В Праге открыли памятную доску руководителю Белого движения в Сибири, генералу Белой и Чехословацкой армий, члену РОВС (1939-1943) Сергею Войцеховскому. Войцеховский был ЕДИНСТВЕННЫМ представителем высшего офицерства Чехословацкой армии, который в 1938 году, во время агрессии гитлеровской Германии против Чехословакии, занял активную антикапитулянтскую позицию (в это время одним из сторонников капитуляции был генерал Ян Сыровый) и призывал дать немцам вооруженный отпор, за что в апреле 1939 года был отправлен в отставку.
Он стоял у истоков создания самой мощной организации чешского националистического Сопротивления "Оборона народа", от руководства которой был вскоре отстранен, поскольку был слишком "неудобной" фигурой для чешского правительства в изгнании.
До мая 1945 года он проживал в Праге и находился под надзором гестапо. 12 мая был арестован советской контрразведкой «СМЕРШ» и с 30 мая содержался в Москве в Бутырской тюрьме. Осуждён 15 сентября Особым совещанием при НКВД СССР по обвинению в участии в «антисоветской организации „Русский общевоинский союз“, которая ставила своей целью вооружённое свержение советской власти и организацию террористических актов против руководителей ВКП(б) и советского правительства», к 10 годам заключения. До марта 1946 года содержался в Бутырской тюрьме, с 1946 года — в Унженском лагере (станция Сухобезводная Горьковской железной дороги), с 25 мая 1949 года — в Особом лагере № 7 Озерлага МВД СССР (город Тайшет Иркутской области). Из-за слабого здоровья и преклонного возраста квалифицировался как инвалид, работал санитаром лагерной больницы.
Умер в лагере 7 апреля 1951 года от желудочного кровотечения, так как много лет страдал язвой желудка, хотя стандартная формулировка звучала, как «от туберкулёза и истощения». Похоронен на кладбище Центральной больницы № 1 Озерлага вблизи села Шевченко Тайшетского района Иркутской области. Место захоронения не обнаружено.
По словам внука Войцеховского — Сергея Тилли, «когда дела у Германии стали идти совсем уж плохо, и замаячило печальное для неё видение проигранной войны, в его [Войцеховского] пражскую квартиру вдруг наведалась весьма высокопоставленная делегация немцев. После всяческих комплиментов и любезностей последовало предложение возглавить Русскую освободительную армию (РОА), командующий которой генерал Власов не до конца импонировал немцам. С той же любезностью на прекрасном немецком языке Войцеховский тогда сказал, что Совдепию он не признаёт, коммунистический строй ненавидит, но против русских солдат — детей и внуков тех, кто совершил переворот в России — он воевать не будет». |