Когда уходят большие, настоящие, светлые Люди, сама природа скорбит по ним, оплакивая их уход. И сегодня природа плачет. Потому что не стало одного из тех редких людей, которых можно по праву назвать светильниками нашего времени и мира. Светоносцами, по слову А.А. Ахматовой. В нашем сиротском мире, где понятия чести, совести, достоинства, доброты всё больше предаются забвению, такие утраты ощущаются особенно остро.
Об Алексее Владимировиче Баталове в разные годы написано и сказано очень много, и оттого невольно робеешь – что же сказать, не повторяя привычных клише. Сказать хочется, прежде всего, о Человеке. Есть люди – мерила. Не только в профессии, но в самой жизни. Люди, воплощающие в себе неразмениваемое на суету достоинство, меру и выдержанность во всём. Рядом с ними особенно остро ощущается любая фальшь, видится истинное значение иных людей и явлений. Они – как лакмус для всего поддельного, безвкусного, беспринципного, для самого духа нашего времени.
Именно к такой плеяде одиночек относится Алексей Владимирович. В постперестроечные времена многие деятели культуры, одурманенные свалившейся «свободой», утратили ориентиры, вовлекаясь в сомнительные проекты, как в своей профессии, так и в жизни общественной. Баталов остался в стороне от этого хаоса, при этом не оказавшись, как иные его коллеги, в забвении.
Не участвуя в политиканстве, во всевозможных палатах и советах, отойдя от разрушенного кинематографа, он посвятил себя преподаванию и просвещению. В разные годы на ТВ выходили циклы его программ – «Прогулки по Москве» и «Благодарен судьбе», в которых с неповторимой интонацией Алексей Владимирович рассказывал нам малоизвестные страницы нашей так старательно затаптываемой истории и культуры.
А ещё были встречи со зрителями, долгие и мудрые беседы, так нужные и важные в нашем поверхностном времени.
В год 85-летия Алексея Владимировича в ЦДЛ прошёл его совместный с Юрием Норштейном вечер «Секрет «Шинели»». «Шинель» - особая веха в творческом пути Баталова. В эту картину вложена большая часть души, как режиссёра, так и его соработников и, в первую очередь – Ролана Быкова, драматический дар которого открылся в роли Башмачкина. «Шинель» по праву заняла своё место среди шедевров отечественного кинематографа, но важнее другое. В этом фильме создателям удалось донести самую суть гоголевского произведения, которую не желали замечать и подменяли революционные критики. Суть эта заключена в одной единственной фразе – «Се, Человек». Не ничтожное, забитое существо, не функция-образчик социальной несправедливости, но живая душа, но брат наш, чей жалобный укор, чей, наконец, крик пронзительный к нам обращён. «Шинель» - это концентрированная человечность, бьющая отнюдь не маленьким чеховским молоточком по облачённым в крепкие панцири, охладевшим душам.
В 1997 году при поддержке Алексея Владимировича и академика Д.С. Лихачёва был основан некоммерческий фонд «Мир искусства». Сотрудники фонда во главе с Вячеславом Тетериным посвятили себя благороднейшему делу – помощи тяжело больным детям, которых, несмотря на недуг, природа щедро одарила музыкально. Многим из них суждено было бы провести свои дни в интернатах, в забвении, в тяжелейших условиях. Но усилиями Тетерина и его соратников они обрели совсем иную судьбу. Вчера ещё забытые и не нужные никому, кроме, в лучшем случае, родителей, сегодня эти удивительные дети выступают на лучших сценах мира рядом с выдающимися мастерами, врачуя огрубевшие человеческие души, открывая нам тот мир, о котором мы забываем, погрязая в своих мелких на проверку заботах.
Мне глубоко врезался в память концерт к 80-летнему юбилею Алексея Владимировича, организованный «Миром искусства». Чудо выступавших детей и глаза самого юбиляра… На этом вечере также не было места ничему наносному и фальшивому, пустому, но только высочайшая мера человечности, добра, энергия которого способна преобразить всё, неколебимого самостояния и силы духа, как выступавших, так и того, к кому обращены были поздравления.
И ещё о человечности. «Возмутительно человечно!» - таков был вердикт Юрия Норштейна в отношении дипломного сценария дочери Алексея Владимировича Гитаны-Марии. Это признание стало большой победой Гитаны, от рожденья прикованной к инвалидному креслу тяжёлым недугом. Её мужеству и самоотверженности нельзя не восхищаться. Но нисколько не меньше - той самой человечности, добру, любви ко всему живому, будь то человек или природа, удивительному свету, которыми напитаны её работы – сказки, статьи, сценарии. Читая их, чувствуешь, как яснеет на сердце, и в который раз понимаешь суетность и мелочность казавшихся важными забот и неисчерпаемую красоту того горнего мира, что оставался затенён от глаз всем наносным и ненужным. Также как о её великом отце, о Гитане-Марии можно сказать, что она - светильник нашего времени.
Алексей Владимирович мог по праву гордиться своей мужественной и талантливой дочерью, чьи успехи – награда родителям и ещё одно чудо, когда сила Божия совершается в немощи человеческой.
А.В. Баталов прожил долгую, трудную и достойную жизнь. Он ушёл во сне, накануне исповедавшись и причастившись Святых Тайн. Царствие Небесное выдающемуся актёру, режиссёру, благодетелю, светоносцу.
Е.В. Семёнова |