"Я видел в его глазах уже Небо!" Ч.1.
Пришел, увидел, победил!
Отец Сергий, а как Вы познакомились с Евгением?
Иерей Сергий Малышев: «Женя возник мгновенно и стихийно. Пришел, увидел, победил! Мы познакомились в социальной сети VK. Сразу общались в переписке. Погиб один из атаманов на Тереке, шло живое обсуждение темы. Так завязалась наша дружба, а после, как – то, спрашивает меня: «Скажите батюшка, вот мне уже 35, а я еще не женат, возможно у Вас есть, кто – то на примете?» А мне мгновенно мысль пришла, отвечаю: «Посмотри в моем альбоме наша свадебная фотография, обрати внимание на девушку в красном». Вскоре пишет мне – «Все, я понял, это – моя судьба, я люблю ее...». Я говорю: «Да подожди Женя, это же интернет... Хочешь познакомиться – приезжай». Вскоре, Женя приехал с друзьями к нам в Гончарку. Мы устроили приходской праздник – шашлыки, веселье... Женя очень ярко себя показал – танцевал, пел... Было у нас две казачки – свахи... Мы пообщались, повеселились, но не думали что это все серьезно...
Есть фотоснимок того времени, где Таня (будущая супруга), нарезает перец. Женя показывает мне фото и говорит: «Мне кажется она такая неприступная, серьезная, не знаю, как и подойти»...
Через время, Женя зовет нас на Терек. Я уговорил Татьяну, и мы поехали. Нас там ожидали экскурсии, монастыри, Ченгемский водопад и прочие красоты.
И уже когда мы уезжали назад, садились в поезд, заметили что Женя и Таня, друг с другом прощаются уже как родные. И спустя две недели он уже приехал с вещами к нам в Белореченск. Накануне, спросил меня шутя: «Батюшка, я к Вам приеду насовсем, Вы не против»?
Настоящая казачья свадьба
Ни гром, ни молнии, ни проливной августовский дождь в день венчания не могли повлиять на события, прописанные в Книге Судеб, на Небесах...
Жених, загодя приехал в Белореченск вместе со своими братами - терцами. Остановились у Олега Петровича Королькова (самого первого Белореченского атамана нашего времени, его Евгений считал своим кунаком).
Утром Олег Петрович запряг фаэтон, сам присел на место извозчика и под веселую гармонь дружка – Дениса помчались к Татьяне – красивой и во всем славной голубице.
Маршрут: от улицы Толстого на Первомайскую, дальше по ул.Мира, Гоголя, Интернациональной.... Словно ожившая картина из прошлого, заставляла белореченцев останавливаться и на несколько минут бросать свои дела... Мчались удалые, развеселые казаки. Фаэтон сопровождали казачата.
Жених Евгений, был одновременно и весел и сосредоточен, вот он приподнялся и махнул, кому – то из прохожих, снятой с головы папахой. Мне посчастливилось увидеть эти кадры, я отыскала их в личном архиве Евгения, предоставленном его супругой Татьяной. Словно сама там побывала... Видеосъемка велась - Александром Гончаруком – сватом. Сюжет о знаменательном событии вышел и на Белореченском телевидении.
Евгений громко, задорно: «Подъезжаем! Давай «Шамиля», припев!»
Понеслось: «Ойся, ты ойся, ты меня не бойся, я тебя не трону, ты не беспокойся...»
Несколько слов следует сказать об излюбленной песне Евгения Пономарева. Плясовая песня терских казаков, написана предположительно в XIX веке, во время Кавказской войны. Словом «Ойся» казаки называли чеченов и ингушей. В припеве казак обращается к вайханам (чеченцам и ингушам), призывая в этот раз не бояться казака, поскольку, сам в хорошем настроении.
«На горе стоял Казак.
Он Богу молился,
За свободу, за народ,
Низко поклонился.
Ойся, ты ойся, ты меня не бойся,
Я тебя не трону, ты не беспокойся.
А еще просил казак
Правды для народа.
Будет правда на земле —
Будет и свобода.»
Думаю, именно этот фрагмент произведения является ключевым в жизни нашего героя, отражая его мировоззрение, боголюбие, боевой дух.
Всего лишь несколько весен и Женя уедет добровольцем сперва на полуостров Крым, а после в Новороссию...
Стихия любого казака – война. Но и в мирное время есть место для доблести и подвига. На сайте Кубанского Казачьего Войска (slavakubani.ru), от 2 января 2013 года опубликована статья моей коллеги – Любови Сазоновой: «Казаки – дружинники спасали людей». Речь идет как раз о сотнике Евгении Пономареве и вахмистре Сергее Знавяке. В Кубанском Войске с 2012 года была создана профессиональная казачья дружина, казаки круглосуточно несут службу по охране правопорядка вместе с сотрудниками ППС. Выдержка из статьи: « 26 октября ребята, как обычно, заступили на охрану общественного порядка вместе с сотрудниками патрульно-постовой службы сержантом полиции Владимиром Крохиным и ст. сержантом полиции Александром Сальниковым.
Служба проходила спокойно, и ничто не предвещало чего-то экстраординарного до тех пор, пока по рации не прозвучало, что в доме No 155 по ул. Интернациональной - пожар. Не раздумывая, ребята бегом отправились по указанному адресу. Возле шестого подъезда, в котором горела квартира, уже работали пожарные расчеты из МЧС. Ребятам поручили будить людей и выводить их в безопасное место, была полночь, и большая часть жильцов уже спала. Подъезд наполнен густым, едким дымом, в котором было трудно дышать. Во время подоспевшие сотрудники отдела вневедомственной охраны прапорщик полиции Сергей Капустин и сотрудник ППС старшина Владимир Запорожцев тоже стали помогать выводить людей на улицу. Пожар зачатую порождает панику, важно её предупредить, объяснить людям, как себя вести во время пожара, как защититься от дыма и незамедлительно эвакуироваться в безопасное место»...
Иерей Сергей Малышев: «Женя, то деревья садит, то кого –то спасает, то мусор убирает, то охраняет объекты, то в подъезде загорелось что – то, так он жильцов выводил, наводнение в Крымске – принимал участие в спасательных работах...»
То и дело его фотоснимки по разным хорошим поводам появлялись на страницах общественно – политической газеты Белореченского района «Огни Кавказа». Нет, он не пиарился, он просто всегда поступал по совести. Не мог пройти мимо чужой беды, тут же приходил на помощь. Сотни человеческих жизней были спасены, благодаря его смелости, отваге, профессионализму и любящему сердцу.
Инна Григорьевна Русинова - теща Жени, души в нем не чаяла, приняла как сына. Да как же его не любить! Частенько приходя в гости к своей коллеге – учительнице Валентине Андреевне Малышевой с местной газетой в руках говорила: «Смотрите, наш зять снова на первой полосе»...
Два казачьих рода: Малышевых и Русиновых связывает многолетняя дружба в нескольких поколениях. Кроме того, мама Татьяны Пономаревой (Русинова в девичестве), Инна Григорьевна преподавала у Сергия Малышева немецкий язык когда он учился в школе, и более сорока лет дружила с его бабушкой. Они были коллегами по школе. После появления Евгения Пономарева эта связь укрепилась, иерей Сергий и Евгений очень подружились, и вскоре священник стал крестным родившегося Георгия (Гоши) - сынишки Жени и Тани.
Иерей Сергий: «Женя часто спорил, горячо спорил, мы могли разругаться, но Женя уже подходил обратно через две минуты. Если признал что не прав – извинялся, или же свою цель отстаивал, говорил: «Будь добр, прими мою точку зрения». Никогда не было злопамятства, обидчивости.
Всегда вспоминаем его с чувством радости. Евгений умел и повеселиться и порадоваться. Есть такая поговорка – «Казак гуляет – ему не мешай». Женя, действительно умел радоваться жизни, в хорошем смысле слова.»
Всегда верхом на коне
Отважный и бравый казак – Евгений Пономарев обладал редким и ценным даром от Господа - объединять тех, кто при других обстоятельствах и разговаривать друг с другом не стал бы. А он - не просто объединял, а вел за собою, вперед, к достижению благой цели. Похоже, ради этого он и жил. Ради этого на Кубани появился родовой терский казак. Словно вихрь влетел, но только сила его была созидательная.
Валентина Васильевна: «В январе Женя был у меня в гостях, сообщил мне, что у него сборы, что он должен ехать в Крым. Из Крыма помню хорошее sms – сообщение было. Женя писал, что освободили воинскую часть, много горючего спасли. Cам Аксенов им руки пожимал и благодарности вынес.
А потом позвонил мне и говорит, что остается на подготовку.
Через время снова звонит и говорит: «Мама, я иду дальше»...
Чувствую по голосу, что он решение уже принял и мне его не переубедить. Единственное, что сказала: «Иди с Богом. Я Тебя благословляю сынок».
Александр Можаев (Бабай): «Мы шли до конца, и не интересовались, что нас там ожидает, а нас там ожидала поддержка местного населения, их радостные лица... Увидев это, мы все понимали, что пришли не зря. Народ ждал какую – то силу, и оказалось, что эта сила - мы! Народ нуждался, чтобы мы пришли и помогли им, достигнуть их цели.»
"Чтобы остальные стали людьми, кто-то становится "Волками"
(Запись атамана на его странице "ВКонтакте")
«Мы существуем уже с 1990-х годов. Мы собрались, организовались и стали отправляться добровольцами в те страны, где существовала угроза для русского православия. Таким образом, мы защищаем интересы Российской империи и православных верующих.» (Из интервью журналу Time Атаман Евгений Пономарев)
Алексей Попов (Тихий) - атаман Кубанской Волчьей сотни: «У нас по списку, 23 человека вышли в Крым. Подразделение называлось, как и сейчас – «Волчья сотня». Работали наши бойцы по Симферополю и Бахчисарайскому району. Часть подразделений (куда входил Евгений Пономарев – (Динго), обеспечивали охрану объектов.
После проведения референдума пробыли неделю в Крыму и выдвинулись на Славянск. Нас было пятьдесят восемь человек.»
- Как проявил себя Евгений Пономарев?
Атаман Алексей (Тихий): «Основная его работа была в Краматорске. Женя занимался в основном аэропортом.
Брали его и отдавали снова. Были там непонятные действия, сегодня взять завтра отдать. Это не только там, во всех войнах так бывает. Как правило, войнами руководят политики, и с их точки зрения нормально сегодня взять, пальцем пригорозить, а завтра объект отдать. И сколько при этом положено человек, об этом политики не думают.
Война - есть война. Люди отчаянные и смелые на войне – дома часто простые, спокойные... То же самое и Евгений. Добродушный человек в мирное время, простая футболка потертая, затертая горка... На войне Евгений бился до конца. Задача, если поставлена – выполнялась до конца. Ни одна задача не бросалась. Даже когда погиб. Минометный обстрел, по идее – точка прострела, можно было уходить, а он оставался до конца. Мы же не за деньги там воевали, а по воле души, считали что мы обязаны быть там. Пытаемся пробить Евгению награду государственную. Действительно - герой.»
Ополченец Артем Гренюк: "Динго" был с нами с самого начала взятия Краматорска. Помню, я руководил пикетом и снимал прибытие “волков” в горотдел. Народ встречал их как долгожданных освободителей и защитников от укро-фашистских захватчиков и местных продажных полицаев. С их прибытием краматорчане ощутили, что Донбасс, не забыт также, как и Крым.
Через несколько дней мне сказали, что некий казак с позывным “Динго” ищет гитару. Я сказал, что готов дать свою и тогда его позвали. Он вел себя настолько просто, что тогда я даже не понял, что передо мною бравый командир разведроты Краматорска.
Как о полевом командире я узнал о нём после славной операции штурма блокпоста укров у стеллы Славянска: в кромешной тьме под песню Высоцкого “Солдаты группы Центр”, в ходе которого противник потерял в технике и живой силе, а оставшиеся деморализованные солдатики сбежали на гору Карачун, где их встретили свои гостеприимным дружественным огнём...»
Впоследствии я подарил ему свою шестиструнку... Евгений собирался создать рок-группу, я даже надеялся поучаствовать (его и на это хватало, разносторонний был человек)...»
Александр Гончарук (Черноморец - Сват): «Женя проявил себя как настоящий казак, бился до последнего. Человечище с большой буквы! Он всегда думал о людях, о казаках, а не о благах. Он видел цель и шел к ней. Не боясь преград, есть цель – спасти людей, и он их спасал.
У него настолько была развита вера в то, что он все сумеет, что люди верили ему, шли за ним. Некоторые на этой войне нажились, но он никогда не позволял себе подобного. У него была возможность захватить какой – либо банк, еще что – то... Женя этого никогда не делал. В первую очередь для него главное – сохранить честь, сохранить личный состав. И мы за это его любили, брали с него пример.
Динго был – кладезь ценной информации. Напоминал нам о том, что мы забыли, открывал то, чего мы не знали.
Однажды, он узнал, о детях из Донецка, размещенных в детском лагере в Крыму. Вроде как обеспечены были, всем, чем нужно, но Женя отдал им все деньги, что на тот момент были у нас. Несмотря на то, что нам не доставало.
Евгений был талантливый военный. Грамотно всех организовывал, и при этом всегда оставался человеком... Поэтому, Женю все чтут, и ни у кого язык не поворачивается сказать, что Динго нет.»
А вот воспоминания еще одного боевого товарища "Динго": «Кадровый офицер, он был просто генератор идей нашего подразделения, одновременно стремившийся разделять с рядовыми казаками все опасности боевой деятельности. Казалось, этот человек с его активностью, убежденностью в правоте нашего дела, работающий на горячих участках, просто неуязвим. Да, самим своим характером он создавал впечатление бессмертного!»
Вспоминает Черкас (атаман Терской Волчьей сотни):
«Последние земные дни свои Женя нередко повторял: «Казак родился – пуля отлилась... Евгений – мой кровный брат. Мы кровью братались. Это – самое близкое, дорогое родство. С Женей нас познакомили наши родственники, они служили вместе в батальоне Ермолова в Чечне. Вместе с Женей мы отправились на Донбасс.»
Александр Кобин: «Евгений знал, куда и на что он шёл, когда встал на защиту казачьего народа и русских людей. Он исполнил свой долг, но к сожалению пал на поле боя защищая женщин, детей, стариков, а так же своих братьев казаков... Пусть смеются враги, а мы скорбим в этот день - мы знаем, что сотни этих негодяев и убийц не стоят мизинца нашего Брата Жени Пономарева... Спи спокойно Брат. Ты в нашей памяти останешься навечно...»
Егор (Тринадцатый): «Женя был очень близкий мой друг, мы очень давно с ним общались. Помню, сколько песен вместе было перепето. Разные мероприятия казачьи. Я тогда совсем юный был, еще в школе учился. Но уже тогда увидел в Женьке - человека, на которого нужно равняться. Всегда добрый, всегда с улыбкой. Такой парень! И легкий на подъем.
Когда начались события в Крыму, и он туда уехал, я совсем не удивился, потому что я знал: если кому нужна помощь - Женя всегда готов помочь. Потом начался Донбасс. Мы с ним общались все время, и у меня есть скриншот его письма из сети VK. Я спрашиваю: «Когда домой вернешься?» Он отвечает: «После победы».
Продолжение следует...
Юлия Воинова – Жунич, режиссер,
пресс – атташе представительства
Терского казачьего общества
Харьковской губернской казачьей общины,
есаул «Союза казаков Кубани», руководитель пресс – центра,
помощник атамана Ассоциации казаков Франции по общественным связям и информационным вопросам.
Выражаем огромную благодарность Верховному атаману Международного союза казачьих организаций Игорю Леонидовичу Срибному за помощь в организации съемки и записи интервью.
Русская Стратегия
http://rys-strategia.ru/ |