2 февраля в столице выставкой «Спасенные реликвии» открылся Музей военной формы одежды Российского военно-исторического общества. Это событие его организаторы посвятили памяти директора Департамента культуры Министерства обороны Антона Губанкова, погибшего в авиакатастрофе над Черным морем 25 декабря 2016 года.
— Если бы не эта трагедия, Антон Николаевич наверняка сегодня находился бы здесь, среди нас, — уверен руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский. — Ведь он был одним из главных инициаторов создания такого общедоступного музея. Именно благодаря ему сотни предметов из запасников Музея Министерства обороны передали РВИО для их реставрации и экспонирования. Увы, самому Губанкову не суждено было дожить до нынешнего праздничного события, но выставка, открывающаяся как раз на 40-й день гибели Ту-154 под Сочи, посвящена памяти этого замечательного человека.
Кибовский, являющийся признанным знатоком истории российской императорской армии, рассказал о непростой судьбе демонстрируемых на выставке экспонатов.
Коллекция военной формы одежды — одна из древнейших в нашей стране. Она возникла почти 300 лет назад, когда Петр I повелел учредить «магазин образцов», куда должны поступать образцы предметов армейской и флотской форменной одежды — причем не только российские, но и иностранные. На основе этого собрания в XIX веке был создан в Петербурге Музей Главного интендантского правления. Его экспозиция постоянно пополнялась вплоть до 1917-го.
Пришедшие к власти большевики «сослали» это «наследие проклятого царизма» в подвалы Петропавловской крепости. Лишь в начале 1930-х часть коллекции была передана Артиллерийскому историческому музею, а другая часть отправилась в костюмерные театров. Однако в начале 1950-х, при «модернизации» музея, решено было расширить его экспозицию, посвященную победам Советской армии. Место выкроили как раз за счет старых мундиров и киверов. Всю коллекцию военной формы погрузили в несколько товарных вагонов и отправили в Москву. Здесь эти бесценные реликвии передали для использования на студию «Мосфильм», в театры... А содержимое двух вагонов решили — за ненадобностью! — вообще сжечь. И отправили для этого на интендантскую базу в подмосковное Одинцово.
К счастью, один из служивших там офицеров (к слову сказать, племянник знаменитого русского авиатора П.Нестерова), понимая уникальность этих исторических экспонатов, постарался их спасти. Отгородил половину овощехранилища (в другой половине были сложены кочаны капусты) и там спрятал привезенные из Ленинграда артефакты. Все это происходило нелегально: по бумагам «ненужные» мундиры царской армии были сожжены.
Легализация раритетов произошла лишь позднее. С 1959 года часть образцов выставили на обозрение там же — в воинской части в Одинцове. А в 1985-м коллекцию перевезли на вновь построенную интендантскую базу в подмосковном поселке Бахчиванджи. Формально эти старые образцы предназначались для нужд экспертов и специалистов в области разработки новой формы, лишь небольшая часть их демонстрировалась в витринах. Но массовый доступ посетителей в экспозицию был ограничен. Поэтому уже на протяжении долгих лет среди любителей военной истории тлела идея создать полноценный «музей мундиров».
Дело сдвинулось с мертвой точки после прихода в Минобороны Антона Губанкова. Благодаря его содействию в 2016-м около 300 предметов из коллекции было передано РВИО. Наиболее интересные из них сразу же отдали специалистам трех лучших реставрационных организаций. И вот теперь эти спасенные реликвии может увидеть любой желающий.
То, что речь идет действительно о реликвиях, стало понятно из рассказа знатока из РВИО Антона Глинкина.
Среди выставленных мундиров и оружия некоторые экспонаты, по мнению специалистов, являются мемориальными. Например, в витринах выставлены вице-каска Лейб-кирасирского полка, принадлежавшая императору Николаю I, форменная генеральская шляпа-треуголка Александра I, украшенная перьями страуса штаб-офицерская шляпа Шлезвиг-Гольштейнского корпуса, которую, вероятно, надевал император Петр III. А офицерские мундиры Лейб-гвардии Преображенского и Измайловского полков, скорее всего, принадлежали членам императорской фамилии (к слову сказать, такие же мундиры были и на офицерах, которые участвовали в событиях, связанных с восстанием декабристов).
Весьма внушительно выглядит кираса, в которой красовался во времена Павла I кто-то из обер-офицеров Конного полка. Эта «штуковина» напоминает рыцарские доспехи, а еще современных роботов-трансформеров или «прикид» металлистов, — благодаря многочисленным декоративным шипам.
Антон Глинкин обратил внимание на выставленную в одной из витрин куртку нижнего чина Нижегородского драгунского полка: «Это был один из самых прославленных полков русской армии, он участвовал во всех крупных сражениях».
Нельзя не упомянуть еще один экспонат, имеющий странное название: «шпага с клюквой». На самом деле в витрине выставлена офицерская шпага конца XVIII века с орденом Святой Анны 4-й степени. Такая награда «За храбрость» предназначена была для ношения только на офицерском клинке и благодаря своему красному цвету получила в армейском обиходе прозвище «клюква».
В дальнейшем по мере реставрации других экспонатов из коллекции они будут пополнять экспозицию. Музей военной формы одежды РВИО расположен в бывшей городской усадьбе Тургеневых-Боткиных по адресу: Петроверигский переулок, дом 4, стр. 1.
Александр Добровольский |