Учение Томаса Мальтуса с момента своего возникновения и до настоящего времени продолжает находить своих активных последователей. В 70-е годы ХХ столетия в жизнь вошло понятие «золотой миллиард». По мнению многих учёных и экспертов ООН, Земля может выдержать на себе не более миллиарда человек без истощения ресурсов и необратимых изменений в экологии. Это должны быть самые достойные люди. К ним априори были причислены граждане развитых капиталистических стран[1].
Потому, что так называемые развитые страны обеспечивают для своего населения высокий уровень потребления. Для реализации «устойчивого роста» их потребления остальной мир удерживается в менее развитом состоянии любыми информационными, политическими, военными и экономическими средствами.
Тем же, кто не причислен к странам «золотого миллиарда», уготована роль сырьевого придатка. Там должны формироваться зоны размещения экологически неблагополучной обрабатывающей промышленности, места хранения токсичных отходов. Развивающиеся страны рассматриваются в качестве источника дешёвой рабочей силы.
Само понятие «золотой миллиард» предполагает глобальное манипулирование общественным сознанием[2]. Оно закрепляет правомочность продолжающегося роста экономического неравенства. Это приводит к повышению социальной напряжённости. Ужесточение конкуренции на рынке ведёт к появлению массы мировых люмпенов.[3] Происходит объективное усиление социал-дарвинистских процессов— рыночный аналог естественного отбора[4]. По-другому это явление можно назвать социально - экономическим отбором.
Научно-технический прогресс предложил человечеству новые механизмы манипуляции сознанием. Сегодня на ключевую позицию выходит ресурс знаний. Создание интернета предложило качественно новые возможности получения и использования информации. Тенденция информатизации принимает глобальный характер. Создаётся очередная легенда о всемогуществе информационных технологий. Их всерьёз начинают рассматривать как основополагающий базис знаний. Общество начинает воспринимать информацию как ресурс потребления. Активно формируются массы компьютерных пользователей.
Специалисты, работающие с характеристиками информации, прекрасно понимают, что она, прежде всего, ‒ оружие.
Информационная безопасность становится самым приоритетным направлением в функционировании и развитии информационных технологий. Без обеспечения информационной безопасности пользователь получит намного больше вреда, нежели пользы. Это относится, прежде всего, к знаниям[5].
Обеспечение информационной безопасности требует выявления и установления определённых критериев на качество, количество и механизмы работы с информацией.
Самыми безопасными являются природосообразные методы взаимодействия человека с информацией. Они несут в себе генетически детерминированный способ[6] приёма, переработки, воспроизведения и архивирования информации в системе «человек». Так называемые биологические коды[7], были открыты в конце ХХ века физиками, физиологами, нейрофизиологами, медиками, психологами. Самым значительным достижением стало открытие Б.А. Астафьевым Генома Мира и создание Теории Творения и генетического энергоинформационного единства Мира[8]. На базе этих выдающихся открытий была создана новейшая образовательная система, получившая название «ноосферное образование»[9].
К объективным методам оценки качества информации можно отнести метод структурирования воды под воздействием информации.[10] Использование этого метода показывает степень гармонии информации с её приемником и даёт возможность оценить вред, который может быть нанесён организму человека.
Исследования в области информационной безопасности вновь приводят к вопросам цензуры. От вредоносной информации люди должны быть ограждены, так же как от любого другого опасного воздействия.
Либеральные ратования за свободу доступа к любой информации декларируют благие цели. В реальности следование этому подходу приводит к формированию хаоса. Одна часть информации может работать на созидание, так как соответствует биологическим кодам. Другая часть, наоборот, несёт в себе потенциал разрушения. Таким образом, образуется зона информационного конфликта внутри личности. Только работа с информацией в структуре золотых пропорций[11] обеспечивает и безопасность, и комфорт, и развитие человека.[12]
Существуют также и культурные коды[13] аботы с информацией. Они известны нам из культурных традиций, которые обеспечивают самоидентификацию нации и человека, который причисляет себя к ней. Понятно, что есть информация, которая разрушает эти коды, делая человека в лучшем случае космополитом, а в худшем – манкуртом[14].
Существуют гендерные коды[15] работы с информацией. Недаром наши предки по-разному воспитывали мальчиков и девочек. Есть информация, которая служит разрушению гендерных кодов. Воздействие её таково, что особи мужского пола начинают ощущать потребности, свойственные женскому полу. И наоборот.
Существуют информационные коды Рода и семьи. Сохранение и развитие этих кодов обеспечивает преемственность поколений. Родители и дети живут в одном информационном пространстве, обеспечивающем комфорт и совместное развитие.
Информация приобретает потенциал созидания или разрушения, оказываясь в определённой системе координат. Эта система координат представляет собой понятийный аппарат. В нём чётко обозначены полюсы (плюсы ‒ добро ‒ и минусы ‒ зло), векторы перехода и механизмы трансформации одного в другое.
Информационные технологии позволяют с лёгкостью создавать субкультуры[16], которые формируют свои системы координат. При поверхностном знакомстве, они имеют, чаще всего, познавательно – развлекательный характер. Чем это обернётся впоследствии, зависит от того, насколько погружение в определённую информационную систему приведёт к обособлению личности.
Каждая субкультура формирует свой потенциал созидания или разрушения, как в отношении своих членов, так и в отношении других сообществ людей. Качество потенциалов и цели субкультуры формируются её создателями, но не всегда очевидны её апологетам и последователям. Познавательно – развлекательное предложение привлекает людей, которые становятся пользователями субкультуры. Определённое время контакта с предложенным информационным полем вписывает пользователей в эту систему координат. Этого может оказаться достаточным, чтобы потерять коммуникации с близкими людьми, которые параллельно увлеклись чем-то другим.
Разговор о разных поколениях всегда подразумевает некоторый разрыв в их мироощущениях и миропонимании. К нормативному обоснованию данной позиции подводят закон «отрицание отрицания» и предположение того, что этим обеспечивается дальнейшее развитие общества. Однако если механизм этого процесса не выстраивается в рамках золотых пропорций, то вместо развития общество получает разрушение. Что нужно сделать, чтобы родные люди (и просто люди) перестали понимать друг друга? ‒ Погрузить их в разные информационные пространства.
«Потерянное поколение» ‒ так говорят о молодых людях, которые отвергают ценности родителей. Но своих собственных они сформировать н в состоянии. Даже если субкультура предлагает что-то взамен.
Впервые о «потерянном поколении» заговорили после первой мировой войны. Пережитые ужасы нанесли такие глубокие моральные раны молодым людям, что всё в мирной жизни им казалось мелочным и недостойным внимания. Вернувшись с фронта, они не могли снова жить нормальной жизнью. Потребовалась вторичная социализация, усвоение нового мировосприятия. Очень большая часть людей оказалась не состоянии этого сделать.
Поколение называют потерянным потому, что оно было предоставлено самому себе в выборе жизненного пути.
В России вторая волна этого явления началась с приходом перестройки. «Наилучшая страна вдруг стала наихудшей».[17] Слова из песни В. Цоя можно считать манифестом этого поколения. «Я никому не нужен, и никто не нужен мне... Поколение Икс, поколение Ноль, – мы странны, нас узнать можно с первого взгляда. Мы забыли про боль – перекатная голь. Я не знаю, кому из нас здесь ещё что-нибудь надо»[18].
Ориентация молодёжи на западную либеральную модель мировоззрения сделало для неё ключевой ценностью обеспечение личной успешной судьбы, своего благополучия. «Эгоизм стал доминирующим настолько, что он сегодня разрушает общество, и оно становится обществом с хрематическим сознанием[19] борющихся друг с другом людей»[20]. Такова яркая иллюстрация действия одной из технологий социального отбора.
Исследования 2009 года показали, что доминирующей для этого «потерянного поколения» чертой стало осознание его представителями своей нереализованности[21]. При этом социологи отмечают высокую степень рефлексии и уникальный опыт адаптации этих людей. Конкурентная борьба на рынке труда является для них постоянным стимулом к получению дополнительного профессионального образования, так как ключевым ресурсом выживания являются знания. Становясь родителями, они рикладывают колоссальные усилия в поиске достойных учебных заведений для своих детей.
Информационный ресурс в образовании наращивается. Появляются новые учебные дисциплины. Внедряются в процесс образования ИТ – информационные технологии. При этом уровень обученности школьников существенно снизился по сравнению с показателями СССР. В международных рейтингах Россия занимает только 26 позицию. Реформы образования последние десятилетия не приносят существенно улучшения в этой области.
Дети оказываются перегруженными и слабо мотивированными к обучению. Результатом такого подхода к образованию стало ухудшение показателей здоровья детей[22]. Большие объёмы информации вызывают протест и поиски зон комфортного мышления, которые предлагают различные субкультуры. Круг замкнулся. ИТ формирует множество предложений для информационно-развлекательно-познавательного потребления. Реализуется вовлечение молодых людей в разные субкультуры. «Разделяй и властвуй».
Это разделение начинается практически с младенчества. Родители предоставляют своим детям сериалы многочисленных мультфильмов. «Смурфики», «Смешарики», «Пони», «Феи», «Барби», «Фиксики» и проч. на любой вкус и в любых объёмах. Без начала и конца. Под каждый сериал разворачивается индустрия игрушек. Дети копируют и оттачивают в играх то, что они видят в сериалах. Родители радуются, что дети при деле. И, вроде бы, всё хорошо.
Однако родители не в состоянии просматривать всё то, что видят их дети. Периодически попадая на какую-то серию, взрослые могут увидеть, что в сюжетах есть и разговор о добре, о хороших делах, даже о каких-нибудь научных открытиях. Но, мало кто из родителей просит детей пересказать то, что они увидели, рассказать о том, как они это поняли, как это можно применить в жизни.
Наблюдения и исследования показали, что дети с трудом могут пересказать увиденное, так как мультфильм перегружен действием[23]. Главенствует «экшн». Скорость, с которой меняются картинки на экране, не позволяет ребёнку их осмысливать. Постоянное мелькание образов перед глазами заставляет и его, в свою очередь, ускоряться (напрягаться). Фрагментарное запоминание каких-то ситуаций прерывает последовательную цепочку процесса мышления. Нарушается генетически детерминированный способ работы информации в человеке. Это вредно для ребёнка, в котором только идёт становление процесса мышления. Полноценная рефлексия, которая требует времени и внутреннего сосредоточения, неспешности, также не осуществляется.
В результате понятия добра и хороших дел, которые присутствуют в смысловом содержании мультфильма, ребенком осознаются, в лучшем случае, каким-то фрагментом. Систематического понимания и формирования системы смысложизненных ценностей у детей не происходит. Зато происходит нарастание скорости хаотических процессов. Кого-то это приводит к гиперактивности[24], а кто-то наоборот затормаживается. Но в любом случае нарастает агрессивность[25]. Родителям периодически приходится искать средства для успокоения детей.
Далее, дети, отправляясь играть с игрушками, начинают закреплять полученное НЕЧТО в действии. Часто они не могут рассказать того, что хотят сделать или пересказать смысл и последовательность действий в своей игре. На игру тратится много сил и эмоций, без достижения какого-то планируемого и видимого позитивного результата. Процесс, в который втянуты дети, носит характер «энергетического кубла»[26].
Ребёнок не имеет возможность справиться самостоятельно со сформированной таким образом энергоинформацией уже после однократного участия в таком процессе. Систематическое погружение в него (безотносительно тематики) формирует в структуре личности определенный информационно-энергетический конструкт[27], который в последующем будет руководить человеком. Это будет вызывать у него сложности с целеполаганием. Возможности достижения своих целей у человека также окажутся сниженными. При большой трате энергии получается сниженный или минимальный результат. Модель личностной успешности становится не достижимой.
Внедряя этот механизм в сознание детей, которые погружены в сериалы иностранных мультфильмов, в субкультуры, которые созданы вокруг них, мы и получаем поколение, потерянное поневоле. «Мягкая сила» технологий социального отбора в действии. Тихо и красиво. В рамках культурного обмена и либеральных запросов. Свободного проникновения и внедрения чужого информационного кода разрушения целостности личности в культурный код народов России.
Не удивительно, что сегодня в России, одну из центральных позиций занимает вопрос восстановления (или формирования) самоидентичности[28] народа с многовековой культурой. Изо дня в день на многочисленных мероприятиях, которые транслируются по всем ведущим телеканалам известные и уважаемые деятели в разных областях науки, искусства, культуры ищут выходы из создавшегося положения. Большинство из них понимают серьезность и истинные истоки проблемы.
Информационные пространства России заполнены низкопробной продукцией, не несущей ни художественной, ни научной, ни культурной ценности[29]. Тогда чем они заполнены? Чем-то бесценным! Тем, за что мы платим «потерянными поколениями».
Исправлять положение нужно с формирования природосообразных подходов к воспитанию и обучению детей и молодежи. С цензуры, которая может отсечь из обихода подрастающего поколения информацию, наносящую вред. Любое воспитательное или обучающее воздействие должно соответствовать детерминированному способу взаимодействия человека с информацией. Во главу угла сегодня должен быть поставлен принцип потенциальной интеллектуальной безопасности[30].
Вызовы времени предоставили России возможность отказаться от низкопробной информационной загрузки коммуникативного пространства и от информационных технологий разрушения традиционных ценностей. Санкции на ввоз заокеанской информационной продукции в образовании и культуре, положат начало восстановлению преемственности поколений. Без этого невозможно восстановить иммунитет народа и обеспечить развитие государства.
У России есть всё, чтобы делать правильные выборы. Социальные технологии создания «потерянного поколения» должны уйти в прошлое как явления духовной недоразвитости общества.
Литература
- Антоненко Н.В., Ульянова М.В. Эмерджентное управление. – М.: Институт Холодинамики 2010,. - 120с.
- Антоненко Н.В., Ульянова М.В. Управленческий потенциал воспитания. – М.: Институт Холодинамики 2011,. - 124с.
- Антоненко Н.В., Ульянова М.В. Педагогика ноосферного развития. – Севастополь: Институт Холодинамики 2013,. – 246 с.
- Астафьев Б.А. Теория творения и генетического единства мира.- М., ФГУП. ВИНИТИ, 2011
- Астафьев Б.А. Алгоритм эволюции. - М., ФГУП. ВИНИТИ, 2011
- Маслова Н.В. Периодическая система Всеобщих законов Мира. – М., ВИННИТИ, 2005.
- Маслова Н.В. Периодическая система общих законов человеческого общества. – М., ВИННИТИ, 2006.
- Маслова Н.В. Периодическая система законов образования. – М., Институт Холодинамики 2007
- Маслова Н.В. Ноосфреное образование. – Севастополь, 2012
- Маслова Н.В., Антоненко Н.В. Хрематическое сознание: нейрофизиологический аспект. Электронное научное издание «Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление» Иотм 9№ 1(18) 2013
- Ульянова М.В. Образование и социальные реформы. - // сб. Законы Мира и образование. - М.: Институт Холодинамики 2007, - 4с.;
- Ульянова М.В. Управленческая функция учителя. - // сб. Законы Мира и образование.- М.: Институт Холодинамики, 2007, - 10 с.;
- Ульянова М.В. Золотая пропорция в аспекте безопасности предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений в сб. МИПП, Москва, 2006, - 5 с.;
- Ульянова М.В. Внедрение здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей образовательной технологии в регионы России как государственная задача. - //сб. Межрегиональной конференции «Образовательные реформы в России», Киров: 2007 - 5с.
- Ульянова М.В. Мировоззренческие основы психологии безопасности предпринимательской деятельности. – М.: Институт Холодинамики, 2007. - 196 с.
- Ульянова М.В. Периодическая система общих законов управления. – М.: Институт Холодинамики, 2009, - 64с.
Вестник ТГПУ, №4, Николаева И.Ю. Архаика и гендерные коды культуры в свете исследования сферы бессознательного.‒ [15]2009 г.
[21] Семёнова М. «Поколение Х, поколение перестройки или «потерянное поколение». ‒ 2009.
М. В. Ульянова
Доктор философских наук, действительный член НАНО, академик КАНОН, член-корреспондент РАЕН
|