поскольку потребность стареющего населения в помощи врачей вырастет, а дополнительные источники финансирования сферы здравоохранения еще не найдены, медуслуги неизбежно станут менее доступны, отмечают в ВШЭ. Сегодня медицина в России на 80% финансируется из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, который пополняется за счет отчислений с зарплат граждан и взносов регионов за неработающее население, и на 20% из федерального и региональных бюджетов. Дефицит средств в фонде есть уже сейчас.
Эксперты предлагают обсудить варианты софинансирования медуслуг населением.
В Минздраве с выводами ВШЭ не согласны. В пресс-службе ведомства замечают, что бюджет ФОМС будет расти в абсолютных цифрах вместе с ростом ВВП. В ближайшие годы он позволит в полной мере реализовать необходимый объем медицинской помощи, заложенной в программу ОМС, без привлечения дополнительных источников финансирования.
Софинансирование медицинской помощи — неизбежный процесс, который уже запущен, замечает в разговоре с РБК директор Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Владимир Назаров. По его мнению, введение такой формы оплаты на официальном уровне может положительно сказаться на повышении эффективности использования ресурсов в здравоохранении.
Сегодня население использует самую примитивную модель софинансирования. Она заключается в оплате гражданами медуслуг, которые государство по какой-либо причине не может им гарантировать, отмечает Назаров. По данным НИФИ, население оплачивает примерно 40% всего объема медицинской помощи. Самое софинансируемое направление — стоматология.
Другая форма софинансирования, которая пока не используется в России, но ее можно было бы применить, — небольшая фиксированная доплата за любую медицинскую помощь, уверен Назаров. В таком случае на все медицинские услуги следует установить необременяющие тарифы, например, 100 руб. за прием врача в поликлинике.
Наиболее продвинутый тип софинансирования — сочетание ОМС и добровольного медицинского страхования (ДМС): государство по ОМС гарантирует услугу с определенными параметрами. Если пациент хочет улучшить эти параметры, то разницу покрывает его дополнительная страховка.
В анализе вряд ли было учтено развитие современных технологий, в частности таких, как телемедицина (дистанционное обследование и лечение), комментирует отзыв на проект бюджетного прогноза директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. «Новые технологии снизят потребности в ресурсах на здравоохранение. Мобильные сканеры здоровья, дроны, способные доставлять медикаменты и эвакуировать граждан, телемедицина — все это существенно снизит траты на отрасль и поможет избежать привлечения населения к оплате медицинской помощи», — уверена она.
Современные технологии позволяют экономить бюджеты на здравоохранение различных стран, согласен президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. Кроме того, бесплатную помощь всем гражданам России гарантирует Конституция, рассказывает он. Следовательно, вынужденные доплаты населения за медицинские услуги — нарушение конституционных прав.
http://www.rbc.ru/politics/30/11/2016/583e83b69a794787f6c950a2?from=main |