К началу 70-х между СССР и США был достигнут ракетно-ядерный паритет, и стороны пришли к пониманию того, что вооруженный конфликт с использованием стратегических ядерных вооружений неизбежно приведёт к взаимному уничтожению сторон. В этих условиях в США была принята концепция «Ограниченной ядерной войны», предусматривающая использование тактических ядерных зарядов на локальном театре военных действий для нивелирования советского превосходства в обычных вооружениях и в особенности в танках. В первую очередь это касалось Западной Европы, при этом мнение граждан европейских государств-членов НАТО американских стратегов не интересовало.
В свою очередь руководство Великобритании надеялось, что локальный ядерный апокалипсис непосредственно не коснётся территории королевства и англичанам удастся в очередной раз отсидеться за Ла-Маншем. Однако при таком варианте развития событий существовала вероятность прорыва к британским стратегическим объектам советских бомбардировщиков, несущих конвенционные средства поражения. Наибольшее беспокойство вызывала защита военно-морских баз, аэродромов и АЭС.
Созданная к середине 70-х система ПВО и управления воздушным движением «Посредник» была рассчитана в основном на контроль прилегающего к Британским островам воздушного пространства в мирное время и не могла обеспечить отражения массированного воздушного нападения в силу ограниченного числа радиолокационных постов и командных пунктов, в разы сокращённых по сравнению с послевоенной системой «Ротор». Кроме того, каналы аппаратуры управления и обмена информацией в системе «Посредник» в целях экономии были переведены на радиорелейные линии связи, уязвимые к воздействию организованных радиопомех и электромагнитного импульса.
Нехватку радиолокационных станций воздушного обзора британцы попытались заменить активными запросчиками транспондеров Cossor SSR750 и станциями радиотехнической разведки RX12874 Winkle, фиксирующими в пассивном режиме работу авиационных радиотехнических систем. Однако, в ряде случаев, из-за ненадёжной работы транспондеров и системы опознавания для визуального определения государственной принадлежности воздушного судна, вошедшего в британское воздушное пространство, в воздух приходилось поднимать перехватчики. При этом визуальный контакт пилотов истребителей-перехватчиков с потенциальными самолётами-нарушителями как правило происходил уже после того как неизвестными воздушными судами был преодолён рубеж пуска крылатых ракет воздушного базирования, будь это советские ракетоносцы.
После нескольких таких инцидентов в начале 80-х в британском парламенте были инициированы слушанья, на которых дали нелицеприятную оценку состоянию и возможностям британской системы ПВО. Для англичан это было особенно тревожно, так как на Европейском Севере СССР во второй половине 70-х появились сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М2. Скоростные характеристики Backfire и его крылатые ракеты являлись одной из основных угроз для Британских островов.
Для изменения сложившейся ситуации и недопущения уничтожения стратегически важных объектов в условиях ограниченного по масштабам и используемым средствам конфликта, который мог протекать без применения баллистических и крылатых ракет средней дальности, межконтинентальных баллистический ракет и авиационных термоядерных бомб, руководство Великобритании решило кардинально модернизировать существующую систему ПВО. Справедливости ради стоит сказать, что массированное использование в Западной Европе тактических ядерных зарядов с высокой степенью вероятности в итоге привело бы к масштабному применению стратегических вооружений, и надежды британцев уцелеть в ядерном конфликте условиях реалий разгара «холодной войны» выглядели малообоснованными.
Новая система двойного назначения, призванная также регулировать воздушное движение, получила обозначение Improved United Kingdom Air Defence Ground Environment (IUKADGE) – «Усовершенствованная автоматическая система управления силами и средствами ПВО». Её основой должны были стать новые трёхкоординатные обзорные РЛС, автоматизированные средства обработки, передачи и отображения информации, разрабатываемые фирмой «Маркони», и современные сверхзвуковые истребители-перехватчики с большим радиусом действия, оснащённые мощными БРЛС, дальнобойными ракетами и аппаратурой автоматического наведения и обмена информации с командными пунктами и другими истребителями. Для увеличения рубежа перехвата скоростных и низколетящих воздушных целей в Королевских ВВС планировалось использовать самолёты дальнего радиолокационного дозора.
С целью повышения боевой устойчивости системы ПВО в целом было решено реанимировать ряд укреплённых бункеров управления системы «Ротор» и проложить новые подземные оптоволоконные линии связи, защищённые от помех и более устойчивые к внешним воздействиям. Естественно, что столь масштабные планы требовали существенных капиталовложений и не могли быть реализованы быстро. Тем более опыт разработки и принятия на вооружение сложных и дорогостоящих британских образцов вооружений в 70-80-е годы свидетельствовал о значительном сдвиге первоначально запланированных сроков.
В конце 70-х в Великобритании завершалась доводка истребителя бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Tornado GR.1. При этом специалисты British Aircraft Corporation пришли к выводу, что на базе этого самолёта можно относительно легко и быстро создать сверхзвуковой барражирующий истребитель-перехватчик с большим радиусом действия. Весной 1977 года начались практические работы над перехватчиком, получившим обозначение Tornado ADV (Air Defense Variant - вариант ПВО). Изменения в основном были связаны с БРЛС, системой управления огнём и вооружением. Работы велись в хорошем темпе, и уже в конце октября 1979 года в воздух поднялся первый прототип. В следующем году взлетел второй опытный экземпляр с новым оборудованием кабины и форсированными двигателями. Всего для испытаний построили 3 самолёта, которые в сумме налетали 376 часов.
Внешне новый британский перехватчик мало отличался от истребителя-бомбардировщика. По сравнению с ударным вариантом самолёт стал немного длинней, обтекатель БРЛС изменил свои очертания, а на киле исчез передний обтекатель антенны радиотехнической системы. Уменьшение по сравнению с Tornado GR.1 боевой нагрузки позволило использовать освободившийся резерв веса для увеличения запаса топлива на 900 литров за счет установки дополнительного топливного бака. Для дозаправки в воздухе слева, в передней части фюзеляжа расположена убирающаяся в полете штанга-топливоприемник. Под каждой консолью установлен один универсальный пилон для подвески сбрасываемого топливного бака.
Перехватчик получил БРЛС AI.24 Foxhunter, спроектированную Marconi Electronic Systems. Эта станция обладала очень неплохими для второй половины 70-х характеристиками. БРЛС перехватчика, обслуживаемая штурманом-оператором, могла обнаружить советский Ту-16 на дальности до 180 км и сопровождать на проходе 10-12 целей. В состав прицельного оборудования также входили коллиматорный индикатор на лобовом стекле и телевизионная система визуального опознавания VAS, позволяющая производить визуальное опознавание воздушных целей на большом расстоянии.
Основным оружием Tornado ADV стали четыре УР средней дальности British Aerospace Skyflash, созданные на базе американской AIM-7 Sparrow. Эти ракеты размещались в полуутопленном положении под фюзеляжем. По своим характеристикам они значительно превосходили УР Firestreak и Red Toр с тепловыми головками самонаведения, входившие в состав вооружения перехватчиков «Лайтнинг». Ракеты «Скай Флэш» с полуактивной моноимпульсной ГСН могли уничтожать воздушные цели на дальности до 45 км в условиях интенсивных помех. Для ведения ближнего воздушного боя предназначались две ракеты AIM-9 Sidewinder. Встроенное вооружение было представлено одной 27-мм пушкой «Маузер» BK-27 с боекомплектом 180 снарядов.
Несмотря на то, что работы по БРЛС AI.24 на фирме «Маркони» стартовали ещё до того как было принято решение о создании перехватчика, доводка радиолокатора затянулась, и первые перехватчики Tornado F.2, поставки которых начались в первой половине 1984 года, вместо БРЛС несли балласт. Первые 16 поставленных Tornado F.2 использовались для переучивания пилотов, и выполнять перехват воздушных целей не могли. В дальнейшем их планировалось модернизировать и установить работоспособные БРЛС, однако большая часть самолётов первой серии так и применялась в тренировочных целях и существенной переделке не подвергалась.
Первым строевым подразделением Королевских ВВС, получившим новые перехватчики, стала 29-я эскадрилья, летчики которой прежде летали на Phantom FGR.Mk II . По-настоящему боеспособной машиной стал Tornado F.3. Этот истребитель-перехватчик, помимо доведённого до работоспособного состояния радиолокатора, получил аппаратуру, позволяющую обмениваться данными о воздушной обстановке с другими Tornado F.3, самолётами ДРЛО и наземными пунктами управления и более мощные ТРДДФ RB. 199-34 Мк. 104 с тягой на форсаже 8000 кгс. Количество ракет ближнего воздушного боя на борту перехватчика увеличилось до четырёх, что, впрочем, не делало «Торнадо» эффективным истребителем завоевания превосходства в воздухе. Учебные воздушные бои с американскими F-15 показали, что «британец», несмотря на достаточно хорошие разгонные характеристики, имел не много шансов на победу в ближнем воздушном бою с истребителями 4-го поколения.
В то же время модернизированный Tornado F.3 вполне соответствовал своему назначению. Перехватчик без дозаправки в воздухе мог вести патрулирование в течение 2 часов на удалении 500-700 км от своего аэродрома. Боевой радиус составлял более 1800 км, а рубеж сверхзвукового перехвата – 500 км. По сравнению с «Фантомом», состоявшим на вооружении британских эскадрилий ПВО, «Торнадо» благодаря лучшей тяговооруженности и крылу с изменяемой геометрией мог действовать с гораздо более коротких взлётных полос.
Строительство перехватчиков «Торнадо» велись до 1993 года, всего британские ВВС получили 165 всепогодных дальних перехватчиков. Первая строевая часть - 29-я эскадрилья достигла полной боевой готовности в ноябре 1987 года, а пика своей боеготовности перехватчики, оснащенные к тому же усовершенствованными БРЛС и станциями постановки помех, достигли в середине 90-х, когда особой нужды в них уже не было.
Известно немало примеров, когда непродуманные сокращения оборонных расходов в итоге приводили к ещё большим тратам. Попытка сэкономить бюджетные средства в ходе построения системы «Посредник» обернулась тем, что в 80-е годы собственные возможности британских сил ПВО по своевременному обнаружению воздушных целей существенно уменьшились. Это в первую очередь стало следствием сокращения в несколько раз числа радиолокационных постов. Отчасти проблема решалась за счёт использования в качестве радиолокационного дозора боевых кораблей Королевских ВМС. Но это было недёшево, а погода в Северной Атлантике далеко не всегда была благоприятной. Принятые на вооружение в 1960 году поршневые самолёты ДРЛО "Гэннет" AEW З10 с американской РЛС AN/APS-20 абсолютно не соответствовали современным реалиям. Дальность обнаружения и продолжительность патрулирования этих машин к началу 70-х военных уже не удовлетворяла.
В 1977 году в воздух поднялся первый прототип британского самолета ДРЛО нового поколения Nimrod AEW. К тому моменту противолодочные и патрульные самолёты «Нимрод», построенные на базе авиалайнера «Комета», неплохо себя зарекомендовали. Первоначально британцы планировали установить на свой самолёт импульсно-доплеровскую РЛС AN / APS-125 и авионику американского E-2С Hawkeye. Однако топ-менеджеры компаний British Aerospace и GEC Marconi, не желая терять возможные заказы, сумели убедить правительство, что они вполне в состоянии создать собственный авиационный радиолокационный комплекс, заявляя, что британский самолёт при меньшей стоимости ничем не будет уступать американскому Е-3А AWACS .
В очередной раз британские разработчики не искали лёгких путей. Характерной особенностью нового самолёта ДРЛО стал отказ от размещения одной вращающейся антенны РЛС в обтекателе на верхней части фюзеляжа. Британцы решили использовать две антенны в носовой и хвостовой частях фюзеляжа. По мнению британских специалистов, такая компоновка существенно снижала массу, улучшала аэродинамику самолета и исключала наличие «мёртвых зон», возникающих в результате затенения от фюзеляжа, крыльев и хвостового оперения. Помимо обнаружения и классификации целей бортовая аппаратура самолета должна была одновременно передавать данные на боевые корабли, наземные пункты управления ПВО, а в перспективе - непосредственно на истребители-перехватчики. Главным элементом радиолокационного комплекса являлась РЛС AN/APY-920 с двумя двухчастотными антеннами размером 2,4x1,8 м. Станция могла определять дальность, высоту, скорость и пеленг цели и имела хорошую помехозащищённость. Максимальная проектная дальность обнаружения воздушных целей составляла 450 км. Особое внимание было уделено возможности обнаружения идущих под перископом подводных лодок. Кроме обнаружения, ставилась задача сопровождения не менее 400 воздушных и надводных целей. По сравнению с Е-3А на «Нимроде» за счёт применения высокопроизводительных ЭВМ предполагалось сократить число операторов РЛС с 9 до 5 человек.
Но несмотря на то, что концепция английского аналога Е-3А на бумаге была достаточно хорошо проработана, реализовать ее на практике оказалось совсем не просто. Специалисты компании GEC Marconi явно переоценили свои возможности, и добиться приемлемых характеристик радиолокационного комплекса в разумные сроки так и не удалось. В 1984 году после израсходования £300 млн. программу закрыли. До этого корпорация ВАЕ успела построить заново и переоборудовать из противолодочных 11 самолётов ДРЛО . Nimrod AEW.3
Справедливости ради стоит сказать, что специалистам фирмы GEC Avionics (так теперь стала называться фирма «Маркони») в конце 80-х на аппаратуре, доведённой до уровня ASR 400, удалось добиться весьма впечатляющих результатов. Однако «поезд ушёл», и правительство Великобритании, разочаровавшись в «Нимродах», разместило в США заказ на 7 самолётов E-3D AWACS. Британские «АВАКСы», получившие в RAF обозначение Sentry AEW1, размещены на RAF Waddington – Авиабазе Уоддингтон.
В настоящее время в летном состоянии находятся 6 Sentry AEW1, ещё один самолёт, выработавший свой ресурс, используется на земле в учебных целях. В целом E-3D AWACS существенно повысили возможности Королевских ВВС в части ситуационной осведомлённости и дали возможность существенно расширить зону контролируемого воздушного пространства. Но, как и перехватчики «Торнадо», весьма дорогостоящие самолёты ДРЛО по большому счёту опоздали, они были по-настоящему освоены экипажами, когда «холодная война» уже закончилась.
Бюджетным многоцелевым вариантом ДРЛО стал Sentinel R1 с двумя турбовентиляторными двигателями на базе бизнес - джета Bombardier Global Express. Аппаратура для этого самолёта создана американской корпорацией Raytheon. Первый полёт прототипа состоялся в августе 2001 года. На вооружении RAF состоит пять самолётов Sentinel R1.
В ходе разработки Sentinel R1 основное внимание было уделено возможности обнаружения маловысотных воздушных целей на фоне подстилающейся поверхности. Основная БРЛС с АФАР размещена в нижней части фюзеляжа. Кроме обнаружения «трудных» воздушных целей аппаратура самолета, имеющая высокое разрешение, может использоваться за наблюдением за морской акваторией или для контроля поля боя. В прошлом британские самолёты Sentinel R1, также базирующиеся в Уоддингтоне, неоднократно задействовались в боевых действиях в Ливии, Афганистане и Мали.
В конце 70-х для командных пунктов ПВО фирма «Маркони» разработала комплект оборудования, сопряженного с современными на тот момент вычислительными средствами, позволяющими выводить информацию о радиолокационной обстановке на пульт дежурного офицера.
Передача данных преимущественно осуществлялась по оптоволоконным линиям, что позволило увеличить скорость обновления информации. Эта весьма надёжная и хорошо зарекомендовавшая себя аппаратура эксплуатировалась на британских командных пунктах до 2005 года.
С началом работ по программе IUKADGE была форсирована разработка новых наземных радиолокаторов контроля воздушной обстановки. В 1985 году в RAF поступил в опытную эксплуатацию первый мобильный трёхкоординатный радар Type 91 (S-723 Marconi Martello) с максимальной дальностью обнаружения воздушных целей 500 км. Всего на территории Великобритании было развёрнуто четыре РЛС Type 91, прослужившие до 1997 года.
Практически в то же время американцы предложили свои мобильные AN / TPS-77 и стационарные AN / FPS-117. Эти трёхкоординатные РЛС с АФАР с дальность обнаружения до 470 км оказались проще в эксплуатации и значительно дешевле, чем РЛС Type 91. И как следствие командование RAF отдало им предпочтение. В Великобритании стационарный вариант AN / FPS-117 получил обозначение Type 92.
Мобильные станции AN / TPS-77 не ведут постоянного дежурства, а рассматриваются как средство усиления в кризисных ситуациях. Во время учений они, как правило, разворачиваются на аэродромах или на побережье. Стационарные Type 92 уже в течение более чем 25 лет несут службу на нескольких радиолокационных постах. Для защиты от воздействия ветра и осадков антенны стационарных РЛС закрыты радиопрозрачными пластиковыми куполами. В 1996 году компания Lockheed Martin кардинально модернизировала два радара на удалённых радиолокационных постах в Шотландии, что должно продлить срок их эксплуатации как минимум до 2020 года.
Британская компания Plessey Radar в конце 80-х создала РЛС AR-320. После испытаний ВВС Великобритании заказали 6 станций этого типа под обозначением Type 93 Трехкоординатная РЛС с АФАР на испытаниях показала неплохие результаты, при потребляемой мощности 24 кВт она способна обнаруживать на дистанции 250 км цели с ЭПР 1 м². Аппаратная часть, генераторы и антенна перевозились на нескольких прицепах.
Первоначально радиолокаторы Type 93 использовались в мобильном варианте, но станции, эксплуатируемые RAF, продемонстрировали низкую техническую надёжность и военные в 1995 году поставили вопрос об их списании. Однако совместными усилиями специалистов компаний Siemens Plessey и ITT удалось добиться надёжной работы РЛС. При этом аппаратная часть радиолокаторов и их антенны были модернизированы. В начале 21 века оставшиеся в работе станции Type 93 установили стационарно на постоянных радиолокационных постах.
Дальнейшим развитием РЛС AR-320 стала AR-327, созданная во второй половине 90-х. При проектировании этой станции, получившей в RAF обозначение Type 101, исходя из опыта эксплуатации Type 93, особое внимание было уделено повышению надёжности и ремонтопригодности. В аппаратной части AR-327 применена самая современная на момент создания элементная база, при этом сама станция имеет так называемую «открытую архитектуру», что позволяет достаточно легко и с минимальными затратами проводить модернизацию.
Все элементы РЛС Type 93, поставляемых в британские вооруженные силы, выполнены на колёсных прицепах. При этом станция является авиатранспортабельной, для чего требуется два военно-транспортных самолёта С-130Н или четыре вертолёта «Чинук».
РЛС Type 93 не участвуют на постоянной основе в освещении воздушной обстановки над Британскими островами. Но эти трёхкоординатные радиолокаторы регулярно развёртываются в разных частях Великобритании и ФРГ во время учений. На ряде авиабаз для антенн РЛС Type 93 построены специальные башни высотой 15 метров, что позволяет улучшить обнаружение маловысотных целей. В 2016 году воздушное пространство над Великобританией без учёта аэродромных и радаров УВД контролировали восемь постоянно действующих радиолокационных постов.
Продолжение следует…
По материалам:
http://www.airdefence.org/
http://www.airforce-technology.com/projects/drdo-airborne-early-warning-control-system/
http://www.raf.mod.uk/rafboulmer/
http://www.alamy.com/stock-photo/raf-type-101-mobile-air.html
http://www.subbrit.org.uk/rsg/sites/t/trimingham/
http://www.woottonbridgeiow.org.uk/decca-legacy/index.php