5.2. Системные противоречия организации России как сетевого государства
Противоречие между требованием непрерывного развития страны и сохранением действующей системы
Формально пришедшая в нулевые годы к власти новая генерация властвующих элит подтвердила необходимость развития конкурентоспособной, эффективной, социально справедливой экономики.
«России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие».
В. Путин. Первое послание Федеральному Собранию РФ. 2000 г.[42]
Но элите не удалось реализовать ни одного из основных требований к нормальной экономике. Неформальная практика управления в России имеет ряд системных противоречий, которые ставят под вопрос возможность выживания России как государства и требуют немедленного решения.
Под прикрытием демагогии о повышении эффективности экономики и её модернизации, о построении сильного, социально ориентированного и демократического государства власть продолжает реформы, которые затронули все стороны жизни населения страны и привели к системному кризису во всех сферах жизнедеятельности, к колоссальному социальному и экономическому расслоению общества. В результате страна по многим параметрам достигла точки нестабильности, что заставляет всерьёз обсуждать проблему территориальной целостности России, её экономической и политической независимости.
Власть упорно отказывается понимать, что её эффективность и справедливость оценивают по экономическим и социальным показателям, а не по публикациям в ангажированных СМИ, убеждающих нас, что всё «под контролем» и «идёт по плану».
«Все сегодняшние проблемы не являются результатом ошибок прошлого …
Напротив они являются следствием успешной реализации достаточно успешной политики последних 10- 12 лет».
Д. Медведев, премьер - министр[43]
«Уже дошло до того, что в экономике России правильное решение Правительство может принять только по ошибке»
В.А. Мельниченко, кандидат в депутаты Государственной думы VII созыва[44].
Поскольку Россия не может жить без системы, необходимо найти способ её эволюционного изменения. И единственный способ сделать это - сократить роль неформальных теневых сетей власти. Это сдвинет баланс между иерархической сетью властвующей элиты и горизонтальными гласными сетями общества в сторону усиления влияния общества, развития реальной демократии. Чтобы выжить в современном сложном и агрессивном мире система должна быть способна быстро изменяться и уметь опираться на общество. В противном случае она будет быстро сметена под давлением нуждающегося в ресурсах Запада и националистических, сепаратистских и корыстных региональных элит.
Нынешнюю систему власти характеризует двойственность. Вертикаль власти на грани устойчивости поддерживает общность, необходимую для сохранения и функционирования государства, единства российского общества. Она, в определённой степени, отождествляет стабильность собственного положения со стабильностью государства.
Сохранение государства система поддерживает не за счёт развития, а путём отказа от любых политических, экономических и социальных изменений, за счёт отказа от развития и от модернизации. Значительная часть некомпетентной, погрязшей в стяжательстве и коррупции властвующей элиты рассматривают любые изменения в системе как угрозу стабильности собственного исключительного положения. Они определяет факторы, способствующие устойчивости несовершенной системы, препятствующие её экономическому и политическому развитию, как главные эквиваленты административной и политической «стабильности». Отказ системы даже от эволюционных изменений тормозит экономическое развитие России, ведёт к дальнейшему росту некомпетентности элиты и её криминализации, генерирует конъюнктурные и виртуальные проекты, увеличивает затраты на реализацию текущих планов.
Противоречие между уровнем некомпетентности и коррупции властвующей элиты и сложностью стоящих перед страной проблем
Коррупция и некомпетентность верхних эшелонов властвующей элиты тормозят стратегическое политическое и экономическое развитие России, делает непомерными финансовые затраты на текущие проекты, ведёт к разработке многочисленных программ и планов, которые никто не собирается выполнять.
При формировании ближнего окружения деловые качества играют второстепенную роль. «Подвиги и достижения» Шувалова, Дворковича, Суркова, Улюкаева и многих других не сходят с новостных каналов СМИ.
«… страна на уровне президента не управляется. То, что мы видим - некая импровизация, вздорные и опасные идеи, их нельзя назвать системным, обдуманным, стратегичным, основанным на некой платформе развития управлением страны. Путин на самом деле уже не управляет страной. Из его рук эти рычаги уходят. Управляют, по-видимому, Ротенберги, Тимченки, Ковальчуки, Сечины, Линники - лоббисты, которые настаивают на тех или иных решениях».
С. С. Сулакшин. Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, профессор[45].
Ещё трагичнее ситуация с формированием кадров для органов власти более низкого уровня. Одним из основных механизмов отбора остаются родственные или дружеские отношения (34%[46]) или «покупка» должности. Безусловно, для покупки политической должности высокого уровня одних денег недостаточно: «Ты должен быть в тренде, должен соблюдать определенные публичные правила, в том числе и по своей политической ориентации…. Сейчас вряд ли получится заплатить деньги и получить место в администрации президента. Да, продаются места в Госдуме, в регионах легко купить должность почти на любом уровне власти. В частности, на Северном Кавказе чуть ли не в открытую торгуют должностями»[47].
Прямым следствием такого положения являются проблемы в экономике:
· Противоречие между слабыми легальными механизмами централизованного регулирования экономики и мощной системой её теневого регулирования.
· Противоречие между интересами бизнеса и непредсказуемостью поведения системы, работающей по неписаным правилам.
«Система» основывается на своеобразном неформальном договоре между элитами, околовластными сетевыми группировками с размытыми границами и неопределенным членством, крупным бизнесом и «толпой», которая получает крохи, упавшие со стола при дележе нефтедолларов. Особенностью неформального договора является его неоднозначность и противоречивость, что в сочетании со сложностью структуры и неэффективностью правоохранительной системы делает уязвимым практически любого участника экономической деятельности.
«За 2014 год следственными органами возбуждено почти 200 тысяч уголовных дел по так называемым экономическим составам…. . До суда дошли 46 тысяч из 200 тысяч, ещё 15 тысяч дел развалилось в суде. … Получается, если посчитать, что приговором закончились лишь 15 процентов дел. При этом … 83 процента предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрессовали, обобрали и отпустили».
В. Путин. Послание Федеральному Собранию РФ. 2015 г.[48]
В стране создана система, которая не соответствует интересам ни одного социального слоя. Конфликт, связанный с непредсказуемостью поведения системы даже в отношении управляющей элиты, представителей среднего и крупного бизнеса, заставил их связывать своё будущее не с собственной страной, не с созданной ими же самими системой, а с Западом, куда они всеми силами пытаются вписаться[49],[50]. Именно там богатые приобретает элитную недвижимость: в Европе элита России купила 1,5 млн. домов и квартир. Только в Болгарии 350 тыс. граждан России имеют около 700 тыс. объектов[51]. За границей учат детей, там лечатся и отдыхают, там собираются жить в будущем (4 млн. граждан России обладают статусом, схожим со статусом «зелёной карты» США)[52]. За границей живёт множество бывших высших чиновников и членов их семей. Туда выводят бизнес: 56% крупных российских предпринимателей, чьи личные активы более $50 млн., намерены в будущем развивать бизнес не в стране, а на Западе[53]. Туда вывозят капитал: за 2004-2013 гг. нелегальный вывоз капитала из России составил $1049,8 млрд.[54], а «легальный» (за 1994 - 2015 гг.) - $659,5 млрд.[55] Там бизнес хранит свой капитал (из принадлежащих гражданам России $1,3 трлн. финансовых активов $182 млрд. находятся в оффшорных зонах[56]).
Противоречия, вызванные ростом социального и экономического неравенства, отсутствием механизмов влияния общества на власть
Любая динамическая система не может быть устойчивой без обратной связи. В демократическом сообществе обратная связь осуществляется за счёт влияния граждан на формирование власти и на проводимую ею политику. В России общество отсечено от власти: механизмы имитационной демократии полностью лишают граждан возможности влияния на власть. Фактически, в России стабильность системы осуществляется за счёт отказа от развития через решение возникающих проблем в режиме ручного управления.
Развитие информационно–коммуникационных технологий затруднило ограничение распространения информации, что привело к относительной прозрачности власти, к растущему пониманию обществом разрыва между неформальными правилами внутри системы и действующими законами. Введение Системой ограничений в отношении Интернета (в 2015 г. в России было закрыто более 1 тыс. интернет-сайтов[57]) или засекречивание информации о том, что руководители крупных госкорпораций имеют доход в тысячи и десятки тысяч раз выше, чем средняя зарплата по стране[58]., вызвала только раздражение в обществе. Скрыть противоречия внутри общества, связанные с ростом социальной несправедливости и экономического расслоения становится всё сложнее. Но властвующая элита не намерена менять цели и методы своей деятельности.
Стабильность системы обеспечивается за счёт нарушений демократии - подтасовки результатов голосования[59], отказа кандидатам в регистрации[60], неравного доступа кандидатов к СМИ, неконституционных мер воздействия[61], преследования политических противников[62],[63] и других подобных мер. Система имитационной демократии использует лишь точечные, выборочные индивидуальные репрессии против наиболее ярких оппозиционеров[64],[65] , не прибегая к масштабным репрессиям против целых социальных групп, партий или организаций. Задача отсечения оппозиции и гражданского общества от рычагов влияния на власть решается с помощью административного, финансового, силового террора, контролируемой властью коммерциализации общественных и политических организаций, фальшивых избирательных технологий и т.п.
При этом отсечение общества от власти является приоритетом по отношению к отсечению от власти криминалитета: в Госдуму седьмого созыва вошло 10 ранее судимых депутата и ни одного от несистемной оппозиции[66].
С точки зрения управляющей элиты реальная демократия сама по себе не является чем-то заслуживающим внимания и, более того, она рассматривается как угроза её политической и экономической власти. Существование несогласных с действующей системой становится препятствием в «правильной» с точки зрения управляющей элиты организации отношений в системе государство – элита - бизнес - общество. Задача управляющей элиты - избавиться от влияния общества, чтобы пользоваться без помех своими «высшими знаниями»[67],[68],[69],[70].
Отсюда возникает системное противоречие: с одной стороны управляющая элита, получив власть от общества в результате демократических выборов, обязана содействовать развитию демократии. С другой стороны – сформировавшаяся элита не заинтересована в соблюдении основного принципа демократии - подконтрольности власти обществу. Именно эта проблема является ключевой и ведёт к замене реальной демократии имитационной не только в России, но и во всех ведущих странах Запада.
Дополнительное давление на Систему с целью её модернизации оказывает наиболее образованная и наиболее дальновидная часть российского общества – интеллектуальная элита. Она вступает в противоречие с интеллектуально ограниченной властвующей элитой. Современные информационные технологии дают возможность интеллектуальной элите создать альтернативные Системе социальные сети с целью влияния на властвующую элиту. Информационная глобализация позволяет интеллектуалам сравнивать Россию с другими странами, не принимать Систему как неизбежную данность, побуждает искать пути решения проблем.
Сеть власти России выстроена так, чтобы обезопасить себя от народа. Но на мировой арене властные элиты России вынуждены балансировать так, чтобы с одной стороны войти в мировую экономическую сеть и в то же время сохранить суверенитет страны, сохраняя существующую сеть национальной власти – и то, и другое позволяет им получать преимущества для себя. Это касается и значительной части ближайшего окружения Путина. Попытки усидеть на двух стульях ведут к нарушению логики работы властвующей сети и представляют для неё угрозу.
Ю.А. Лисовский |