Русская Стратегия

      Цитата недели: "С ужасом внимает душа грозным ударам Суда Божия над Отечеством нашим. Видимо, оставил нас Господь и предает в руки врагов наших. Все упало духом, все пришло в отчаяние. Нет сил трудиться, и даже молиться! Нет сил страдать и терпеть! Господи! Не погуби до конца. Начни спасение! Не умедли избавления." (Свщмч. Иосиф Петроградский)

Категории раздела

- Новости [2443]
- Аналитика [1603]
- Разное [132]

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ СЕМЁНОВОЙ. СКАЧАТЬ!

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Календарь

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 6
Пользователей: 1
feddoroff

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2017 » Август » 18 » "Нет в России семьи такой...": Душа-певица в жерновах ГУЛАГа. Лидия Русланова
    06:37
    "Нет в России семьи такой...": Душа-певица в жерновах ГУЛАГа. Лидия Русланова

    От Редакции РС: «Нет в России семьи такой…» - эта фраза известной песни вспоминается всегда, когда речь идёт о героях Великой Отечественной войны. Но «нет в России семьи такой», где б не памятен был и свой мученик, чья жизнь была переехана, переломана красным колесом. Расстрелянные, репрессированные, раскулаченные – несть числа жертвам большевистской тирании, жертвам, расправу над которыми поныне оправдывают, от которых отмахиваются, именуя щепками. В новом цикле сайта «Русская Стратегия» мы будем вспоминать о судьбах этих «щепок» - «щепок», составлявших и составляющих славу и гордость нашей страны, «щепок», чьи дети и внуки наперекор всему составляют эту гордость.

    «В двухсотмиллионном зале
    Русланова по телевидению,
    И все, что глаза не сказали,
    Подглазные тени выдали.
    Немолодые плечи и волосы,
    В глубоких морщинах - надбровье,
    И все же в искусстве нет возраста,
    Когда оно голос народа...»

    Евгений Евтушенко


    Незаурядные личности, которые в той или иной степени являлись голосом народа, как и все инакомыслящие во времена Красного террора в СССР, чаще всего сосредотачивались (оказывались) в лагерях особого назначения (согласно идеологическим установками Политбюро ЦК ВКП(б), их предписывалось называть исправительно-трудовыми, хотя их можно было отнести к разряду концентрационных). Этой страшной участи не избежала и легендарная, героическая женщина, прозванная русским народом – душой – певицей Лидия Андреевна Русланова. В заключении она провела пять долгих лет...
    Вначале был Озерлаг (особый лагерь No7), входивший в систему лагерей ГУЛАГа. Согласно данным на 1 января 1949 года, в Озерлаге одновременно содержались 50 019 узников, все - политические заключенные.

    «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
    Преодолеть пространство и простор,
    Нам разум дал стальные руки-крылья,
    А вместо сердца - пламенный мотор.
    Все выше, и выше, и выше
    Стремим мы полет наших птиц,
    И в каждом пропеллере дышит
    Спокойствие наших границ ...»

    В то время как на воле звучит хит советской эпохи «Авиамарш»: Юлий Абрамович Хайт - композитор, написавший музыку к этому произведению отбывает свой срок в Озерлаге.
    Среди сопок Восточной Сибири, перемежаясь с отчаянным плачем и укромным шепотом, гремят незабываемые, колоссальные, театрализированные (2-3-х часовые), программы. Над их составлением трудится бывшая солистка Большого театра, бестящая пианистка – Лидия Александровна Баклина. В репертуаре пьесы А.П. Чехова... Лучшая мировая классика... «Сильва», «Веселая вдова», «Укрощение строптивой», «Бедность не порок», «Платон Кречет»...  Меццо-сопрано Марина Александровна Спендиярова (дочь известного армянского композитора) и солистка Лина Леренс исполняют целиком всю сцену письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин».
    Группа симфонических музыкантов из Прибалтики - непревзойденный оркестр под управлением Вячеслава Петровича Кантутиса исполняет: «Славянские танцы» Дворжека, концерты Мендельсона, «Циганские напевы» Сарасате, мелодии Чайковского, Кабалевского...
    Актерский состав Центральной культбригады, организованной в лагпункте No048 города Тайшет, пополняется драматическими актерами из всех театров  необъятной нашей Родины: Иван Иванович Флеров (актер Рязанского ТЮЗа), Тамила Мартынова (солистка балета Одесской оперы), Юрий Львович Фидельгольц (выпускник актерского факультета ГИТИСа), Петр Кузьмич Рябых-Рябовский (актер Харбинского театра), Всеволод Топилин (великолепный пианист, ученик Нейгауза), и многие другие...
    Обреченные на духовную и физическую смерть, нескончаемые страдания и муки... Они все же – жили, помогая выживать как друг другу, так и своим собратьям – таким же узникам...

    Из воспоминаний узницы, пианистки Татьяны Николаевны Барышниковой (в девич. Перепелицыной):
    «Однажды зимой к нам в женский барак пришел начальник культурно-воспитательной части Скрыгин и сказал: «К вам придет еще одна артистка, и я прошу вас встретить ее должным образом, особенно не приставать с расспросами, но постарайтесь окружить этого человека вниманием, потому что он этого стоит». Мы были страшно заинтригованы, но менее всего ожидали, что через некоторое время к нам в барак в обезьяньей шубе с черно-бурыми манжетами, в сапогах из тончайшего шевро, поверх которых были натянуты простые деревенские белые шерстяные чулки, в огромной пуховой белой шали войдет Лидия Андреевна Русланова. Когда она вошла, мы обомлели, потому что Русланова – это была крупнейшая фигура на горизонте советского искусства»...
    Талантливая, мудрая и смелая, генеральша Лидия Русланова, с самого детства всегда и во всем последовательна. Решительно движется по избранному пути вперед, до конца... Прекрасно понимая, что все ближайшее окружение Георгия Жукова попадает под каток сталинских репрессий, и все же, не страшась ничего, вместе со своим супругом идет к Жуковым. Не могла, не поздравить друга и соратника, великого полководца с днем рождения...
    1 декабря 1947 года маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову исполнился 51 год. За праздничным столом сидели двое: он и его супруга Александра Диевна. Когда прибыли единственные гости – Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Владимир Викторович Крюков и его прекрасная половинка Лидия Андреевна Русланова, маршал обратился к Лидии Андреевне, сказал, что он было подумал, что и она не захотела поздравить его. На что Русланова ответила: «Я простая русская женщина и за таким прославленным полководцем босая пешком до Сибири дойду.»
    И вот она оказалась в Сибири. Прежде бывала здесь гастролируя, теперь же ее статус изменился...
    Вспоминает узник Озерлага Е.А. Рудаковский: «Мне пришлось на вахте оформлять документы Руслановой. Надо было принять аттестат с места этапирования на право питания в другом месте, сличить ведомость вещевого довольствия с фактическим наличием, а так же подвергнуть Лидию Русланову «шмону».
    Я сгорал со стыда, участвуя вместе с надзирательницей в этой унизительной процедуре. Помню, Лидия Андреевна выручила меня. Она сказала: «Товарищ (я действительно был ее товарищем, в таком же бушлате, с таким же номером на спине), вы почему тушуетесь, делайте, что вам велят.» Так в момент унизительного «шмона», на вахте лагпункта 048 я познакомился с жемчужиной русской песни.»
    Войдя впервые в барак, Лидия Андреевна села за стол, опершись головой о руку, сокрушенно произнесла: «Боже мой, как стыдно. Перед народом стыдно».
    Чего было стыдиться Заслуженной артистке РСФСР, которую воины называли Гвардии Народная артистка, а некоторые даже звали мамой?
    Жертвенное служение Отечеству Лидия Андреевна несет на протяжении всей своей жизни. Трепетно, мужественно с большой любовью...  Вместе со своим народом испила горькую чашу войн и страданий...  В 1916 году отправилась на фронт Первой Мировой в качестве сестры милосердия и до октября 1917 служила в санитарном поезде.
    Зимой 1940 года, в Советско-финскую войну, попала на фронт в составе концертной бригады. Стояли тридцатиградусные морозы. Артисты передвигались разными видами транспорта: автобус, самолет, сани, а бывало на лыжах и дрезине...  Спать приходилось в фанерных домиках. Ложились, не раздеваясь, ногами к печке, а головой к мерзлой стене. Все это впоследствии сказалось на здоровье артистки. Ей не суждено было второй раз родить ребенка...
    Великая Отечественная... На личные сбережения Лидии Александровны были изготовлены две батареи «катюш».  Бойцы тут же нарекли подаренные катюши – «Лидушами»!
    «Вот и свиделись мы с вами, сыночки...» - с этих слов обычно начинала концерт Лидия Андреевна.
    «Ты омыла нас чумазых песней своей, так же как мать умывает своих детей» - произнес один из воинов, закончивших тяжелый бой пол часа назад. Концерт – словно катарсис...  И снова предстояла битва...
    Однажды командование озадачило артистку петь как можно дольше. С помощью походной радиостанции звук усилили так, чтобы и противнику было слышно звучание песен. Пока Русланова пела, враг прекратил обстрел наших позиций. За это время наши войска успели передислоцироваться, это было необходимо для следующего наступления. После этого концерта Лидия Андреевна была награждена орденом Красной Звезды.
    Но дороже всех наград для Руслановой было другое...
    Будущий Народный артист СССР Анатолий Дмитриевич Папанов командовал взводом зенитной артиллерии, во время боя ему раздробило стопу на осколки. Когда ему предложили операцию без анестезии и спирта, он спросил, а есть ли грампластинка с записью Руслановой? Два часа солдату собирали ногу, голос Лидии Руслановой был вместо обезболивающего.
    Она – вдохновляла, дарила надежду! На счету  Руслановой более тысячи концертов, проведенных во время ВОВ. Памятный 1120-й состоялся в поверженном Берлине на ступеньках взятого Рейхстага. Когда объявили ее выступление, началось что – то невообразимое – народ кричал, плакал, падал на колени... Подступившие слезы долго не давали ей самой начать петь:

    «Валенки да валенки,
    Ой, да не подшиты стареньки,
    Нельзя валенки носить,
    Не в чем к миленькой сходить»...


    Там же, в Берлине, был издан приказ No109н: «За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками... за помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами наградить Русланову Лидию Андреевну, артистку Мосэстрады, орденом Отечественной войны 1-й степени.
    После концерта к Руслановой подошел Жуков, сняв со своей гимнастерки орден, и под громогласное «Ура!» вручил награду певице.


    Казалось тогда, бедам пришел край, и вот, спустя несколько лет, новое испытание... Пожалуй, похлеще войны.
    Маргарита Владимировна Крюкова (дочь): «Беда свалилась на нашу семью неожиданно, хотя в воздухе витала нездоровая атмосфера. Папа с 30-х годов дружил с Г.К. Жуковым, для родителей он был путеводной звездой, человеком, на которого можно равняться. Папу и маму арестовали 18 сентября 1948 года в 5 часов утра. Папе вменяли вооруженное восстание – абсурд! Чтобы повернуть общественное мнение против родителей и еще 48 генералов – соратников Жукова из них сделали бандитов, барахольщиков, которые грабили антиквариат, бриллианты, картины, хотя В.Крюков за всю свою жизнь не мог отличить бриллиант от булыжника, т.к. круг его интересов лежал в иной плоскости. Он был умным, образованным человеком, и особой его слабостью была русская классическая литература, а на чем он сидел и спал, для него не представляло никакого интереса.»
    7 сентября 1949 года Руслановой было предъявленно Обвинительное заключение: «Крюкова-Русланова, являясь женой генерала советской армии Крюкова (арестован за враждебную деятельность), установила через него тесную связь с одним из военачальников, претендовавших на руководящую роль в армии и стране. Будучи осведомлена о бонапартистских настроениях последнего, Крюкова-Русланова в силу своего приближенного положения к нему всячески его популяризировала, приписывая незаслуженную славу. Крюкова-Русланова в силу своего враждебного отношения к ВКП(б) и советскому правительству распространяла среди артистов клевету о советской действительности и с антисоветских позиций осуждала мероприятия партии и правительства, проводимые в стране».
    К делу приложена приписка следователя: «Вещественных доказательств по делу нет».
    Приговор Особого совещания при МГБ СССР от 28 сентября 1949 года:
    «Крюкову-Русланову за участие в антисоветской группе, антисоветскую агитацию и соучастие в присвоении государственного имущества заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет, считая срок с 27 сентября 1948 года. Имущество конфисковать».

    Отстаивая свои человеческие права, на зоне, всегда яростно защищая ближних Лидия Андреевна вступала в конфликт с тюремным начальством (это и послужило причиной ее перевода на еще более жесткие условия - во Владимирский централ).
    Ее вели в холодный карцер, а после выносили в лазарет, практически всегда с пневмонией. В тюрьме она перенесла двадцать воспалений легких и несколько инфарктов... Перед отправкой по этапу Русланову освидетельствовали в санчасти Лефортовской тюрьмы. Оказалось, что у заключенной имеется хроническое воспаление желчного пузыря и печени, катар и невроз желудка, вегетативный невроз.

    Разбитая болезнями, но не покоренная духом узница под номером 5830, вернулась к нормальной жизни на воле после смерти Сталина в 1953 году. Жертвами сталинских репрессий по разным подсчетом стали от 40 до 1000 тысяч человек.
    Был реабилитирован и ее супруг Владимир Викторович Крюков. Постановлением Совета Министров СССР от 10 августа 1953 года восстановлен в воинском звании «генерал-лейтенант». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1953 года восстановлен в звании Героя Советского Союза и в правах на награды.

    Первое, что сделала счастливая супружеская чета встретившись – отправилась на птичий рынок. Лидия Андреевна и Владимир Викторович покупали птиц и выпускали их в Небо...

    «…Ах, Русь,
    причитай, голоси,
    От горестей песнями вылечись!
    Мы право
    на песни Руси
    Имеем,
    как негры - на «спиричуэлс».
    И мы отстоим тебя, Дон,
    И мы отстоим тебя, Волга,
    От пошлых эстрадных мадонн
    Всемирно безликого толка.
    Не выдадим песню свою,
    Как мы отстояли навеки
    В Отечественную войну
    Отечественные реки,
    Когда мы с «Ура!» хоровым
    И с песнями в глотках рисковых
    Рванули вперед на Берлин
    Из страшных снегов подмосковных
    В валенках,
    в валенках,
    В неподшитых,
    стареньких...»

     

     Юлия Воинова-Жунич,

    член Российского Творческого Союза работников культуры,
    член Конгресса Литераторов Украины, член Союза журналистов Украины

    "Русская Стратегия"

    http://rys-strategia.ru/


    Использованные источники:
    книга С. Е. Михеенкова «Лидия Русланова. Душа-певица»,
     телепрограмма «Частная история»: Лидия Русланова,
    воспоминания Маргариты Крюковой (дочери)

     

     

    Категория: - Разное | Просмотров: 395 | Добавил: Elena17 | Теги: #хотелось бы всех поимённо назвать, актеры, россия без большевизма, нет в россии семьи такой, преступления большевизма, юлия воинова
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 633

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    Архив записей

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru