Жители Брянска встретились с главным врачом перинатального центра (ПЦ), где за три месяца работы умерли 11 младенцев. Бывшие пациентки, лишившиеся своих детей, наперебой кричали о многочисленных нарушениях, которые они заметили во время пребывания в больнице. Вопросы о неграмотных врачах, делающих УЗИ по шпаргалке, открытых всем ветрам реанимациях и устроенных на работу в перинатальный центр родственниках главврача не получили содержательных ответов.
Встреча с главным врачом первой городской больницы, в состав которой входит оскандалившийся перинатальный центр, состоялась 25 июня. А ранее, 23 июня, следователи возбудили уголовное дело о "халатности" после смерти 11 младенцев за три месяца работы ПЦ.
"В рамках уголовного дела с привлечением соответствующих специалистов будут выяснены вопросы качества оказанных учреждением медицинских услуг. После получения результатов судебных экспертиз следователи дадут правовую оценку действиям медиков", – сообщили в пресс-службе СКР по региону.
Главный врач больницы Константин Воронцов, по совместительству депутат Брянской областной думы от "Единой России", списал трагические случаи на патологии умерших детей и экстремально низкую массу тела.
В настоящее время центр закрыт "на дезинфекцию", что, по словам главврача, никак не связано с проверками прокуратуры, СК и Росздравнадзора.
"В связи необходимостью проведения профилактических мероприятий по проверке приточных вентиляционных установок работа перинатального центра по приему пациентов была приостановлена 9 июня 2017 г. При производстве профилактических работ нахождение пациентов в помещениях не допускается, так как данные работы включают в себя механическую очистку фильтров, продувку воздуховодов и обеззараживание. По завершении регламентных работ будет проведена заключительная дезинфекция помещений с последующим бактериологическим контролем. Работа центра продолжится в штатном режиме", - такое сообщение размещено на сайте больницы и областного департамента здравоохранения.
Член комитета Государственной думы по охране здоровья, кандидат медицинских наук Алексей Куринный уверен, что большинство проблем в сфере здравоохранения страны связаны с недостаточным финансированием. В очередной раз это продемонстрировала "прямая линия" с президентом РФ, в ходе которой Владимиру Путину рассказали о последствиях "оптимизации" отрасли в Апатитах Мурманской области.
Но по задумке реформаторов от медицины, новые современные центры, на создание которых выделялись федеральные миллиарды, должны были оправдать закрытие больниц в отдаленных уголках России и стать образцами оказания высокотехнологичной помощи.
"О недостатках системы медицины мы говорим не один год. Обсуждаем необходимость увеличения финансирования этой сферы, создания соответствующих стандартов доступности и так далее. Но в настоящее время есть колоссальный разрыв между [обычными больницами и] центрами по оказанию высокотехнологичной помощи, которые любят показывать на телеэкранах. Туда, в эти центры, идут значительные финансовые средства, а в "глубинке", нуждающейся в первичной медицинской помощи, людей доводят порой до таких состояний, что никакой высокотехнологичный центр их уже не спасет", – отмечал депутат в разговоре с Накануне.RU.
Но, как выясняется, и новые центры – не панацея, а эффективность выделяемых средств вызывает большие вопросы. Брянское учреждение открылось совсем недавно – в марте этого года. На его строительство и укомплектование новейшей техникой ушло 2,1 млрд руб. из средств федеральной программы развития перинатальных центров. Примечательно, что у работников центра есть подозрения, что причиной летальных исходов могло послужить... некачественное строительство.
"Одна из работниц центра сообщила нам, что причину массового заражения детей внутрибольничной инфекцией, повлекшей их смерть, следует искать еще в ошибках на стадии строительства. По ее словам, вентиляция с момента открытия вообще не работала, лифты смонтированы без части положенного оборудования (на чем "сэкономили" несколько миллионов рублей), а подвал был постоянно залит канализацией, которая прорывалась. По ее словам, строительство вели "гастарбайтеры", - написал местный блогер.
Жительницы во время встречи наперебой жаловались Воронцову на неграмотный персонал. Они рассказали, что иной раз врачи проводили УЗИ, консультируясь по телефону или заглядывая в шпаргалки.
"Почему, когда определили, что сердце ребенка не бьется, нас повели на УЗИ, которое делала обычная медсестра? Она звонила по телефону и спрашивала: "Слушай, я тут включила твой аппарат и он запищал, как мне его выключить и как мне сделать УЗИ?"
"У меня дочь через неделю после родов поступила с кровотечением, доктор, который нас принимал, сказал, что у нее не сократилась матка, а здесь на УЗИ говорили, что все прекрасно и можно выписывать. Потом врач [из другой больницы] сказал, что не хотел бы ее оперировать, потому что после этого она не сможет иметь детей. Слава Богу, тот врач нам помог, он очень удивился, что перинатальный центр выписал ее с несокращенной маткой".
"А вы знали, что моей девочке, из двойни, открыли кувез (приспособление с автоматической подачей кислорода и с поддержанием оптимальной температуры, в который помещают недоношенного или заболевшего новорожденного, - прим. Накануне.RU) при открытом окне? И через два дня девочка с двухсторонней пневмонией была в реанимации. Врач взял с этой сотрудницы объяснительную. Эта же сотрудница заставила моего мужа час стоять на кафельной плитке босиком, потому что у вас не оказалось бахил. У вас бахилы из помойки все достают".
"Сколько заразы он босой приволок в реанимацию? Скажите!"
Константин Воронцов слушал, не перебивая, то и дело покачивая головой в знак понимания.
Затем возмущенные люди рассказали, что в перинатальном центре разрешено проводить в реанимацию священников.
"Это гражданская позиция. Мамки имеют право… Согласно закону, это можно. Его переодеть и можно", – ответил врач.
"Как вы отбирали персонал? Врачи – молоденькие девочки – ничего не смогли сделать, кроме того, что прочитали диагноз по истории болезни и сказали, что мой ребенок в тяжелом состоянии".
"Все врачи у нас подготовленные. Два года мы готовили медперсонал, они прошли обучение на центральных базах", – сказал Воронцов.
Кто-то из толпы предположил, что персонал перинатального центра набирали по "родственному критерию". Такие подозрения не лишены основания, учитывая, что два сына Воронцова и его невестка работают в ПЦ.
"Ну вы посмотрите, они закончили школу с золотой медалью, вуз с красным дипломом, в 26 лет сын защитил кандидатскую", – попытался объясниться Воронцов, добавив, что они рады новым врачам с дипломами.
Бывшие пациенты негодовали, что практически у всех умерших детей был один диагноз – пневмония и "грибы Кандида", но главврач игнорировал эти слова, комментируя почему-то только те вопросы, которые не относились к медицине.
Так, он опроверг слухи о том, что часть денег, выделенных на строительство перинатального центра, он потратил на покупку дома, и пытался убедить собравшихся, что его невестка ездит на "Ладе Калине".
На требование извиниться перед семьями, потерявшими своих новорожденных детей, Воронцов ответил коротко: "Мы можем выразить только сожаление. Максимально было сделано все".
Спустя какое-то время Воронцова сменил замглавврача по акушерству и гинекологии Александр Кулаченко. Он рассказал, что за три месяца в перинатальном центре родилось 803 ребенка.
"У меня сын 3,680 кг, которого мы из морга забирали, во всех больницах абсолютно здоровый был, ответь! Что с ним было? Он был недоношенный?" – не скрывал эмоций мужчина.
Замглавврача подтвердил лишь, что среди умерших 11 было два доношенных, остальные недоношенные.
С вопросами о нарушениях Кулаченко отсылал к следователям. Эмоциональный разговор закончился бегством Воронцова и его заместителя от разъяренных родителей.