Во время освящения истока Волги перед Большим крестным ходом нам довелось познакомиться с замечательным человеком. Еще 15 лет назад Татьяна Обухова, выпускница лесотехнического института, автор публикаций в специализированных изданиях, работала в центре Москвы успешным ландшафтным дизайнером. Но все изменилось после того, как по приглашению друзей она съездила к истоку великой реки.
Излучайте счастье
Татьяна рассказала нам об этой поездке, о том, как шла на лыжах по полю и, осматривая окрестности, вдруг поняла, что именно здесь ей и следует жить.
– Такая благодать была на душе, – вспоминает она. – И подумалось: наверное, здесь я узнаю, в чем смысл жизни… Да, потом мне это открылось, но не сразу.
Вскоре Татьяна купила небольшой домик в Алексеевском, в восьми километрах от места, полностью изменившего ее судьбу. Поначалу жила там только в летние месяцы, а потом окончательно перебралась из столицы в осташковскую глубинку. Жаль, что эта деревня, да и соседние, с каждым годом становится все безлюднее. В Алексеевском практически не осталось постоянных жителей.
Татьяна быстро освоила азы деревенского быта, носила воду из колодца, топила печку, а в воскресенье ходила в Волговерховье в церковь. В Преображенском храме службы проводятся только по большим праздникам – он каменный, протопить его трудно. Чаще всего прихожане идут в Никольскую, маленькую деревянную церквушку. Когда народу немного, настоятельница Ольгинского монастыря собирает людей в домовом храме.
Большим событием стал для бывшей москвички Большой Волжский крестный ход. В день освящения истока она выходит рано утром из дома и весь путь до Волговерховья летит, как птица, восхищаясь живописной дорогой и ручьями, которые ее пересекают.
– Места святые, тихие, – говорит Татьяна, – посмотришь на них, и душа начинает петь. Мне все казалось, что вот-вот и откроется мне смысл жизни, уже совсем близко…
Во время открытия XVIII крестного хода вместе со всеми она принимала участие в Божественной литургии в Преображенском соборе Ольгина монастыря, следила за тем, как проходит чин водоосвящения, который проводил митрополит Тверской и Кашинский Виктор. Ей было интересно посмотреть и выступления самодеятельных артистов, и рисунки детей, только что созданные. А потом идти с паломниками два километра до Воронова, еще шесть – до Новинок и Алексеевского и дальше ехать на паломническом автобусе до Сосниц...
Эта женщина радуется всему, в том числе неожиданным совпадениям, которые, уверена она, случайными назвать нельзя, и удивительным пейзажам.
– То круглую радугу вокруг солнца увижу, и тогда прямо падаю на колени и начинаю молиться. Или петь. Русь – она поющая... А вы знаете, у нас в Алексеевском есть круговое эхо. Это явление очень ценится у исполнителей. Как-то раз шла, никого вокруг не было, и запела. И от одного леса до другого звук стал отталкиваться и возвращаться. Потом узнала, что это называется певческим полем.
Татьяна Не имея никакого специального образования, Татьяна Обухова начала сочинять и исполнять духовные канты и песни в древнерусском стиле – об истоке Волги, о чудесной природе, о Ниловой пустыни.
Их услышали профессиональные столичные музыканты, в том числе регент одного из центральных храмов Санкт-Петербурга, одобрили, поддержали, сделали оркестровки, помогли записать альбом.
Причину нечаянного дара она видит и в воздействии природы, и в наследственности – росла в семье из-под Нижнего Новгорода, в которой застолья без русских народных песен не представляли. Бабушка обычно сказки не рассказывала, а напевала и в ритм тихонько похлопывала ребенка по спинке. Некоторые композиции как раз и созданы благодаря тем далеким вечерам. И кстати, когда в Алексеевское в поисках старых песен приезжали фольклористы, больше всего шедевров удалось собрать в доме Татьяны Александровны.
Так через 10 лет жизни в этих местах, в год ее 50-летия, появился первый авторский альбом. Но главное, она нашла то, что искала. Это выражено простыми словами в одной из песен: «При любой погоде, в стуже и ненастье, ожидайте радость, излучайте счастье».
– Свое кредо я обозначила бы так: «Мой друг, слова и мысли береги, не расточай напрасно укоризны. Ведь каждым словом можешь ты творить, любовь и силу взяв в истоки жизни». Да, я нашла свой исток жизни. Теперь знаю, что она прожита не зря.
|