10 июня в дар Севастопольской Морской библиотеке им. адмирала М.П. Лазарева было передано 10 книг московского издательства "Традиция". Мероприятие было приурочено к 100-летию Русской Катастрофы и 3-летию войны в Новороссии. Акцию дарения проводил севастопольский публицист, исследователь и общественный деятель Д.В. Соколов, ранее уже передававший в дар библиотеке несколько книг "Традиции", посвящённых событиям на Украине и в Новороссии.
В этот раз тему Донбасса продолжала книга "На переднем крае", в которой впервые удалось собрать свидетельства непосредственных участников битвы за Новороссию - ополченцев, волонтёров, мирных жителей.
"Без преувеличения можно сказать, что это настоящая окопная правда начального периода конфликта в Донбассе, - отметил в своём выступлении Д.В. Соколов. - Особенно здесь нужно отметить дневник покойного командира бригады «Призрак», Алексея Мозгового. Строго говоря, эти записи нельзя назвать дневником в привычном смысле этого слова. Это отдельные мысли и тезисы, наброски публичных выступлений. Просто выступая перед журналистами, комбриг так или иначе смягчал свои оценки и выводы. В данном случае читатель имеет возможность познакомиться с личным взглядом комбрига на украинские события без умолчаний и ретуши. Здесь Алексей Мозговой предельно резок, он бьет наотмашь. Как сказала мне в одном из своих интервью главный редактор издательства, Елена Семенова, «говорить с такой прямотой живым не положено, это – «привилегия» мёртвых».
«Я воюю за право говорить правду. Не российскую и не украинскую, а одну на всех – о моем обманутом и разделенном народе. Правда – это мое последнее оружие в борьбе за честь моего народа», - это одна из последних записей Мозгового. Вот, за эту Правду он и погиб".
Дмитрий Вительевич отметил, что большинство авторов, чьи тексты представлены в книге, симпатизируют монархии и Белому движению, являются продолжателями этих традиций и оценке событий в Донбассе и на Украине выступают с позиций русского патриотизма. Сам Соколов сравнил начальный период «украинской смуты» с событиями 100-летней давности: "И там, и там происходит государственный переворот, к власти в стране приходят экстремистские, преступные силы, которые беспощадно давят любое сопротивление, проводят массовые репрессии. Одновременно пытаются легитимировать свои действия, изображая противную сторону как некое сборище маргиналов и террористов. В сущности, разница между большевиками и евромайдановцами лишь в цвете флагов да в идеологии. Первые творили свои злодеяния по лозунгами классовой борьбы, вторые – под лозунгами борьбы за европейские ценности и против так называемого сепаратизма. В свою очередь, события в Славянске весной и летом 2014 года поразительным образом напоминают один из эпизодов Гражданской войны в России – Ярославское восстание лета 1918 года. И там, и там в город вступает малочисленная, но очень мобильная группа профессиональных военных, к которым присоединяются местные жители, формируются отряды самообороны, создаются новые органы власти. Даже символика у защитника Славянска и у восставших в Ярославле была одинаковой. И те, и те использовали российские триколоры и георгиевские цвета, - т.е. национальные российские символы. Сходство восстания в Ярославле и обороны Славянска еще и в том, что в обеих случаях во главе борьбы стоял человек в звании полковника. Затем город оказывается в окружении, его начинают уничтожать артиллерией, применяя тактику «выжженной земли», не считаясь ни с людскими потерями, ни с угрозой полного разрушения инфраструктуры. И в итоге восставшим приходится оставить город. Таким образом, в обеих случаях история повторилась в виде трагедии."
В этом контексте особенное внимание Д.В. Соколов обратил на очерк «Белая идея и война в Новороссии», написанный Председателем Русского Обще-Воинского Союза (РОВС), начальника Политотдела Ополчения летом 2014 г. И.Б. Иванова. «Белую Идею можно выразить всего двумя словами – русский патриотизм. Можно не сомневаться, что большинство простых ополченцев, сражавшихся в Славянске, никогда не читали «Наших задач» И.А. Ильина и историю Белого движения знают смутно. Но эти ополченцы, даже если они и сами того не осознавали, сражались за те же ценности, за которые боролась Белая армия – за Православную Веру, за единство России, за свой русский язык, за право не жить по чужой указке и не находиться на своей земле на положении людей второго сорта… В конечном счёте сегодняшние донецкие шахтёры, так же как их прадеды – известно, что в Корниловской и Дроздовской дивизиях служило немало донецких шахтёров – сражались за идею Русского мира. Хотя многие ополченцы, повторюсь, этой исторической взаимосвязи с Белым движением не осознавали», - цитирует Соколов Игоря Борисовича.
Основная часть передаваемых в дар библиотеке книг посвящена Белому Движению и антикоммунистическому сопротивлению. Среди них две книги И.Б. Иванова: сборник очерков и статей разных лет "Под Русским Знаменем" и летопись ВСХСОН "Русское Подполье". Представляя её, Д.В. Соколов отметил следующее:
"Известно, что в послесталинском СССР свои претензии к власти в той или иной форме выражали люди разных политических взглядов и убеждений. Были среди них и откровенные «западники», и те, кто ориентировался на традиционные ценности. Были носители национал-сепаратистских идей; были сторонники сохранения единства страны после гипотетического краха режима. Были непримиримые противники коммунизма, и были сторонники умеренного реформирования советской системы. Тем не менее, в обыденной жизни понятие «диссидент» почему-то ассоциируется только с приверженцами ультралиберальных (а часто и русофобских) взглядов, и воспринимается негативно. Представленная книга помогает развеять этот стереотип. В ней рассказывается о деятельности антикоммунистической подпольной организации – Всероссийского Социал-Христианского Союза Освобождения Народа (ВСХСОН). Организация социал-христиан являлась крупнейшей из антисоветских подпольных групп, действовавших в хрущевско-брежневский период. В то время как численность подпольных организаций в СССР в то время не превышала 3-5 человек, ВСХСОН насчитывал в своих рядах десятки активных членов.
Идейные установки социал-христиан оказались во многом созвучны воззрениям деятелей Белого движения 1917-1922 гг., а их символика воспроизводила российские национальные символы: триколор и георгиевскую ленту. Их несомненной заслугой стали теоретические разработки, сформулированные в Программе ВСХСОН и других документах, написанных подпольщиками. Участники организации считали, что у России свой особенный путь развития. Это социальная христианизация государства, опора на православно-патриотические традиции. Показательно, что после разгрома организации, который произошел в 1960-е годы, ее участники не были реабилитированы даже после краха СССР. В книге приведены материалы уголовного дела в отношении участников ВСХСОН, а также воспоминания подпольщиков. Надо сказать, что ныне здравствующий руководитель ВСХСОН Игорь Огурцов также поддержал идею Новороссии и борьбу ополчения в Донбассе".
Помимо сборника "Под Русским Знаменем" ещё три представленные книги вышли в серии "Архив РОВС". Это мемуары И.А. Эйхенбаума "Сражатели", известный труд А.А. фон Лампе "Пути верных" и сборник воспоминаний членов РОВ-Союза М. Зинкевича, В. Витковского, В. Буткова, В. Ларионова и В. Даватца "Белая Борьба. На Родине и на чужбине". Большая часть указанных материалов изданы в России впервые. Так, книга фон Лампе прежде выходила лишь в 60-е годы зарубежом. Мемуары же Эйхенбаума не издавались вовсе. Их рукопись, как и многие другие уникальные документы, сохранилась в Действующем Архиве РОВС.
Ещё одна книга, посвящённая Белой Борьбе - мемуары А.Л. Маркова "Записки о прошлом".
Серия "Россия без большевизма", открытую издательством также к 100-летию Русской Катастрофы, была представлена книгами "Соловецкий крест" и "Деревня на Голгофе".
"Книга «Соловецкий крест» рассказывает об одном из первых и наиболее известных и наиболее ужасных советских концлагерей, созданных на Севере России в конце Гражданской войны – Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). С этого лагеря началось создание «Архипелага ГУЛАГ», здесь были впервые опробованы многие практики, которые впоследствии внедрялись в других лагерях. В данную книгу входят малоизвестные воспоминания узников этого лагеря. Очерк А. Клингера, одного из немногих узников, кому удалось бежать с Соловков, дает детальное представление об ужасах лагерной жизни. В свою очередь, записки архимандрита Феодосия (Алмазова) повествуют не только о пребывании в лагере, но и достаточно подробно освещают трагическую историю Русской православной Церкви в послереволюционные годы.
Трагедии российского крестьянства в первые десятилетия советской власти посвящена следующая книга. Она называется «Деревня на Голгофе. Летопись коммунистической эпохи: от 1917 до 1967 г.». Это ее первое российское издание. Прежде она выходила на Западе, в 1960-е годы. Перед нами написанный прекрасным литературным языком, исчерпывающий труд, в котором рассказано о быте и судьбах русских крестьян, вынесших на себе ужасы коллективизации, раскулачивания и голода, войны и послевоенного времени. Показано, как начиная с Гражданской войны большевиками целенаправленно разрушался традиционный крестьянский уклад. Уничтожались наиболее трудоспособные, инициативные люди, те, кто в другой исторической ситуации мог стать преуспевающими свободными фермерами. Оставшаяся часть крестьян загонялась в колхозы и превращалась в наемных работников государства, которые не могли покидать колхозы без разрешения председателя, привязывались к колхозной земле и лишались интереса к труду. В будущем это привело к тотальной деградации советской деревни, которая особенно проявила в поздние десятилетия существования СССР. Когда в селах практически некому стало работать, хлеб закупали за океаном, а на уборке урожая трудились школьники, студенты, и солдаты-срочники. По сути эта книга – реквием ушедшей крестьянской цивилизации," - рассказал Д.В. Соколов.
В завершении был представлен сборник редактора журнала "Голос Эпохи" и вышеуказанных серий Е.В. Семёновой «Русское Дело и Белая Идея. На пороге новой Смуты: чем и как спасётся Россия?», посвящённая выработке путей вывода нашей страны из нынешнего тупика на основании русской православной традиции и того многовекового опыта преодоления всевозможных трудностей и бедствий, опыта самостояния, который даёт нам отечественная история. Книга разделена на две части. Первая ее часть – историческая – помогает выделить основные императивы русской жизни на протяжении веков, являющиеся фундаментом дальнейшего развития. Вторая часть посвящена выработке стратегии на основе трудов лучших отечественных мыслителей, разработок и опыта современных ученых и практиков. "Книга однозначно будет интересна всем интересующимся отечественной историей и современностью, а также просто любителям качественной публицистики на актуальные темы", - отметил Д.В. Соколов.
________
Приобрести перечисленные и другие книги можно здесь: http://www.golos-epohi.ru/eshop/
|