Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Статистика


Онлайн всего: 57
Гостей: 57
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2017 » Июнь » 17 » Система ПВО Северной Америки (часть 3)
    03:23
    Система ПВО Северной Америки (часть 3)

    В 1957 году в рамках двухстороннего соглашения, подписанного правительствами США и Канады, было создано объединенное американо-канадское командование ПВО Североамериканского континента (NORAD - North American Air Defence Command). На момент создания NORAD руководило действиями Командования военно-воздушной обороны ВВС США (USAF Air Defense Command), Канадским авиационным командованием (Canadian Air Command), Силами ПВО ВМС (Naval Forces CONAD/NORAD) и Командованием армейскими силами противовоздушной обороны (Army Air Defense Command). Штаб NORAD находится в противоатомном убежище в укрепленном бункере, внутри горы Шайенн в штате Колорадо, в окрестностях города Колорадо-Спрингс.

     

    Пика своего могущества NORAD достигло в первой половине 60-х годов. Тогда в интересах данной структуры на территории США и Канады функционировали сотни наземных радиолокаторов, в море и в воздухе несли дежурство десятки самолётов ДРЛО и кораблей радиолокационного дозора, на американской и канадской территории было развернуто более полутора сотен зенитно-ракетных комплексов, а американо-канадский парк истребителей перехватчиков превышал 2000 единиц. Всё это громоздкое дорогостоящее хозяйство предназначалось для защиты примерно от 200 советских стратегических бомбардировщиков.

    Как уже говорилось в двух первых частях, в середине 60-х после постановки на боевое дежурство в СССР нескольких десятков МБР именно они, а не бомбардировщики, стали представлять основную угрозу для континентальной части США. Вот как в отношении советской ядерной угрозы и необходимости содержания и развёртывания новых систем ПВО высказался министр обороны США Джеймс Шлесинджер:

     

    … если они (NORAD) не могут защитить свои города от стратегических ракет, то не стоит даже пытаться создать защиту от малочисленной советской бомбардировочной авиации…



    Тем не менее полностью от защиты своих воздушных границ американцы не отказались. На смену дозвуковым перехватчикам F-86D, F-89 и F-94 пришли сверхзвуковые F-101 Voodoo, F-102 Delta Dagger, F-106 Delta Dart, F-4 Phantom II. Первые сверхзвуковые F-102, ставшие впоследствии одними из самых распространенных истребителей ВВС США, приступили к несению боевого дежурства в середине 1956 года.

     

    F-102 примечателен тем, что он был первым серийным сверхзвуковым истребителем с треугольным крылом. Кроме того, он стал первым перехватчиком, интегрированным в единую систему наведения и применения оружия SAGE. Всего ВВС США получили более 900 перехватчиков F-102. Эксплуатация этих самолётов продолжалась до 1979 года.

    Что касается «Вуду», то их служба в ВВС США была не слишком продолжительной. Первые перехватчики F-101B начали поступать в эскадрильи ПВО в начале 1959 года. Однако военных они устроили не полностью, так как в процессе эксплуатации были выявлены многочисленные недостатки. Больше всего нареканий вызвала система управления огнем, поскольку она не соответствовала современным требованиям.

     

    Генералам Командования военно-воздушной обороны было из чего выбирать: уже в 1968 году количество эскадрилий, вооруженных перехватчиками F-101B, сократилось с 15 до 6. Однако в национальной гвардии США эти машины задержались до 1983 года. В течение долгого времени «Вуду» были основным перехватчиком в Королевских ВВС Канады. Первые перехватчики, одноместные CF-101B и двухместные CF-101F, достигли боевой готовности в Канаде в 1962 году. В Королевских ВВС Канады самолёты состояли на вооружении пяти авиационных эскадрилий. Для компенсации «естественной убыли» в лётных происшествиях и выработки лётного ресурса в ноябре 1970 года с базы хранения Дэвис-Монтан были получены 66 «новых» CF-101. При этом канадцы вернули в США 56 предельно изношенных CF-101В и CF-101F. Как уже говорилось в 1-й части, в состав вооружения канадских перехватчиков входили авиационные ракеты с ядерными боеголовками. Формально эти ракеты считались американскими, и Канада продолжала декларировать свой безъядерный статус.

    В ВВС Канады «Вуду» в роли перехватчиков эксплуатировались до 1984 года. В целом стоит признать, что канадцы выбирали для вооружения своих эскадрилий ПВО не самые удачные самолёты. Для канадских ВВС в качестве многоцелевого истребителя, в том числе и для выполнения задач ПВО, был выбран F-104 Starfighter. Модификация СF-104S (CL-90) строилась по лицензии на предприятии Canadair Ltd. Эта машина имела очень много общего с западногерманским F-104G. Всего фирмой Canadair для ВВС Канады было построено 200 СF-104.

     

    После списания в Канаде истребителей F-101 «Старфайтеры» на некоторое время остались в этой стране единственным типом боевого самолёта, способным выполнять задачи ПВО. В 1987 году все СF-104, находившиеся в лётном состоянии, были переданы Турции. За годы эксплуатации «Старфайтеров» в Королевских ВВС Канады в авиакатастрофах погибло 25 пилотов. Справедливости ради стоит сказать, что по сравнению с «Вуду» у «Старфайтера» был более универсальный состав вооружения: для поражения воздушных целей в его арсенале имелись: 20-мм шестиствольная пушка M61A1 и УР AIM-9 Sidewinder с тепловой головкой самонаведения. В боевых действиях во Вьетнаме, где американцы пытались использовать против МиГов истребители F-101 и F-102 с УР AIM-4 Falcon, выявилось превосходство «Сайдвиндеров» над «Фалконами». Поэтому ракеты AIM-4 в Канаде применялись только на CF-101B/F. Впрочем, традиционные для американских и канадских перехватчиков 70-мм НАР FFAR в составе вооружения тоже сохранились.

    Дальнейшим развитием F-102 Delta Dagger стал F-106 Delta Dart. Первая модификация F-106A поступила на боевое дежурство в октябре1959 года. За два года было построено 277 одноместных F-106A и 63 двухместных F-106B. Это в несколько раз меньше количества построенных F-101 и F-102, однако, благодаря постоянным доработкам и модернизации F-106 оставался на службе более 20 лет. Окончательное их списание из частей Национальной Гвардии США произошло в 1988 году.

     

    Такая длительность несения службы, несмотря на относительную немногочисленность, была связана с несколькими обстоятельствами. В истребителе «Дельта Дарт» удалось избавиться от многих недостатков, свойственных «Дельта Даггеру». При этом скорость полёта F-106 увеличилась до 2455 км/ч (2,3М), при боевом радиусе около 2000 км. Самолёт обладал очень хорошими разгонными характеристиками, потолок 17680 м он набирал за 450 секунд. Перехватчик пользовался успехом среди пилотов, это был простой в управлении и приятный для полётов самолёт. В пик своей популярности F-106 стояли на вооружении 13 эскадрилий Командования военно-воздушной обороны ВВС США. Ко всему этому на «Дельта Дарте» было установлено весьма совершенное даже по меркам середины 80-х годов БРЭО. Из всех истребителей-перехватчиков «сотой» серии именно на F-106 были максимально реализованы возможности автоматизированной системы наведения «Сэйдж». Компьютеризированная система наведения и управления огнем, установленная на F-106, осуществляла вывод в район цели, управляла всем процессом, начиная от захвата цели до пуска ракет. Пилоту оставалось лишь санкционировать пуск ракет и осуществлять взлёт и посадку. Другой интересной особенностью этого перехватчика было размещение двух НАР класса «воздух-воздух» с ядерной боевой частью AIR-2 Genie во внутренних контейнерах. Основываясь на боевом опыте, полученном в Юго-Восточной Азии, начиная с 1973 года, строевые F-106 в ходе проведения заводских ремонтов начали оснащаться 20-мм шестиствольной авиационной пушкой M61A1.
    До появления истребителей 4 поколения самым совершенным перехватчиком в американских ВВС был F-4 Phantom II. Первоначально заказчиком этого самолёта являлись ВМС, однако под давлением министра обороны Роберта Макнамары, желающего стандартизировать истребительный парк и снизить эксплуатационные расходы, «Фантом» приняли на вооружение в ВВС. Первые истребители, известные как F-110A, поступили на вооружение в ноябре 1963 года. Вскоре самолёт переименовали в F-4С. Сравнительные испытания с F-106 продемонстрировали, что «Фантом» способен нести большее количество ракет воздушного боя. Его БРЛС могла обнаруживать цели на дальности на 25 % большей, при этом эксплуатация «Фантома» обходится на треть дешевле. А самое главное, несмотря на то, что БРЭО «Фантома» не было так глубоко интегрировано в систему наведения перехватчиков «Сэйдж», возможности РЛС и вооружения позволяли обстреливать бомбардировщики противника на большем расстоянии.

     

    «Фантом» стал первым в мире серийный истребителем, несущим ракеты воздушного боя среднего радиуса действия. В состав его вооружения помимо 4 УР ближнего боя AIM-9 Sidewinder могли входить 4 ракеты средней дальности AIM-7 Sparrow с полуактивной радиолокационной ГСН. Начиная с 1963 года, велось производство модификаций AIM-7D/Е с дальностью пуска в «лоб» более 30 км. Ракеты «Спарроу» в середине 60-х оснащались стержневой боевой частью весом 30 кг и неконтактными взрывателями. По сравнению со стандартной УР американских перехватчиков AIM-4 Falcon, ракета AIM-7 Sparrow обладала намного лучшими боевыми характеристиками. После того как на модификации F-4Е в БРЭО перешли на более компактную и лёгкую радиоэлектронную элементную базу в носовой части самолёта освободилось место для встроенной 20-мм шестиствольной пушки. До этого авиационная пушка и снаряды подвешивались в специальной гондоле на внешней подвеске под фюзеляжем.

     

    Хотя F-4 Phantom II в ВВС США использовался больше как истребитель-бомбардировщик и во время Вьетнамской войны стал известен в роли истребителя завоевания превосходства в воздухе, в эскадрильях ПВО для него тоже нашлась работа. В 60-80-е годы «Фантомы» неоднократно поднимались навстречу советским дальним бомбардировщикам Ту-95, приближавшимся к восточному побережью США в ходе тренировочных полётов. Высокие лётные данные, в сочетании с мощным вооружением и совершенным бортовым радиоэлектронным комплексом обеспечили этому самолёту завидное долголетие. Последние F-4 Phantom II в США были списаны в начале 90-х. Всего американские ВВС получили 2874 «Фантома».

    Как уже говорилось в первой части, в США на развитие системы ПВО в период с середины 50-х до начала 60-х потратили миллиарды долларов. Вся территория США была разбита на секторы ПВО, находившиеся в зоне ответственности региональных командных центров.

     

    Но даже для американской экономики создание и содержание многоуровневой системы контроля воздушной обстановки, многочисленных перехватчиков и ЗРК было серьёзным бременем. Особенно дорогостоящей оказалась эксплуатация десятков кораблей дальнего радиолокационного дозора и самолётов ДРЛО ЕС-121. Известно, что развертывание всех элементов NORAD стоило дороже, чем Манхэттенский проект. Желая снизить затраты, связанные с получением радиолокационной информации вдали от своих берегов, в США в конце 50-х - начале 60-х велось строительство пяти «радиолокационных пикетов» на базе морских нефтяных буровых платформ. Радиолокационные платформы, известные также как «Техасские башни», стационарно устанавливались в открытом море на удалении нескольких сотен километров от Восточного побережья США и Канады.

     

    На «Техасских башнях» использовались мощные РЛС AN / FPS-24 и AN / FPS-26, укрытые от непогоды пластиковыми куполами. Доставка сменного персонала, припасов и топлива осуществлялась кораблями снабжения ВМС США. В 1961 году одна из радиолокационных башен оказалась разрушена во время сильного шторма, что послужило формальным поводом для вывода их с дежурства. Последняя «Техасская башня» была дезактивирована в 1963 году. На самом деле основной причиной отказа от морских платформ радиолокационного дозора стала их неактуальность, так как фиксировать пуски МБР они не могли. Из-за повреждений две платформы были затоплены.

    DEW-линия и система «Сэйдж» являлись неотъемлемой частью глобальной системы ПВО Северной Америки NORAD. Работа системы автоматизированного наведения перехватчиков и обработка радиолокационной информации, поступающей с различных РЛС, осуществлялась вычислительными комплексами AN /FSQ-7 на ламповой элементной базе.

     

    Созданная фирмой IBM вычислительная система была самой громоздкой из когда либо построенных. Вычислительный комплекс из двух работающих параллельно AN /FSQ-7 весил 250 тонн и содержал около 60000 электровакуумных ламп (49000 в компьютерах), потребляя до 3 МВт электроэнергии. Производительность ЭВМ составляла около 75 000 операций в секунду. Всего было построено 24 единицы AN /FSQ-7. Дальнейшим развитием AN /FSQ-7 стали системы обработки данных оборонного назначения AN / FSQ-8 , AN/GPA-37 и AN / FYQ-47.

     

    Использование ламповых ЭВМ такого размера было весьма дорогостоящим удовольствием, тем более что для поддержания системы обработки и передачи данных с учётом невысокой надежности первых вычислительных систем требовалось многократное резервирование и дублирование.

    Эксплуатация модернизированных ламповых ЭВМ продолжалась до начала 80-х годов, их окончательно списали после отказа от централизованной автоматизированной системы наведения перехватчиков «Сэйдж». После того как система «Сэйдж» была признана устаревшей, в конце 70-х годов началась разработка твердотельной системы боевого управления AN / FYQ-93, основанной на одном главном компьютере Hughes H5118ME и двух периферийных Hughes HMP-1116. Эксплуатация AN / FYQ-93 началась в 1983 году и длилась до 2006 года. В отличие от аппаратуры «Сэйдж», новая БИУС не обеспечивала автоматизированное наведение перехватчиков, а только отображала воздушную обстановку и транслировала её в другие региональные командные центры NORAD.

    После отказа от несения постоянного боевого дежурства самолётами ДРЛО и кораблями радиолокационного дозора основная нагрузка по выдаче информации о воздушных целях и наведение перехватчиков были возложены в основном на стационарные наземные РЛС. Радиолокаторы AN / TPS-43 и AN / TPS-72, имеющиеся в распоряжении армейских подразделений ПВО, дислоцированных в США, не занимались постоянным освещением воздушной обстановки и развёртывались только на учениях или в кризисных ситуациях.

    В 70-е годы американская радиолокационная сеть опиралась на РЛС AN / FPS-24, AN / FPS-26, AN / FPS-35 и дальнейшие варианты развития AN / FPS -20 - AN / FPS-66 , AN / FPS-67, AN / FPS-93. В середине 70-х на Аляске, в Канаде и в континентальной части США функционировало около 250 радиолокаторов средней и большой мощности. Финансирование канадских радиолокационных постов осуществлялось из бюджета США.

     

    В середине 80-х на вооружение американских вооруженных сил была принята трёхкоординатная РЛС AN / FPS-117 с АФАР. Модификации этой станции получили широкое распространение как в радарной сети оповещения NORAD, так и среди союзников США. Дальность обнаружения высотных целей у РЛС AN / FPS-117 может достигать 470 км. В середине 80-х на смену DEW-линии на Аляске и в Канаде пришла Система предупреждения «Север» (North Warning System - NWS). Основу этой системы составили РЛС AN / FPS-117 и AN / FPS-124.

     

    Радиолокатор AN / FPS-117, использующийся в составе системы «Север», разработан специалистами компании «Локхид-Мартин» на базе РЛС AN/TPS-59, состоящей на вооружении КМП США. Радиолокаторы семейства AN/FPS-117 отличают увеличенная мощность излучения, различные линейные размеры АФАР, а также расширенные возможности по обнаружению тактических и оперативно-тактических ракет.

     

    В отличие от AN / FPS-117 станция типа AN / FPS-124 с дальностью обнаружения 110 км изначально разрабатывалась как стационарная для использования на крайнем севере. Особенно большое внимание при создании этой станции было уделено возможностям по обнаружению маловысотных целей.

     

    Благодаря замене высокоавтоматизированной РЛС AN / FPS-124 станций, построенных в 60-70-е годы, удалось повысить надёжность функционирования системы контроля воздушной обстановки в полярных широтах и в несколько раз снизить эксплуатационные расходы. Радиолокаторы AN / FPS-117 и AN / FPS-124 системы «Север» устанавливаются на капитальные бетонные основания, приёмопередающие антенны для предохранения от неблагоприятных метеорологических факторов закрываются радиопрозрачными куполами.

     

    Если РЛС AN / FPS-117 зачастую используются автономно, то станции меньшей дальности типа AN / FPS-124 развёрнуты в составе комплексных радиолокационных постов. Цепь таких постов до сих пор, хотя и в меньших масштабах, чем в прошлом, существует на территориях Аляски, Канады и Гренландии. Обмен информации в рамках системы «Север» осуществляется по кабельным линиям и спутниковым и радиорелейным каналам связи. Несколько лет назад компания Lockheed Martin получила $20 млн. на модернизацию РЛС, входящих в систему «Север».

     

    В данный момент на континентальной части США функционирует примерно 110 стационарных радиолокационных постов. Примерно 15% из них - это старые военные станции типа AN / FPS-66 и AN / FPS-67. Остальные - РЛС типа ARSR-1/2/3/4 (Air Route Surveillance Radar – радар наблюдения воздушного маршрута), отличающиеся аппаратной частью, вычислительными средствами и программным обеспечением. Их совместно используют ВВС США и Федеральное управление гражданской авиации США (FAA - Federal Aviation Administration).

     

    Наиболее современные станции ARSR-4 являются гражданским вариантом трёхкоординатной РЛС AN/FPS-130 производства «Нортроп-Грумман». Дальность обнаружения ARSR-4 крупных высотных целей достигает 450 км. На дальности до 100 км станция способна обнаруживать цели, летящие на предельно малой высоте. Благодаря высокой надёжности радарные посты ARSR-4 работают в автоматическом режиме, передавая информацию по каналам связи. Для защиты от ветра и осадков РЛС ARSR-4 размещаются под радиопрозрачным куполом диаметром 18 метров. С 1992 по 1995 год в США было развернуто 44 РЛС двойного назначения ARSR-4. Они работают и осуществляют двусторонний обмен в интересах NORAD и единой системы наблюдения за воздушным пространством ПВО-УВД JSS (JSS - Joint Surveillance System). В середине 90-х стоимость одной станции типа ARSR-4 в зависимости от места постройки составляла $13-15 млн.

     

    По состоянию на середину 2015 года в системе NORAD использовались стационарные радиолокаторы AN / FPS-66 и AN / FPS-67, AN/FPS-117, AN/FPS-124, ARSR-1/2/3/4 и мобильные станции AN/TPS-70/75/78. Мобильные радиолокаторы, как правило, не несут постоянного дежурства и являются своего рода резервом на случай выхода из строя стационарных РЛС или при необходимости усиления воздушного контроля на каком то направлении. Военные радары обслуживают 10 тысяч военнослужащих, около половины из них – национальные гвардейцы. В перспективе предусмотрено оснащение американских вооруженных сил новыми обзорными станциями - 3DELLR и многофункциональной AN/TPS-80, а также модернизация и продление срока эксплуатации существующих РЛС.

    Продолжение следует…

    По материалам:
    https://fas.org/nuke/guide/usa/airdef/an-fps-20.htm
    https://fas.org/nuke/guide/usa/airdef/an-fps-124.htm
    http://www.lockheedmartin.com/us.html

    Сергей Линник

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 1061 | Добавил: Elena17 | Теги: Национальная безопасность, армия, военное обозрение
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru