1 сентября 2017 года на новостных лентах и в средствах периодической печати было опубликовано чрезвычайно важное сообщение: римский понтифик принял в Ватикане совместную делегацию представителей Совета раввинов Европы, Совета раввинов Америки и Комиссии Главного раввината Израиля. Это событие, которое будет иметь далеко идущие последствия.
В ходе аудиенции иудейские религиозные лидеры вручили папе Франциску
официальный ответ иудейского мира на декларацию Nostra Aetate («В наш век»), принятую 28 октября 1965 года на II Ватиканском соборе, прошедшем в 1962–1965 годах под председательством папы Павла VI. В этой декларации было коренным образом пересмотрено отношение католиков к иудеям и иудаизму.
В четвертом пункте документа, прежде всего, говорится: «Исследуя тайну Церкви, сей Священный Собор памятует об узах, духовно соединяющих народ Нового Завета с потомством Авраама... Церковь не может забыть, что она приняла откровение Ветхого Завета через народ, с которым Бог по Своему неизреченному милосердию соизволил заключить древний Союз, и что она питается от корня благой оливы, к которой привиты были ветви дикой маслины, то есть языческие народы. Ибо Церковь верует, что Христос, мир наш, примирил иудеев и язычников на кресте и из обоих сотворил в Себе одно...»
А далее следует очень интересный оборот: «По свидетельству Священного Писания, Иерусалим не узнал времени посещения своего. Иудеи в большинстве своём не приняли Евангелия, а многие из них даже воспротивились его распространению. Тем не менее, согласно Апостолу, ради своих отцов иудеи доныне остаются любезными Богу...»
Поэтому декларация «Nostra Aetate» фактически стала призывом к братским отношениям между католиками и евреями: «В силу того, что столь велико духовное наследие, общее христианам и иудеям, Священный Собор желает беречь и поощрять взаимопонимание между ними и уважение друг к другу, достигаемое прежде всего в библейских и богословских исследованиях и в братских беседах».
При этом католики официально заявили о невиновности иудеев в смерти Иисуса Христа: «Хотя иудейские власти и их приверженцы настояли на смерти Христа, однако то, что было совершено во время Его страстей, не может быть огульно вменено в вину ни всем жившим тогда иудеям, ни иудеям современным. Хотя Церковь и есть новый Народ Божий, однако иудеев не следует представлять ни отверженными Богом, ни проклятыми, утверждая, будто бы это вытекает из Священного Писания», – однозначно говорится в декларации «Nostra Aetate».
Помимо этого II Ватканский собор впервые в истории выступил с осуждением антисемитизма. Католики, которые веками выступали инициаторами гонений на иудеев, неожиданно высказали совершенно противоположное мнение: «Церковь, осуждающая всякие гонения на кого бы то ни было, памятуя об общем с иудеями наследии и движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и обо всех проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было направлялись против иудеев», – однозначно констатировал собор.
И вот, через 52 года после принятия католиками декларации «Nostra Aetate», в Ватикан прибыли раввины со всего света, чтобы дать на нее ответ. Документ, переданный представителями иудейских общин папе Франциску, имеет название «Между Иерусалимом и Римом».
В опубликованной в начале 2016 года статье
«Универсальное братство папы Франциска», где подробно рассказывалось о ведущей роли Ватикана в создании единой мировой религии антихриста, также говорилось и о подготовке иудеями проекта указанного документа.
А ранее, в апреле 2015 года в Ватикане впервые в истории состоялась дружеская встреча римского понтифика с делегацией Конференции раввинов Европы. В ходе аудиенции он напомнил, что «Nostra Aetate» является главным ориентиром в отношениях католиков и иудеев.
Затем, на встрече с делегатами Международного совета христиан и евреев 30 июня 2015 года папа Франциск от лица всех католиков заявил: «Наша человеческая разобщённость, наше недоверие и гордыня были преодолены благодаря Духу всемогущего Бога, в результате чего между нами стали непрерывно возрастать доверие и братство. Мы больше не чужие друг другу, но друзья и братья... Несмотря на разницу во взглядах мы исповедуем одного и того же Бога, Творца вселенной и Господа истории, а Он, в Своей бесконечной благости и мудрости, всегда благословляет нашу приверженность диалогу... Христианские конфессии находят своё единство во Христе; иудаизм находит своё единство в Торе. Христиане верят, что Иисус Христос есть воплотившееся в мире Слово Божье; для евреев Слово Божье прежде всего присутствует в Торе. Обе религиозные традиции имеют основу в Едином Боге, Боге Завета, Который открывается людям в Своём Слове. В поисках верного отношения к Богу христиане обращаются ко Христу, источнику новой жизни, а евреи – к учению Торы... Такой тип богословского размышления зиждется именно на декларации “Nostra Aetate”, которую можно назвать “прочным фундаментом”», – подчеркнул глава католиков.
В декабре 2015 года Ватикан изменил в тексте литургии места, в которых говорилось об иудеях. В предыдущих версиях они обвинялись в «слепоте» и «погружении во тьму». «Христианство и иудаизм взаимосвязаны, и Бог никогда не отменял своего договора с еврейским народом, а потому церковь должна относиться к евреям иначе, нежели другие религии, – объяснили католические «богословы» причину изменений в литургии. – Католики также должны помнить о катастрофе европейского еврейства и делать все для борьбы с антисемитизмом».
Наконец, 17 января 2016 года на встрече с иудеями в центральной синагоге Рима папа Франциск заявил: «Из врагов и незнакомых людей мы превратились в друзей и братьев. В диалоге евреев и христиан существует уникальная связь». Речь папы несколько раз прерывалась бурными овациями...
Передача понтифику иудеями декларации «Между Иерусалимом и Римом» 31 августа 2017 года стала вполне закономерным событием: «Мы пришли сегодня, как представители тысяч ортодоксальных раввинов, – заявил президент Совета раввинов Европы, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт, обращаясь от лица делегации к папе. – Как духовные лидеры крупнейших еврейских общин в мире представляем вашему святейшеству и всему католическому миру первый официальный еврейский ответ на “Nostra Aetate”. В раввинистическом мире сначала был скептицизм к словам, выраженным в “Nostra Aetate”. Но, как вы сказали во время вашего визита в синагогу в Риме в прошлом году, благодаря изменениям, начатым с принятием “Nostra Aetate”, из врагов и незнакомцев мы стали друзьями и братьями. Я надеюсь, что этот документ еще больше укрепит наш союз и дружбу и сделает этот мир лучше». При этом Гольдшмидт заметил, что 50 лет – «не слишком большой срок по сравнению с почти двумя тысячелетиями, что ушли у католической церкви на подготовку декларации», принятой в 1965 году. После официального приветствия раввины вручили папе папку, в которой находился документ под названием «Между Иерусалимом и Римом. Размышления о 50-летии “Nostra Aetate”».
Он содержит призыв к межконфессиональному сотрудничеству между католиками и иудеями, которое было бы направлено «на достижение полного взаимопонимания и борьбу с различными проявлениями экстремизма». В документе особо подчеркивается необходимость противостояния радикальным ответвлениям ислама, которые «угрожают мировому сообществу и не щадят также многочисленных умеренных мусульман».
«Мы стремимся к партнерству с католическим сообществом и другими религиозными общинами для того, чтобы обеспечивать в будущем свободу вероисповедания, поощрять моральные принципы наших конфессий, в том числе святость жизни и значение традиционной семьи, а также развивать моральное и религиозное сознание общества», – говорится в документе.
Самым «революционным прорывом» в отношениях между иудеями и католиками в документе названо признание католиками положения о том, что евреи как народ «не несут ответственности за распятие Иисуса Христа». Не менее важным моментом для иудеев стало осуждение католиками «любых проявлений антисемитизма».
«Доктринальные различия не должны препятствовать мирному взаимодействию религий для улучшения общества, в котором мы все живем. Несмотря на наши глубокие теологические различия, сегодня мы видим в католиках партнеров, близких союзников, друзей и братьев в поисках лучшего мира, социальной справедливости и безопасности», – сказано в декларации иудеев «Между Иерусалимом и Римом»
Католический сайт Gaudete.ru особо отмечает: «Новый документ также призывает все христианские религии последовать примеру Католической Церкви: “Обычно иудаизм воздерживается от выражения каких-либо ожиданий от доктрин других религий. Однако определенные виды доктрин сказываются трагично на евреях; те христианские доктрины, ритуалы и учения, которые выражают отрицательное отношение к евреям и иудаизму, вдохновляют и взращивают антисемитизм. Поэтому, оценивая влияние на развитие дружественных отношений после принятия декларации “Nostra Aetate”, мы призываем все христианские религии последовать примеру Католической Церкви и убрать все возможные проявления антисемитизма из их литургии, прекратить миссионерскую деятельность в отношении евреев и сотрудничать с еврейским народом во благо мира во всем мире”».
Папа очень внимательно просмотрел документ «Между Иерусалимом и Римом» и выступил с ответной речью, в которой поблагодарил евреев за оказанную дань уважения к декларации «Nostra Aetate». Он отметил позитивную динамику развития диалога с иудаизмом: «Действительно, благодаря декларации “Nostra Aetate” на протяжении последних десятилетий мы смогли сблизиться, эффективно и плодотворно общаясь, глубже узнать друг друга и укрепить узы дружбы, – сказал понтифик. – Ваш документ декларирует, что “несмотря на глубокие теологические различия, католики и евреи разделяют общие убеждения”, а также то, что “религии должны использовать высоконравственное моральное поведение и религиозное образование, чтобы влиять и вдохновлять”. Именно это является самым главным. Документ адресован католикам как партнерам, близким союзникам, друзьям и братьям в общем стремлении к лучшему миру, который может наслаждаться миром, социальной справедливостью и безопасностью. Пусть Господь благословит наше сотрудничество».
В заключение папа Франциск поздравил раввинов с наступающим Новым годом по иудейскому календарю (в этом году отмечается 21 сентября) и попросил иудеев за него молиться.
Непросто сразу увидеть, что за словами об «общим стремлением к лучшему миру» скрывается нечто иное, заложенное еще 52 года назад в декларации «Nostra Aetate», а затем озвученное римским понтификом: «Мы больше не чужие друг другу, но друзья и братья... Несмотря на разницу во взглядах мы исповедуем одного и того же Бога, Творца вселенной и Господа истории» (!) Точно также, как за признанием в декларации того, что «иудеи доныне остаются любезными Богу».
Не Бог ли Отец устами Сына Своего Единородного неоднократно обличал иудеев: «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка (Мф. 21, 42-46)?
Знал Господь наш Иисус Христос и все тайные мысли иудеев: «А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 40-44).
И кто оспорит слова Евангелия: «Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю» (Лк. 23, 20-25).
«Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его. Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие» (Мк. 15, 12-15).
«Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 22-25).
В целом же декларация “Nostra Aetate” и последующие выступления папы Франциска являются прямым отвержением Святого Евангелия Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому такая католическая позиция была поддержана представителями иудейских общин.
Не следует также забывать, что “Nostra Aetate” дала положительную оценку и другим религиям, отрицающим Божественную сущность Иисуса Христа. Будто не говорил Сын Божий: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец» (Ин. 12, 48-49).
В пунктах 2 и 3 декларации 1965 года заявлено: «Уже с древности и вплоть до нынешнего времени у различных народов существует некая восприимчивость к сокровенной силе, наличествующей в ходе вещей и в событиях человеческой жизни, а иногда и признание Верховного Божества или даже Отца... Так, в индуизме люди исследуют божественную тайну и выражают её в неисчерпаемо плодотворных мифах и в проницательных попытках философских размышлений. Они ищут освобождения от тревог нашего существования либо в тех или иных формах аскетической жизни, либо через углублённое созерцание, либо прибегая к Богу с любовью и упованием. Буддизм, в зависимости от его различных форм, признаёт коренную неудовлетворительность этого изменчивого мира и учит тому пути, на котором люди с благочестивой и уповающей душой могут либо обрести состояние совершенного освобождения, либо достичь наивысшего озарения собственными усилиями или помощью свыше.
Так и другие религии, обнаруживаемые повсюду в мире, стремятся различными способами придти на помощь беспокойному человеческому сердцу, предлагая пути, то есть учения и правила жизни, а также священные обряды. Католическая Церковь не отвергает ничего из того, что истинно и свято в этих религиях. Она с искренним уважением рассматривает тот образ действия и жизни, те предписания и учения, которые, во многом отличаясь от того, чего она придерживается и чему учит, всё же нередко доносят луч Истины, просвещающей всех людей...
Церковь с уважением относится и к мусульманам, поклоняющимся Единому Богу, Живому и Сущему, милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли, говорившему к людям, определениям Которого, даже сокровенным, они всей душой стремятся подчиниться, как подчинился Богу Авраам, на которого охотно ссылается исламская вера. Хотя последователи ислама и не признают Иисуса Богом, они всё же почитают Его как пророка и чтят Его девственную Матерь, Марию, а иногда даже благочестиво призывают Её. Кроме того, они ожидают Судного дня, когда Бог воздаст всем воскресшим людям».
Вот такие словесные пассажи из декларации “Nostra Aetate”, являющиеся, по сути, отвержением Истины, составляют основу создания религии «нового мирового порядка» антихриста.
В этой части декларации католики фактически уравнивают собственные заблуждения с демоническими языческими культами и учением Магомета, которое Константинопольский Собор 1180 года признал еретическим. Об этом сказано в томосе Собора: «Анафема Мухаммеду, [и его] учению, переданному в Коране, в котором он исповедует, что Господь, Бог и Спаситель наш Иисус Христос не является Сыном Божиим; благое называет дурным, а свет выставляет тьмою, ещё же [анафема] и скверному учению его, противному священным наставлениям Христа и богомудрых святых, а также [анафема] и тому, кто внушил ему и думать и учить этим скверным и презренным вещам, буде это кто-либо из людей, или же злоначальник демонов и отец зла, или же сам скверный Мухаммед породил от себя столь безобразнейшие плоды; кроме того, анафема тем, кто [считает], что Мухаммед – пророк и посланник, от которого приняли учения и заповеди, противные учению Христа».
На томосе «Имеется печать Мануила Комнина, во Христа Бога верующего императора и самодержца Ромейского. Имеется также подпись каждого архиерея следующим образом: “такой-то о таком-то вопросе имеет решение и подписывает”».
Итак, главный смысл происходящего заключается именно в стремлении папистов к синтезу мировых религий. Духовный смысл этого явления охарактеризовал преподобный Паисий Святогорец: «Они тебе скажут: “Веруй, как хочешь!” А сами положат тебя в свою корзину и понесут тебя туда, куда они захотят. Получается: “Я тебя возьму, куда хочу, а ты верь, во что хочешь”. Это и есть их сатанинская система». Иными словами это означает: «Веруй, как хочешь, только поклонись единому для всех богу».
Первые попытки построения «единой религиозной основы нового мирового порядка» относятся к концу XIX века. Они продолжались в течение всего XX века и вполне оформились к его концу.
«Унификация» религий предполагает всемирное объединение представителей различных конфессий на основе «единых морально-нравственных ценностей».
После II Ватиканского собора в 1975 году в Ватикане были созданы специальные комиссии по связям с иудаизмом, исламом, индуизмом и другими мировыми религиями.
«Объединяйтесь под одним богом!» – этот призыв папы Иоанна Павла II к лидерам всех мировых религий прозвучал в марте 1986 года. Его преемники с успехом продолжают его дело.
Суть последней доктрины Ватикана, заключается в формировании «новой религиозной совести», которая даст возможность представителям различных религий сохранять «свои обычаи и ритуалы», при условии, что все они будут «толерантно относиться к учениям друг друга» и примут идею, согласно которой «все религии являются различными отражениями одной духовной сущности».
Сегодня под маркой «достижения всеобщего блага, мира и безопасности» процесс «объединения несоединимого» приобретает все большее ускорение.
Последняя встреча папы Франциска с раввинами является тому подтверждением.