Незадолго до Нового года в Кабардино-Балкарии прошел съезд балкарского народа, который поставил региональным властям ультиматум, пригрозив выходом Балкарии из состава республики. Подобные всплески этнического сепаратизма, похоже, в будущем году будут возникать все чаще, по мере разработки федерального закона «О российской нации». Вопрос, как на это реагировать властям?
Пять миллиардов — на борьбу с экстремизмом
В 2017 году в стране должен быть принят федеральный закон «О российской нации и управлении межэтническими отношениями», который сейчас разрабатывает самый молодой орган власти — Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН). Напомним, что о необходимости создания такого закона заявил президент Владимир Путин в ходе заседания Совета по межнациональным отношениям в Астрахани еще 31 октября.
В ноябре агентство организовало в Пятигорске международный политологический форум «Российский Кавказ», на котором руководитель ФАДН Игорь Баринов рассказал, что в законопроекте речь пойдет о ядре российской культуры, интегрирующем страну в единую гражданскую нацию.
По словам Баринова, сейчас ФАДН разрабатывает государственную программу реализации национальной политики в России, которая рассчитана на срок до 2025 года. Сейчас идет ее согласование с Минфином, поскольку программа «потянет» более чем на 40 млрд. рублей.
В документе будет восемь подпрограмм, из которых самой затратной окажется «Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России» (16,7 миллиарда), а самой дешевой — «Русский язык и языки народов России» (480 миллионов).
Проект федерального закона и госпрограммы уже вызвал бурную дискуссию в российском обществе. В частности, 4 ноября 2016 года, в День народного единства, в Ставрополе состоялось расширенное заседание нескольких славянских и казачьих организаций Северо-Кавказского региона. Они в очередной раз заявили об угрозе дерусификации Кавказа и потребовали от ФАДН, во-первых, законодательно закрепить государствообразующую роль русского народа, а во-вторых, принять государственную программу по поддержке российского казачества.
«Этнический вопрос» отдали силовикам
На борьбу с экстремизмом ФАДН потратит 4,7 миллиарда: на эти деньги в России будет создана национальная система по мониторингу состояния межнациональных и этноконфессиональных отношений. Доля межэтнических конфликтов, выявляемых на ранней стадии благодаря этой системе, должна к 2025 году вырасти с нынешних 50% до 85%.
Курировать эту работу предстоит начальнику Управления по укреплению общенационального единства, доктору исторических наук Абдулгамиду Булатову. Ранее он работал научным сотрудником в Институте этнологии и антропологии РАН, но для ФАДН это, скорее, исключение: почти все руководство здесь — люди в погонами.
Скажем, руководитель агентства Игорь Баринов — кадровый спецназовец, а двое его замов, Андрей Меженько и Михаил Ипатов, — бывшие военные… Ведь подразумевается, что для решения этнических вопросов в России нужна жесткая рука.
Стоит напомнить, что незадолго до Нового года в Кабардино-Балкарии прошел съезд Союза старейшин балкарского народа. Общественники приняли резолюцию из нескольких пунктов.
В частности, они требуют восстановить четыре района Балкарии, существовавших до марта 1944 года (вернув им населенные пункты Хабаз, Кичмалка, Жанхотеко, Зарагиж, Ташлы-Тала и поселок Фанерного завода), а также принять новую программу возрождения балкарского народа.
Переизбранный председателем совета Исмаил Сабанчиев предупредил: если власти КБР не улучшат социально-экономическое положение в горных балкарских селах, то старейшины поднимут вопрос о выходе Балкарии из состава республики.
Правда, не совсем понятно, куда именно может отправиться Балкария.
Стоит напомнить, что этнические активисты уже неоднократно выступали за отделение Балкарии (как правило, когда требовалось создать негативный информационный фон для борьбы с руководством КБР). И вот так, год за годом, политические и этнические требования сменились сугубо экономическими и земельными.
То есть, по сути, началась борьба балкарских общественников за природные ресурсы (в горах и на равнине) под лозунгом о «полной территориальной реабилитации народа». Доходило до того, что активисты даже объявляли единоличной вотчиной балкарцев… даже туристическую отрасль Приэльбрусья.
Почему в КБР снова заговорили о сепаратизме
Возглавивший Кабардино-Балкарию в декабре 2013 года Юрий Коков (отставной генерал, который сам еще недавно боролся с экстремизмом) сразу же принялся «заигрывать» с этническими активистами, пообещав им узаконить самозахваченные балкарцами участки в нальчикском пригороде Белая Речка.
«Земельные договоренности» между Коковым и балкарскими активистами держались от общественности республики в тайне. Но стоило главе КБР затянуть со сроками передачи земли в Белой Речке, как он и получил публичный ультиматум. Балкарский активист Мурадин Рахаев заявил: «Еще мы договорились: узаконим самозахваченные участки, и я прекращаю заниматься общественно-политической деятельностью, что я и сделал бы, сдержи Коков данные нам обещания».
Насколько серьезны сепаратистские тенденции на Северном Кавказе? Этот вопрос «СП» задала специалистам.
Константин Казенин, старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС):
— На протяжении последних десяти лет ряд организаций, выступающих с балкарских этнических позиций, периодически меняют свою политическую линию почти на противоположную. То озвучивают жёсткие требования, связанные с реабилитацией балкарского народа, то пытаются их пригасить и уходят в никуда.
Причины могут быть самые разные, но, наверняка, это решение каких-то политических задач. Выдвижение жестких требований совпадает по времени с тем, когда балкарские этнические активисты находятся в оппозиции к республиканской власти. Речь в данном случае, подчеркну, только о части активистов.
Что касается идеи разделения республики, то она абсолютно нереалистична. Но, видимо, совет старейшин просто хочет показать urbi et orbi, как неудачно складываются дела у главы региона.
Внутри балкарского движения имеется серьезный раскол и противоречие: по одну сторону находится совет старевших, а по другую — общественники, не связанные с ним, но занимавшиеся в последние годы наиболее острыми земельными конфликтами. Сегодня последние достигли некоего взаимопонимания с руководством республики и Коковым, в том числе по поселку Белая Речка, где земельные проблемы стояли наиболее остро.
Ростислав Туровский, вице-президент Центра политических технологий:
Совет старейшин балкарского народа вряд ли можно назвать влиятельной общественно-политической организацией, несмотря на ее стремление выступать от имени балкарцев и продвигать идеи, ассоциируемые с национальными интересами этого народа. Однако организация не смогла стать системным игроком, но при этом нельзя говорить и о том, что у балкарцев есть ярко выраженное тяготение к несистемным силам, к которым можно отнести совет старейшин.
В идее отделения от Кабарды и создания собственной республики нет ничего нового, но реализовать ее не удалось даже в период подъема национальных движений, когда и часть кабардинского движения против этого не возражала.
Скорее всего, совет старейшин просто пытается вновь напомнить о себе, выступая с подобными идеями и вряд ли надеясь на их реализацию. По более важным для балкарцев вопросам организации местного самоуправления и землепользования совету старейшин, напротив, можно было бы добиваться от властей Кабардино-Балкарии необходимых решений. Однако для этого необходимо наличие более влиятельного и притом системного балкарского лобби, которого в КБР нет (и, к сожалению для балкарцев, такого лобби, как у ряда других народов, включая кабардинцев, у них нет и на федеральном уровне).
Тимур Тенов, председатель Кабардино-Балкарского регионального отделения Российского общества политологов:
— Исторический этап развития российской государственности предполагает формирование общероссийской идентичности. В данном контексте уходить назад в «прошлое», — это прямое противопоставление себя общефедеральным трендам и требованиям.
Безусловно, многие вопросы, поднятые на балкарском съезде, имеют под собой объективное начало. Властям необходимо четко осознавать, что, упустив инициативу, в последующем придется возвращать ее с огромными издержками имиджевого, экономического и политического порядка.
В первую очередь это касается требований реализации ФЗ № 131, предыстория рассмотрения которого говорит о том, что это крайне сложный и чрезвычайно «чувствительный» вопрос не только для балкарского народа.
Мне не совсем понятно, почему нельзя провести тщательное расследование и обнародовать результаты по вопросам, связанным с реализацией программы реабилитации балкарского народа и судьбой денежных средств, выделенных на эту программу.
Я более чем уверен, что данный вопрос из политической плоскости может переместиться в плоскость уголовную. Так или иначе, обвинения в сознательном торможении процесса реабилитации будут сняты.
Вопрос, связанный с восстановлением четырех «балкарских» районов, тоже, на мой взгляд, имеет вполне спокойные и просчитываемые параметры по экономическим, административным и прочим управленческим параметрам. Элементарный анализ вполне способен деполитизировать данное требование.
Требование исправить бедственное положение «балкарских» селений тоже упирается сразу в несколько моментов. Это бедственное положение горных селений (которые преимущественно населены балкарцами) имеет под собой объективные причины. Вопрос вхождения КБР в программу ООН по поддержанию и развитию горных территорий позволит снять политический контекст данных требований и вместе с тем оптимизировать проблемы горных территорий.
Антон Чаблин |