Заявление Совета православной патриотической общественности
Вопрос о «реновации» московской жилищной застройки не случайно волнует сотни тысяч людей – ведь он касается их напрямую. Хорошо, что общественную дискуссию стремятся очистить от непрошеных гостей – то есть от «оппозиционных» политиков, пытающихся оседлать любую общественную «волну», дабы перевести естественный социальный протест граждан в деструктивное, разрушительное русло. Но проблема является более чем реальной.
Практически никто не говорит о главном. В основе кампании по сносу пятиэтажек лежит та же идеология, которая оправдывала их строительство: окончательно и бесповоротно лишить большинство российских семей естественной для всех людей возможности жить в собственных домах на своих земельных участках (которая реализуется в большинстве стран мира для коренного населения). До сих пор даже вполне хороший коттедж стоит дешевле московской квартиры, и это является четким доказательством того, что отнюдь не экономика лежит в основе такой жилищной политики. Речь идет о важнейших вопросах, связанных в том числе с рождаемостью. В среднеазиатских республиках высокая рождаемость связана отнюдь не в первую очередь с традициями ислама (иначе пришлось бы признать, что ислам господствовал и в дореволюционных русских деревнях), а с условиями жизни: узбекские, таджикские, туркменские семьи живут в собственных домах на своих земельных участках, в то время как русские – в многоквартирных многоэтажках. В тех же США, которым наши элиты так стремятся подражать, иметь собственный дом на своем, пусть небольшом, участке земли – отнюдь не привилегия сверхбогатых, а естественная возможность для всех, кто не погряз в полной нищете.
Пресловутая кампания по «реновации» - завершение процесса сгона русских с собственной земли в каменные многоквартирные гетто, только теперь еще и с бóльшими беззакониями.
Москва - это как бы особое государство, в котором вращаются огромные финансовые средства. Да, народ сгоняют с земли, но и привлекают, заманивают в Москву из провинциальных городов и брошенных сел, жизнь в которых становится все хуже из-за общего упадка экономики. Эта тенденция имеет место уже много лет – мы видим, что население Москвы и Подмосковья прирастает очень заметно. Кризис и санкции, аппетиты вошедших во вкус строителей и властей, вероятно, породили и спровоцировали «Закон о реновации». Прибыль затмевает глаза чиновникам и законодателям. Про жителей мало кто из них думает. Однажды переехав в многоэтажку, человек становится своего рода муравьем и обязан жить по законам муравейника.
Да, хрущевские пятиэтажки морально и физически устарели. Но совершенно очевидно, что люди, которым предлагают из них переселиться, должны точно знать, куда и в какие строения их собираются переселять. Пока они, увы, этого не знают. И есть подозрения, что речь пойдет о монструозных микрорайонах, где вплотную друг к другу стоят десятки 30-этажных домов и где совершенно отсутствует естественная для человека среда обитания.
Ситуация вновь ставит вопрос о всевластии в столице строительного «блока», который рушит исторические постройки (последний пример – усадьба Неклюдовой), застраивает центр многоэтажными зданиями, тянет «Северо-восточную хорду» через парки, окрестности храмов и жилые кварталы. Этот «блок» нужно обуздать и поставить под общественный контроль.
Поправки, которые правительство Москвы вносит в последний момент в закон, конечно же, необходимы. Но отсутствие очевидных положений в изначальном варианте закона вызывает подозрение в том, что проект хотят продвинуть за счет жизненных интересов граждан и при нарушении Конституции. Поэтому только активность гражданского общества принуждает власти учитывать и наши интересы.
Голосование по «реновации» бессмысленно, если люди не будут точно знать, куда их переселяют. Здания выше 15 этажей вместо пятиэтажек строить не следует – это лишит привычного образа жизни простых людей, а заботиться надо в первую очередь о них, а не о сверхприбылях строителей. В пределах же Третьего кольца вообще нельзя строить ничего выше 7 этажей – иначе «элитное жулье» просто убьет Москву.
В идеале же, если мы хотим простого выживания нации, следует, используя огромные незаселенные земли в России, переходить к кардинально иному развитию всей базовой инфраструктуры жизни, отказываясь от искусственной концентрации жителей в мегаполисах, по природе своей приспособленных для некоторых видов работы, но не для жизни и ее воспроизводства.
|