Клановая система управления
Очевидно, политика В. Путина отличается от действий его предшественников. Главной целью власти в 90-х был криминальный делёж наследия СССР и целенаправленное разрушение существовавшего строя. Основой политики В. Путина стало построение вертикали власти. Выбор между «демократией», «планом», «рынком» и «кланом» был сделан в пользу клана, построенного по принципам социальных сетей исключительно на основе верности системе власти. Это привело к некоторым тактическим успехам - удалось несколько ограничить всевластие криминала и олигархов, снизить остроту сепаратистских тенденций, несколько уменьшить темп обнищания и вымирания населения. Разумеется, главный выигрыш, получила властвующая элита -максимизацию прибыли и власти.
Существует упрощённое представление, что властвующую элиту в современной России можно рассматривать как иерархическую вертикальную сеть. В рамках этой сети идёт централизация и монополизация власти, приоритет интересов государства превалирует над интересами общества, государственная власть носит автократический характер [1].
« Сейчас объективно идет процесс строительства новой империи.
И эта зарождающаяся на наших глазах империя носит обусловленные ее историческим генетическим преемством основные черты:
- централизация и монополизация власти,
- ставка на государственные инициативы, а не на частные,
- система тотального контроля,
- милитаризация и экспансионизм (не обязательно территориальный),
- приоритет интересов государства над интересами общества,
- автократический характер государственной власти,
- коррумпированность госаппарата, которая может быть подавлена только жесткими репрессиями.
Идущие в нынешней России процессы не зависят от того, кто у власти - Владимир Путин или кто-то другой, какая группа является доминирующей - чекистская корпорация или технари».
Иван Николаев, Игорь Николаев. Сталин и Путин. Российские геополитические императивы[2].
Согласно противоположной точке зрения система власти в России соответствует горизонтальной социальной сети, состоящей из множества центров силы, обеспеченных локальным бюрократическим, финансовым и силовым ресурсом, не замыкающихся лично на В. Путина[3].
Те 2%, которые сегодня правят страной, вышли на поверхность в момент разрушения российско-советской империи, на рубеже 80-90-х годов прошлого века. Речь идет о людях, которые на точке перегиба истории, в ситуации краха советского проекта, оказались перпендикулярны прежнему государству - потому, не будучи скованы советско-имперскими моральными нормами и образцами, смогли достаточно быстро обустроить свой собственный режим на самых лакомых кусках советских руин. Глубокая ошибка – считать этих людей партаппаратчиками или кагэбешниками.
Современный правящий слой состоит из двух групп:
- аутсайдеров советской системы, в силу разных причин оказавшихся на обочине официальных имперских структур и потому невзлюбивших всё имперское; они научились носить маски советских чиновников, но эти маски не должны никого обманывать…;
- позднесоветских подпольных бизнесменов, которые в принципе не соприкасались с имперским государством…; всевозможных торговцев антиквариатом и «варёными» джинсами; характерные представители этой группы – правящие олигархи (не все, но большинство)».
С Белковский, политолог, директор Института национальной стратегии.[4]
Реальная система власти в России – это негласная, непрозрачная, неписаная и размытая суперпозиция вертикальных и горизонтальных сетей, основанных на личных связях, административных, финансовых и силовых ресурсах. Она сильно отличается от привычной системы формальных властных институтов[5],[6]. Отсутствие в её внутреннем устройство ясных границ между формальными и неформальными иерархиями, взаимодействие по неписаным правилам, делает систему больше похожей на клан (замкнутая группа людей, объединенных родственными, деловыми и т.п. интересами), чем на правительство большой современной страны.
Для нынешней системы власти РФ характерна иерархия уровней по удалённости от центра. Систему образует «команда», состоящая из лидеров и их ближайших помощников, которая формирует стратегию группы, её нормы и структуру, тактику взаимоотношений с другими группами. Высший уровень в этой сложной сетевой паутине занимает ближайшее окружение Президента: влиятельные фигуры, связанные с ним лично - бывшие коллеги и сослуживцы, родственники, друзья, близкие приятели и их дети. Одно из основных требований к этому уровню - личная лояльность В. Путину в обмен на «крышу» - «своих не сдаём»[7]. Все остальные исполняют волю центра, соучаствуя лишь в процессе её реализации.
«Своим - все. Врагам - закон».
Никколо Макиавелли
Сеть «ближнего круга»
В этой сложной сетевой системе верхние эшелоны занимает властвующая элита – «команда В. Путина», скреплённая неформальными клановыми и личными отношениями. Система управляется не только официальными законами, но и неписанными неформальными правилами[8],[9],[10].
«В этой команде <В. Путина> три группировки. Первая — это чекисты, товарищи, которые у него остались со времён, когда он работал офицером КГБ. …. Они ответственны за государственную политику в целом, включая силовую. Вторая группировка — это экономисты, большей частью либеральные, прозападные, которые пришли к нему со времён, когда он работал в команде Анатолия Собчака в Санкт-Петербурге. Они ответственны за экономическую политику, в их руки переданы все крупнейшие госкорпорации, все крупнейшие банки. И третья группировка — это менеджеры, которых Путин «подобрал», когда работал в администрации президента в Москве».
С. Марков. Политолог, директор Института политических исследований[11]
«… реальная политическая власть в стране принадлежит не одному человеку, не семье, не военной хунте, не партии и не этнической группе. Власть принадлежит корпорации сотрудников спецслужб».
А. Илларионов, экс руководитель группы анализа и планирования при председателе Правительства России и советник Президента РФ[12]
Вертикальная составляющая сети власти имеет все недостатки, которые присущи сложным иерархическим системам. «Команда» за счёт личных неформальных связей и административного ресурса обеспечивают системе в целом стабильность и лояльность лидеру. Но параллельно она блокирует любые попытки модернизации административной системы, превращая её в безликую, подчиняющуюся неформальным правилам структуру. Система пытается выстроить население страны в единую сеть, ориентированную на корпоративные интересы властвующей элиты. Ни один предприниматель не может противостоять подобной системе и его единственный шанс на выживание - стать частью системы[13]. Интересы «послушной толпы» система учитывает лишь в той степени, чтобы избежать социального взрыва.
«Система основана на единственном принципе - распределении ресурса: за долю ренты покупается лояльность элит и населения. Разрушить эту схему способно оскудение ресурсной базы, отказ политических групп от системного поведения и стремление граждан к политическому участию.
Первое мы наблюдаем, хотя еще в недостаточной степени, чтобы истощить запас прочности системы.
Второе тоже наблюдаем - в форме «дотационного сепаратизма». Власть на территориях, в особенности в национальных республиках, требует все возрастающую долю бюджетных расходов и все большую свободу экономического и политического поведения в обмен на показную лояльность.
Третье всё больше проявляется в точечных протестах с тематикой от жилищно-коммунальной и градостроительной до трудовой (невыплаты зарплат и увольнения).
Таким образом, все три процесса идут, но ни один не набрал силу, необходимую для изменения свойств системы. Возможно, переход количества в качество - это вопрос времени».
Е. Шульман, политолог, доцент РАНХиГС при Президенте РФ[14].
Картина усложняется тем, что сетевая система власти в России, является субсетью тотальной мировой сетевой системы, в которой суверенитет национальных лидеров понятие весьма условное.
>«В очень многих сферах политические лидеры уже не обладают суверенитетом в принятии решений. Но они полагают, что ещё могут сами решать центральные вопросы. Я утверждаю, что это лишь фантазия, только иллюзия…. Разумеется, мне не хотелось бы ставить под сомнение умственные способности этих политических лидеров».
Бутрос Бутрос - Гали, Генеральный секретарь ООН [15]
«И в Америке, и в России государство – это машина для выдавливания прибыли из населения. Что-то вроде скотного двора по Оруэллу. Есть забор, есть стены и сторожевые собаки, есть бараны. Бараны полагают, что хозяева о них заботятся, а собаки защищают их от волков (ну, задерут порой глупую овечку, так неча провоцировать!). И это справедливо, так говорит телевизор. На каждом скотном дворе есть наемный менеджер, или как иногда говорят, президент на галерах. И работа его – ох, не сахар!»
Владимир Громов, профессор университета США[16]
«Они <США> хотят все контролировать. … У меня такое впечатление иногда складывается, что Соединенным Штатам не нужны союзники. Им нужны вассалы … Они не готовы сотрудничать на равных ни с Европой, ни с нами. А сотрудничать на равных - это значит совместно определять степень угроз, совместно выработать систему управления этой системой… Они категорически отказываются».
В. Путин. Премьер – министр РФ[17]
Система власти, в её сегодняшнем виде не может и не хочет решать даже элементарные традиционные и рутинные вопросы хозяйственного и политического устройства страны. Но ситуация ещё хуже, чем кажется на первый взгляд. Политическая верхушка упорно не замечает, что мир стал намного сложнее и динамичнее, что к органам управления предъявляются совершенно другие требования, чем в ХХ веке.
В результате в стране сложилась очень сложная социально-экономическая ситуация. Усталость общества от конфликта на Украине, снижение социальных стандартов и рост социального расслоения, коррупция и стяжательство, отсутствие позитивных реформ стимулируют рост полярных настроений: от апатии до протеста. Это сопровождается духовным разложением значительной доли населения, включая властвующие и интеллектуальные элиты. Многие люди уверовали в идеалы жизни Запада и не видят другого пути развития общества, тупо следуя западным стандартам. Но полностью решить задачу по «замещению сознания» населения России не удалось – в обществе растёт сопротивление политике идеализации социальной и экономической системы Запада.
Система ценностей «ближнего круга»
Ближний круг» имеет две приоритетные задачи: удержание власти и личное обогащение. Мы знаем негативные результаты действия команды Путина и ничего не знаем лично о его действиях. Общественность имеет только тот противоречивый образ, который рисуют нам ангажированные провластные или прозападные СМИ и критика в сетях Интернета. Никто точно не знает величину личного состояние Путина, но все хорошо знают об алчном, коррумпированном и непрофессиональном его окружении. Ни для кого не является секретом, что в его «ближнем круге» через счета в российских и оффшорных банках вращаются миллиарды долларов сомнительного происхождения или явно полученных «из воздуха»[18],[19],[20].
Власть создала из Россия мирового лидера по неравенству в распределении богатства домохозяйств. На долю 110 российских миллиардеров приходится 35% богатства домохозяйств всей страны[21], а на долю 1% самых богатых россиян - 71% всех богатств домохозяйств. Для сравнения 1% самого богатого населения США владеет 37% всех богатств, в Китае и Европе - 32%, в Японии - 17%.
«Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает».
Никколо Макиавелли[22]
Негативный имидж команды Президента проецируются на его образ, а действия его окружения ведут к созданию экономического и политического кризиса в стране. По данным соцопроса, за 2016 год почти вдвое сократилась доля россиян, доверяющих правительству (с 45% до 26%), Совету Федерации (с 40% до 24%), Госдуме (с 40% до 22%). Также снизился уровень доверия граждан к прокуратуре (с 37% до 24%), полиции (с 29% до 24%) и суду (с 29% до 22%). Уровень доверия к президенту (74%), армии (60%) и органам госбезопасности (46%) остаются относительно высокими, хотя по сравнению с 2015 г. их рейтинги также упали на несколько процентов[23].
«Они <приватизаторы 90-х, в том числе Шувалов, Дворкович и др.> не могут и не умеют зарабатывать. … Но им нравится быть богатыми и они начинают воровать...»
«…нужно менять модель, ликвидировать эту элиту девяностых годов. От неё же пользы никакой. Она не способна работать на страну, только воровать. Они этим занимались 20 с лишним лет, отказывать себе в этом удовольствии не хотят».
М. Хазин. Экономист, политолог.[24],[25]
Размывание обязанностей и коллективная безответственность привели к тому, что верхние эшелоны властвующей элиты расхищают миллиарды – это стало привычной нормой[26],[27],[28][29].
<В 2010 г. во время строительства Центра в Сколково> деньги Шувалову привозили в грузовиках… В коробках, в мешках, просто в пачках огромных таскали в дом. Загружали в шкафы для одежды".
А. Коржаков, экс-начальника Службы безопасности президента России[30].
Преступность процветает тогда, когда находит опору в преступности политической, в коррупции чиновничьего аппарата. Вопреки декларациям о борьбе с привилегиями, невиданные в прошлом масштабы приняли - раздача льгот, дающих возможность почти бесконтрольно расхищать государственную казну, кумовство, семейственность, «телефонное право», использование властных полномочий для дискредитации политических противников и деловых конкурентов. Все это - достаточно традиционные черты разложения государственной власти. В России оно приняло пугающие размеры, и питательной почвой для него стал процесс приватизации государственной и муниципальной собственности зачастую нелегитимным или спорным в правовом отношении способом, тем не менее признаваемым определенной частью общества, в пользу которой была осуществлена соответствующая приватизация».
Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. "Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России"[31].
В коррупции и кумовстве погрязли не только государственная бюрократия и руководство крупнейших государственных корпораций, но и научные, образовательные и медицинские государственные организации[32]. Жизнь, не соответствующая официально заработанным средствам, стала нормой для властвующих элит[33].
Окружение Путина нельзя назвать национальной (ориентированной на интересы государства) властвующей элитой. Оно выращено на идеологии эпохи приватизации и отказывается признавать за собой ответственность перед обществом, рассматривая себя как зависимых партнеров западных экономических группировок[34]. Моральные качества окружения позволяют ему работать и на Путина, и на его противников, на Россию, и на США.
«Игорь Шувалов – яркий пример компрадорского чиновника, который обслуживает метрополию. Поэтому прошу не называть его вице-премьером правительства РФ. Этот компрадор, обслуживающий западную элиту, не имеет никакого отношения к России, только что фамилия русская».
Валентин Катасонов, профессор[35]
Часть властвующей элиты встроена в западные субсети и активно разрушает государственную систему РФ, на которой активно паразитирует. Дело не только в том, что уровень коррупции и некомпетентности элиты превышает все мыслимые границы, она ещё хочет и гордиться своим положением выдающегося паразита. Подконтрольные глобальной сетевой системе СМИ с удовольствием демонстрируют нищим зрителям политических лидеров и их безмозглых жен и содержанок, тратящих миллионы долларов на модные наряды и на престижные курорты. Зачем депутату ГД А. Палкину иметь в личной собственности 59 квартир и 200 автомобилей[36]? Или экс-депутату ГД, Председателю Попечительского совета Российского еврейского конгресса, бывшему руководителю городской комиссии по противодействию коррупции, советнику патриарха Кирилла по строительству В. Ресину иметь несколько часов стоимостью около $1 млн. каждые[37]? Такое поведение вызывает озабоченность психическим здоровьем «народных избранников». Управленцы с отклонениями в психике провоцируют разрушение системы, на которой они паразитируют, тем более, что СМИ используют их пороки для дискредитации системы в глазах общества, в котором почти 20% имеет доход ниже официального уровня бедности (9700 руб.)[38].
Для России ситуация порочна ещё и потому, что властвующие российские элиты, встроенные в западные субсети, находятся под контролем и защитой мировой финансовой элиты.
«… без смены модели развития ничего не получится, но смена модели требует удаления из власти большинства российских властных группировок … с одновременной войной с западными властными группировками, на которых эти наши группировки работают…».
«… если этих людей убрать, то можно попасть в положение Ирана. То есть получить полный набор санкций (запрет на экспорт нефти, отключение российских банков, полная конфискации или, как минимум, арест всего имущества российских олигархов), которые сделают жизнь в стране невыносимой… для того, чтобы сменить модель, во власть нужно привести не одного человека, а сразу - команду. Но назначение новой команды … это значит, отставка старой команды, то есть - объявление войны Западной финансовой элите. Именно так любая властная группировка воспринимает массовую отставку своих людей»
Михаил Хазин. Экономист, политолог[39], [40]
«Россия может иметь сколько угодно ядерных чемоданчиков и ядерных кнопок, но поскольку 500 миллиардов долларов российской элиты лежат в наших банках, вы еще разберитесь: это ваша элита или уже наша? Я не вижу ни одной ситуации, при которой Россия воспользуется своим ядерным потенциалом»
Збигнев Бжезинский, политолог[41]
Юлий Лисовский
http://www.za-nauku.ru/ |