Имя и отчество «Георгий Георгиевич» произносится непросто. И его многие коллеги называли по имени – и поэтому, и потому, что в Тараторкине было столько тепла и внутреннего обаяния, он так притягивал к себе людей, что казался родным. А если родной – ну какие тут имена-отчества…
Поверить, что актера, всеобщего любимца, не стало, трудно. Ведь совсем недавно, 11 января, его поздравляли с днем рождения. Но…
Он родился в Питере в 1945-м и всю жизнь нес этот ни с чем не сравнимый питерский «налет» спокойствия, который так не сочетался с его «быстрой» фамилией. А еще казалось, что он – потомок какого-то древнейшего рода, что-то невероятно благородное и возвышенное было и в его лице, и в аристократичных руках, и в манере говорить – как-то очень спокойно, но невероятно убедительно. Правда, на сцене он говорил иначе. Только там становилось ясно, какой костер горит у него внутри.
Георгий и Вера Тараторкины очень рано потеряли отца. Георгию было всего семь. Мама «тянула» их одна и умудрилась подарить им путь не очень сытное, но очень счастливое послевоенное детство. Ну а развлечение у детей было одно – театр. Ленинградский ТЮЗ и «влюбил» Георгия в сцену. Отношение его к театру было почти священным: не решившись поступать в театральный после школы, Тараторкин устроился работать в ТЮЗ осветителем. Чтобы быть ближе к сцене, пусть и не на ней.
Мы и сами не понимаем, мне кажется, как много всего в нашей жизни зависит от случая. От случая и внутренней честности – так, скорее, было в случае с Тараторкиным. Длинный, худой, с горящим взором осветитель так смотрел на сцену, что худрук ТЮЗа Зиновий Корогодский решил выяснить у юноши, что за терзания гложат его душу. Корогодский был уникальным человеком – ну кто еще заметил бы то, что заметил он? Какое дело ему было до какого-то осветителя? Но он сам любил театр, и любил в нем всех. Для него осветитель не мог быть «каким-то». Внимательно слушая скромного, растерянного от внимания к нему юноши, он увидел в нем артиста, и артиста большого. Не принца ли или короля? Или командира? Или героя Достоевского? Или энергичного прожигателя жизни? Или ученого? Или всех вместе? Опытный худрук в процессе разговора будто «сканировал» будущее скромного Тараторкина. И сделал самое главное, что мог сделать для него – убедил, что не надо ничего бояться. И Тараторкин поверил ему, а значит и в себя. Он преодолел конкурс в… сто человек на место (!) и стал учеников студии при ТЮЗе.
…Никаких поблажек. За любой «хвост» - отчисление. Тараторкин видел, как «вылетали» за халтурную подготовку к зачетам и экзаменам его одногруппники. Он себе этого позволить не мог – по многим причинам, в том числе из внутренней гордости. И его трудолюбие поражало преподавателей. Он блестяще учился. А после первой же роли они заговорили, что в студии подрастает «актер со своим почерком» - хотя сыграл Тараторкин всего-навсего лишь школьника Виталика Ромадина в «Тебе посвящается».
В 1966 году студия осталась у Тараторкина за плечами. И Корогодский мгновенно зачислил его в труппу театра. И если скромный, вечно сомневающийся и сверхтребователь ный к себе Георгий Тараторкин опять находится в этот момент в неких «размышлениях», у мудрого худрука ТЮЗА сомнений не было: он знал, что принял на работу звезду!
… Вскоре после зачисления в труппу Тараторкин смог оценить степень доверия к нему худрука. Он предлагал ему ведущие роди в своих спектаклях, и роли знаковые - Гамлет, Борис Годунов, Петр Шмидт, Подхалюзин. У Тараторкина получалось все. Театральная критика того времени – а тогда она существовала и была значимой и для актеров, и для зрителей, - сначала с осторожностью, а затем с восторгом реагировала на новые и новые удачи молодого актера. После спектакля «Не будите мадам» зал впервые в личной истории Георгия Тараторкина встал и аплодировала ему стоя. Потом таких случаев будет немало. Но первый он забыть не мог…
В 1974 году у Тараторкина начался московский период жизни. Ну, просто… он влюбился в актрису Екатерину Маркову. И Питер было оставлять трудно, но жить на два города было невозможно. С огромной печалью, но он вынужден был проститься с северной столицей. Его приняли в труппу театра Моссовета и первой же ролью решили «протестировать» - ему «поручили» роль Раскольникова. Решение театралов после выхода спектакля было однозначным – никто лучше питерца Тараторкина не понимает сути замысла Достоевского. А потом был Ставрогин из «Бесов», будто доказавший особую «связь» актера с Достоевским.
С 1966 год студента ВГИКа ну разве что не дрались между собой, пытаясь попасть на курс к молодому мастеру – уже народному артисту Георгию Тараторкину. Потом он возглавит СТД, Союз театральных деятелей России, станет Президентом ассоциации «Золотая маска». Но не изменится сам – его не портили ни чины, ни звания, - не изменит и театру. И антрепризная «Сильвия» Штейна, в которой Тараторкин выходил на сцену с Хаматовой и Симоновой, и участие в «Римской комедии» - это были новые «планки», взятые им, особые истории, предметы его гордости, но никак не «звездности» - он был и остался простым, доступным и очень человечным.
Отдельным пластом в жизни великолепного театрального актера стало, конечно, кино. Он сыграл Раскольникова и там – у Льва Кулиджанова, которого в кино считали «крестным отцом» Тараторкина. И все его роли в дальнейшем были глубоки и по-разному, но философичны, но неизменно «интеллигентны» и многоплановы. Таковы и Виталий Дудин в «Переводе с английского», и Роберт Уорбек в «Чисто английском убийстве», Чарский в «Маленьких трагедиях», его роли в картинах «Победитель» и «Отклонений – ноль». Хотя главной ролью Тараторкина, его «визиткой» бла и осталась роль Раскольникова, принесшая ему звание лауреата Государственной премии РСФСР.
Он снимался может быть и не так много, как хотел, но в очень качестченных вещах. «Дюба-дюба» и «Умирать легко» Александра Хвана – один их примеров таких работ. Кстати, Тараторкин избирательно, но позволял себе и съемки в сериалах. И запоминался и там. «Спас под берёзами», «Шахматист» и «Не родись красивой»… Ну как не запомнить его – там?! Ну в а в недавно показанной «Таинственной страсти» он блистательно сыграл тестя главного героя – надсадно кашляющего, медленно умирающего интеллигента-уче ного, дух которого не убиваем…
В отличие от многих коллег, Тараторкин был очень счастливым в личной жизни человеком. Его брак с Екатериной Марковой был и остался крепким до конца. Они просто очень любили друг друга. И их замечательные дети сцементировали брак дополнительно: сын Филипп стал священником, а Аня пошла по стопам родителей и сейчас она уже довольно известная актриса.
Георгий Георгиевич долго болел. 4 февраля театр Моссовета, ставший для него родным, замер от боли, получив известие, которого не ждал, но боялся. И все слова с такой момент становятся глупыми и пустыми. Остается только боль и память.
Тараторкину шел 73 год. Конечно, никто не думал, что это случится так рано – его уход. Но так случилось. Нам остались воспоминания – череда невероятно ярких образов, удивительный голос, непередаваемо глубокий взгляд незабываемых глаз и изумление – оказывается, можно прожить жизнь, оставаясь принципиальным человеком, не замарав мундира, не помяв совести, в творческой профессии – и уйти так, что никто не сможет сказать тебе вслед ни одного дурного слова.
Очень хороший актер, каждая роль которого была полетом. Очень хороший человек – которого нельзя было не любить. И = прервался полет. Очень горько.
Будем помнить. Прощайте, Георгий Георгиевич…
http://vm.ru/news/2017/02/04/georgij-taratorkin-i-prervalsya-polet-351203.html
|