Заложник порочной Системы
В начале нулевых сверхприбыли от продажи углеводородов позволяли удовлетворять как растущие аппетиты олигархов и бюрократии, так и сдержать общество от социального взрыва. Процесс активного разрушения высокотехнологичной промышленности удавалось успешно маскировать обилием составленных малограмотными «менеджерами» планов модернизации, которые никто не собирался выполнять.
Падение цен на углеводороды и противостояние с Западом резко обострило экономическую ситуацию в России и потребовало принципиального изменения экономической стратегии. Но полуразрушенная промышленность и запредельный уровень коррупции резко сократили ресурс власти, который можно направить на латание дыр в экономике в режиме ручного управления и на какие-либо реформы. Победные реляции в ангажированных СМИ не могут скрыть катастрофического развития событий.
Ситуация требует изменить систему власти, дать стране возможность развиваться. Общество не понимает, почему Президент не изменит ситуацию, которая грозит ему лично? Ответ можно сформулировать так.
· Он такой же, как большинство членов его команды: его интересует только личный результат и он всеми силами стремится лишь усидеть в кресле.
· Его поведение обусловлено внутренними и внешними[71] теневыми договорённостями при организации команды власти.
· Его планы ограничены исключительно намерением стабилизировать текущую ситуацию, что он и пытается сделать в режиме ручного управления.
«Внутренний круг Путина, фактически правящий страной – это команда совершенно непопулярных в России людей, каждый из них по-своему нелюбим народом и даже антигерой. Популярность Путина служила своего рода компенсацией непопулярности его окружения и использовалась как очень комфортная крыша целым режимом».
Эдвард Лукас, редактор международного отдела журнала The Economist[72]
Вместо совершенствования системы власти Президент всё больше применяет неформальные средства власти и принимает решения, выходящие за рамки формальных процедур. Чем больше он прибегает к таким неформальным методам, тем больше оказывается сам связанным правилами неформальных сетей. Президент попал в порочный круг: он не может отказаться от инструментов неформального управления, ибо без них перестанет быть лидером, но, прибегая к неформальным процедурам, он вынужден поддерживать нелегитимную Систему. Фактически он перестаёт быть независимым и становится пленником нелегитимной сети власти, теряя возможность менять её и реформировать[73].
Поскольку В. Путин является заложником системы, к созданию которой приложил руку, он кардинально ничего изменить не может. В результате Россия не может жить с Системой и не может жить без неё: основанная на сетях структура неформального управления является основным связующим элементом, поддерживающим политическое единство российского общества, и в то же время главным тормозом на пути модернизации страны. Разрушение структуры неформального управления, при сегодняшнем состоянии общества и активных попытках Запада «встроить» Россию в мировую систему в качестве зависимого партнёра, приведёт страну к непредсказуемым последствиям.
Страна находится в «порочном круге»: Система зависит от лидера, который, в свою очередь, зависит от сети власти. Этот порочный круг могла бы разорвать коллективными усилиями властвующая элита. Но её качество столь низкое, что ожидать положительных изменений в политической, экономической и социальной жизни не приходится.
Дефекты «ручного управления»
В работе ныне действующей Системы власти всё более важную составляющую играет ручной контроль. Ручной контроль является знаком того, что вертикаль власти работает крайне неэффективно. Письменные директивы зачастую плохо исполняются или игнорируются бюрократическим государственным аппаратом. Тем более, когда анонсированные цели мало связаны с реальными, теневыми целями бюрократии. Распоряжения Президента выполняются лишь на 5%[74], по оптимистичной оценке – менее 20%[75].
«Бюрократия - иерархически организованная, зачастую неуязвимая управляющая система, подчиняющаяся своему основному закону функционирования: сохранение своих привилегий, власти и обеспечение своего постоянного воспроизводства. Носителем системы бюрократического произвола — обязательного атрибута административной власти — является слой привилегированного чиновничества, для которого характерны глубокое чинопочитание, карьеризм, угодничество, замена дела словом…. бюрократия является антиподом оптимального управления и его врагом номер один».
В.И. Кнорринг, профессор[76]
В рамках вертикальной сети, чем сложнее управляемая система и чем выше уровень концентрации власти, тем труднее обеспечить эффективность и своевременность принимаемых лидером решений. Система становится слишком сложной для эффективного директивного или ручного управления. Лидер, даже окруженный единомышленниками и советниками, в принципе не может справиться с её управлением.
В сегодняшнем высокотехнологичном мире при резком росте скорости, сложности и масштабов общественных процессов иерархическая система управления ведёт к лавинообразному росту объемов управленческой информации и принимаемых решений. Столь же лавинообразно нарастают количество искажений и ошибок в процессе принятия решений и передачи информации. На это накладывается запаздывание в принятии решений, неизбежное при бюрократической системе управления, что ведёт к падению качества управленческих решений и к снижению эффективности системы управления в целом.
«Президент ставит цели …, их дорабатывает правительство …, потом они распадаются на цели министерств…, спускаются в соответствующие ведомства и регионы, и пока это доходит до исполнения, зачастую, боюсь, что сам президент не узнает то, как они исполняются, и это не имеет ничего общего с теми задачами, которые он сформулировал».
Герман Греф, глава Сбербанка[77]
[8]Dinello N. Bankers’ Wars in Russia: Trophies and Wounds. // Post-Soviet Prospects, VI. I (February 1998).
Н. Динелло. От плана к клану: социальные сети и гражданское общество. Университет Питсбурга, США. http://www.prof.msu.ru/publ/book3/din.htm#s
[9] Ledeneva, Alena V. 1998. Russia's Economy of Favours: Blat, Networking and Informal Exchange. Cambridge: Cambridge University Press.
Ledeneva, Alena V. 2006. How Russia Really Works: The Informal Practices That Shaped Post-Soviet Politics and Business. Ithaca, NY: Cornell University Press.
Alena V. ledeneva. Can Russia modernise? Sistema, power networks and Informal governance. Cambridge: Сambridge University Press, 2013
[11] Сергей Марков. Политолог, директор Института политических исследований. Как Америка будет разваливать Россию. 22 августа 2016. http://svpressa.ru/politic/article/154938/
[12] Андрей Илларионов, экс руководителя группы анализа и планирования при председателе правительства России и советник Президента РФ, сотрудник Центра по глобальной свободе и процветанию Института Катона (Вашингтон). Выступление перед комитетом по иностранным делам Палаты представителей США. 25 февраля 2009 г. http://aillarionov.livejournal.com/75000.html
[41] Збигнев Казимеж Бжезинский. Википедия.
[44] В.А. Мельниченко. Председатель общественного движения народов российских земель «Федеральный сельсовет». Буклет кандидата в Государственную думу VII созыва.
[51] У россиян – 700 тысяч квартир в Болгарии. Июнь 9, 2014. http://ee24.ru/bulgaria/news/u-rossiyan-700-tysyach-kvartir-v-bolgarii/
[61] Леонид Ивашов. Генерал-полковник. Фашизм и русофобия под маской законности. Открытое письмо Генеральному прокурору РФ Ю.Я. Чайке и Председателю Верховного Суда РФ В.М. Лебедеву. http://www.rusak34.narod.ru/Ivashov.html
[62] Корчагин В.И. Суд над академиком. Москва. Витязь. 2001г.
[64] Список событий в России, связанных с законом об экстремизме. Википедия.
[68] John Williamson, ed., The Political Economy of Policy Reform. Washington, D.C.: Institute for International Economics, 1994.
[69] Иммануэль Валлерстайн. После либерализма. Едиториал. УРСС, 2003 г.
[70] Даль Р. профессор Йельского университета, Президент Американской ассоциации политической науки. Демократия и ее критики.
2003 г.
[71] Фаенко, политический обозреватель «Независимой газеты». Цит по Генерал-майор Юрий Иванович Дроздов, бывший начальник Управления нелегальной разведки КГБ СССР, «Всё ужасное для России только начинается». http://ezolife.info/?p=8167
[77] Герман Греф, глава Сбербанка, экс-глава Минэкономразвития. 2016. https://news.mail.ru/economics/25957426/?frommail=1
Ю.А. Лисовский |