- Современное казачество для стороннего наблюдателя представляет собой подчас довольно диковинное и противоречивое явление. С одной стороны – это действительное возрождение воинских традиций, с другой – некие маргинальные группы ряженых, занимающихся подчас неблаговидными делами, с третьей – т.н. «казакийцы», ратующие за отдельный казачий народ. Хотелось бы разобраться, чем всё-таки является настоящее современное казачество.
Но прежде скажите несколько слов о себе и Вашей семье. Ваши предки были казаками? Казачьи традиции присутствовали в Вашем воспитании? Когда Вы были приняты в казачество?
- С детства большое участие в моём воспитание принимала прабабка Пелагея Ивановна – родовая казачка станицы Великокняжеская (уродливо переименованной большевиками в город Пролетарск). Она пела мне казачьи песни, рассказывала о казачьей жизни до революции. Собственно базовые казачьи знания в моей семье, у моих родителей – от неё. Позже я уже сам начал интересоваться казачьей темой и стал читать всё, до чего мог добраться. Вклад Пелагеи Ивановны колоссален. Благодаря её живым рассказам меня теперь не проведешь и не увлечешь современными неоказачьими выдумками. Я легко считываю ложь людей, бьющих себя в грудь и рассказывающих «о том, как надо», но прокалывающихся на незнании элементарных вещей.
К организованному казачеству присоединился в 1998 году, когда встретил в Киеве людей, одетых в форму, очень близкую к дореволюционной казачьей. Этих людей я встретил в Киево-Печерской лавре, что уже говорило мне о том, что они не являются украинскими националистами. До 2004 года я действовал в составе этой организации. 2004 год – год Переяславской рады, когда многолетние прошения запорожских казаков, малороссийского люда о вхождении в состав Русского государства были удовлетворены Земским Собором и Государем Алексеем Михайловичем Романовым. В украинском общество того времени пропагандировали различную ложь – мол, это был «равноправный договор, который Россия, якобы, нарушила», мол «эта присяга ничего не значит». Об этом заявил и атаман той организации, в которой я на тот момент состоял. Я с группой соратников написал рапорт и вышел оттуда.
В тот год мы организовали ряд мероприятий, посвященных Переяславской Раде и воссоединению русских земель, приобрели ряд новых соратников. Мы пытались найти казачью организацию, в которой мы могли бы действовать, и которая бы удовлетворяла нашим идейным принципам. Но всякий раз наталкивались либо на равнодушие к идее, либо на нежелание вообще заниматься какой-либо работой. Подавляющее большинство организаций со словом «казачья» в названии на Украине – чисто бумажные, состоящие из «атамана» или «гетьмана» и «штаба» - все, как один – самодельные «генералы» или «полковники». Кто присвоил? «Рада!». То есть собрание своего же коллектива. До сих пор так.
- Что такое Верное казачество, и когда, как Вы стали его атаманом?
- К лету 2004-го мы пришли к необходимости создания своей организации, объединяющей казаков со всей Малой Руси, исповедующих каноническую Православную веру и являющихся сторонниками максимального укрепления связей и союза с Россией. Такая организация (тогда мы назвали её «Союз верных казаков Руси») была создана в день первых русских святых – князей Бориса и Глеба. Мы это восприняли, как благословение свыше и считаем этих святых, наряду со святым Цесаревичем Алексием, атаманом всех казачьих войск, покровителями Верного Казачества. Такое название выбрано, чтобы подчеркнуть, с одной стороны, верность Православию, Православной Церкви, с другой – это прямая историческая преемственность. Верными казаками называли тех казаков, которые после ликвидации Екатериной Великой Запорожской Сечи не изменили подданство и не сбежали в Турцию, создав там Задунайскую Сечь, а остались служить русскому государству. Потом их часть (вместе с раскаявшимися задунайцами) составила Кубанское казачье войско, а оставшиеся селились по малорусским губерниям вне войсковой структуры, но оставаясь казаками по документам (многие наши казаки имеют такие документы). Украинские нацисты, начиная с Тараса Шевченко, брешут, что Екатерина «уничтожила казачество», но мы-то знаем, что малороссийское казачье сословие сохранялось вплоть до 1917 года.
В 2005 году был зарегистрирован «Союз Верных казаков», а в 2008 мы окончательно оформили наше движение как Международную общественную организацию «Верное Казачество». Поскольку двигателем Верного Казачества, его организатором и идеологом (вместе с ближайшими соратниками) был я, меня и выбрали атаманом сначала Союза Верных казаков, затем и Верного Казачества.
- Сейчас определёнными силами раскручивается такое явление, как «казакийство». Причём раскручивается по украинским лекалам. Отдельная нация, отдельный язык, отдельная – в перспективе – государственность… Нельзя сказать, чтобы такие веяния были внове. Это явление обозначилось, к примеру, во Вторую Мировую войну. А у Шолохова в «Тихом Доне» отец Григория Мелихова высказывается после революции - «Вонючая Русь не должна здесь править». Т.е. можно сказать, что самостийные настроения бытовали в казачестве и раньше. На Ваш взгляд, насколько серьёзны они были тогда и насколько серьёзны сейчас? Могут ли и при каких условиях они развиться в реальное сепаратистское движение? И – кто стоит за разжиганием подобных настроений?
- Казакийство раскручивается не только сейчас. Казакийство стало идейным пристанищем небольшой, но «писучей» части казаков-эмигрантов, и уже потом его поддержали представители западных спецслужб. Корень его – в том, что казакам в годы Гражданской пришлось создать казачьи государственные структуры на своих землях – на месте центральной-то власти сидели большевики. Естественно, что у этих государственных структур появились крайние фланги – по нескольку крикливых самостийников. Кстати, такие самостийники, как всегда в казачьей истории, были обезврежены казаками же, такими, как генерал Покровский. Оставшиеся смогли развернуться только в эмиграции. И стали обвинять остальных казаков, что воевали в союзе с белыми генералами, а не ограничились защитой только казачьих областей. По-моему, это глупость – неужели хоть кто-то верит, что большевики не стали бы завоёвывать самостийные казачьи области?
Казачество формировалось по-разному. Были периоды, когда доступ «в казаки» был открыт для всех. «С Дону выдачи нет»! В другое время – наоборот, казачество было закрытым. В казаки приходили сами, в казаки писали солдат и крестьян, даже ссыльных польских повстанцев. Казаков с Дона переселяли «на развод» в другие казачьи войска, где нужно было создать новое казачье войско. Казаки женились на пленных турчанках и черкешенках и принимали в свои ряды русских военных за их заслуги. Поэтому я не стал бы всерьёз говорить о нерусскости казаков или обсуждать, кто из древних народов внёс больший вклад в генетику казачества – «черкесы, хазары или готы». Казачество – феномен исключительно Русского мира. Он неразрывно связан с Православным Христианством. То казачество, не фэнтезийное, из выдумок современных неоязычников, а подлинное, которое мы знаем от дедушек и бабушек, из книг казаков и исследователей казачества, то казачество, которое запечатлено на старинных знаменах и регалиях казачьих войск – оно, несомненно, чисто русское явление. Не зря один из крупнейших и ближайших к нам по времени казачьих писателей – Пётр Николаевич Краснов, писал, что казачество сохранило ту Русь, которую во многом позабыл остальной русский народ. Краснова обвиняют в сепаратизме, основываясь на приписываемой ему и ничем не подтвержденной цитате некоего Ганусовского. А на самом деле Краснов исчерпывающе изложил своё мнение в статье «Казачья «самостийность»: «Но никогда, на всем протяжении с лишком четырехсотлетнего своего существования, казаки не считали себя и не думали иначе, как неразделенными с Россией». Да и ляхи называли казаков Хмельницкого «русскими казаками».
Если меня сегодня спрашивают, народ ли казаки? Я отвечаю: «Конечно, казаки – народ. Но не отдельный». Гутор и балачка – не отдельные языки, я говоры русского. Как, впрочем, и украинский. Филологическая наука отделяет язык не по наличию некоторых своеобычных, непонятных для жителей соседней области слов, а по словообразованию. И в гуторе, и в балачке предложения, словосочетания строятся совершенно по-русски.
Но, конечно, же, в каждой группе населения всегда были некие чувства «свой-чужой». Наши малороссийские казаки в одном из регионов (не буду сейчас говорить, в каком, чтобы не привлекать к ним внимания украинских спецслужб) рассказывали, что жители одного села предвзято относились к соседнему селу той же области, потому что в старину они были вольными, а соседи принадлежали пану. И брать невесту из «невольного» села считалось несолидным. И это вплоть до начала двухтысячных! Донские казаки называли малороссов «хохлами», а жителей центральной России – «русскими», в отличие от себя, казаков. Но при этом непослушным, непонятливым казачьим детям они говорили: «Ты русский или турок?». Так что сомнений в принадлежности к Русскому миру, к русскому народу в его расширительном, а не узкосословном или субэтническом смысле, они не испытывали.
Сегодня казакийство пытаются раскачать только «политические украинцы», каковых и в России полно. Смердяковы неясного происхождения, которые запишутся хоть в казаки, хоть в поморы или ингерманландцы, абы выписаться из русских. Причем такой пришлый казакиец будет выступать громче местных и корчить из себя самого «этнически-истинного». Это публика сродни левым и либералам. Что интересно, на Украине они тут же затыкаются и запрещают подвергать сомнению мифическое якобы единство «украинской политической нации», которая как раз-то и состоит из массы разных этнических групп не всегда даже славянского происхождения. Из русских они стараются выделить казаков или ингерманландцев, а вот из «украинцев» запрещают выделять лемков, бойков, галичан, русинов, и конечно же, людей, помнящих русское происхождение. Зачем? Главное-то для них – русских раскалывать.
- В прошлом году православные татары обратились в Конгрессу США с просьбой вычеркнуть татар из списка т.н. «порабощённых народностей», с советских времён служащего Штатам для ряда санкций в отношении нашей страны. Я знаю, что к казачьим организациям поступали предложения выступить с заявлением аналогичным. Однако, ни одна из них этого не сделала. Почему?
- Скорее всего, просто потому, что ни одна из казачьих организаций сегодня не полномочна выступать от лица всех казаков. Если некому - давайте я обращусь.
- Ещё один проблемный вопрос. Ещё с 90-х появилось достаточное число самозваных казачьих организаций и атаманов. Причём зачастую последние производят себя в генеральские чины, награждают себя какими-то немыслимыми наградами… Есть в этой категории и т.н. «советские» казаки, которые показной «казакизм» сочетают с симпатиями к Сталину и тому подобными вывертами. Не говорю уж о тех, кто под казачьим видом участвуют в криминальных схемах. И тут два вопроса. Почему разные сомнительные, так скажем, элементы норовят присвоить себе именно казачье звание? И как отличить разномастных самозванцев от настоящих казаков?
- Первая причина – источника легитимности не было. «Каждый казак – атаман». Собрались и объявили себя «великим союзом» или «радой». По решению такой «рады», по сути – общественной организации, можно и «Генералом» стать. А потом, своими приказами «огенералить» всех своих друзей. На Украине именно так и делают. При Царе были казачьи войска. Не могло быть на Дону, например, два, три параллельных войска. Сейчас может быть хоть сто общественных организаций. Уже несколько лет в России пытаются навести порядок в казачестве путём введения государственного реестра, но на этом пути есть объективные и субъективные трудности. Очень часто реестр оказывается не на высоте. Впрочем, хоть число «генералов» уменьшили.
Почему аферисты стремятся назваться именно казаками? Очень просто. Уже более двух веков национальной одеждой казаков стала казачья военная форма или её элементы. А национальная одежда, наоборот, была включена в форму, как черкески и чекмени. Казаки носили форму всю жизнь, вне службы снимая лишь знаки различия, и то не всегда. «Записавшись» в казаки, можно носить форму с погонами и имитировать военных или правоохранителей. К форме в народе уважение, и купив «генеральское» удостоверение одной из общественных организаций, можно «решать вопросы». Кстати, не только казачьей общественной организации. На этом рынке хватает «международных академий» и «общественных антикоррупционных комитетов», продающих свои «звания» и «погоны». Ещё один контингент – психи. В казачество им пробраться легче, чем в силовые структуры – у силовиков есть профессиональные отбор, военно-врачебная комиссия и спецпроверка. А психи энергичны и горласты. Простому человеку отличить аферистов и психов от настоящих казаков можно только по делам и по репутации. Как было всегда.
- Настоящее казачество – что это такое? Кто они – настоящие современные казаки? Каково их самоощущение в отношении России? Их основополагающие ценности и задачи?
- Настоящие современные казаки – это крепкие православные мужчины, живущие по казачьим традициям в окружении таких же казаков. Родовые и принятые родовыми в свой круг. Их родители, жёны и дети. Эти казаки всегда готовы к войне и регулярно добровольно участвуют в локальных конфликтах, как бы чередуясь, кому на какой срок удобно. И передавая полученный боевой опыт дома, своим детям и остальным казакам. И такие казачьи общины сегодня в России есть. И среди реестровых, и среди общественных организаций. Есть и международные, например Верное Казачество.
Естественно, нужно участвовать в войнах на стороне России, её союзников или защищая братьев по этносу или по вере. Участвуя за деньги на стороне врагов, становишься простым наёмником.
- Какую роль должно играть казачество в современной России и, главным образом, в её вооружённых силах?
- По-хорошему, имеет смысл комплектовать из казаков несколько постоянных частей, к примеру, гвардейских, введя наравне с военными казачьи звания и парадную форму. И, конечно же, казаки – это резервная армия. Как в Российской Империи - полки второй и третьей очереди. То есть, высокомотивированные и хорошо подготовленные резервисты. Станица, город выставляет полк или два. Посёлок – роту или сотню. Кто командир, где твое место в строю – казак знает. Патриотическое воспитание молодёжи – лагеря, сборы, школы и т.п. – это то, чем казаки занимались все века и лучше них это никто делать не умеет.
Ещё одно естественное дело для казаков – частные военные компании. Частная военная компания под руководством Ермака однажды завоевала для России всю Сибирь.
- Каково сегодня отношение к казачеству на государственном уровне? Есть ли реальное желание возрождения оного или всё, как это часто у нас бывает, преимущественно сводится к декорациям и профанациям?
- Отношение на государственном уровне к казакам в России положительное. Но всё зависит от людей на местах. От казаков и от государственных чиновников. Если они адекватны задачам – дело идет. Если нет – начинаются взаимные претензии и обвинение казаками государства во всех смертных грехах.
- Существует мнение о некой нестабильности, нетвёрдости казаков. Дескать, могут и Сибирь завоевать, а могут и основной силой бунтов навроде разинских и пугачёвских стать. С одной стороны верные стражи рубежей Империи, с другой интересы своего база могут выше общего дела поставить, как бывало, к сожалению, в Гражданскую. Действительно, много всего намешено в истории казачества. Но что всё-таки главное? В чём основа подлинного казачьего характера?
- Любой русский человек может стать героем, а может – насильником и грабителем. Воспитывать правильно надо и ориентировать в нужном направлении. Думаю, что основа характера – в верности традиции. А традиция – это Вера, Отечество, семья, братство. Казак-педераст, предатель, сектант – это не казак. У традиционных кавказских народов так. Так же должно быть и у всех русских.
- Как проявило себя казачество в Новороссии? Об этом тоже немало споров велось и ведётся.
- Тут я бы говорил не о казачестве в целом, а о казаках. Казаки проявили хорошо. Как следует, проявили. Верные казаки защищали ещё Днепропетровскую областную администрацию в дни Майдана – единственную, которую удалось отстоять. Ну и шуму было в майдановских СМИ! Люди губернатора благодарили меня по телефону.
Потом казаки выехали в Крым и вступили в крымское ополчение, стояли на блокпостах вместе с местными казаками. На фоне «вежливых людей» и Кубанского войска местных казаков часто недооценивают, а ведь именно простые крымчане, местные казаки вместе с нашими, хорошо зная местную ситуацию, в первые дни после Майдана блокировали попытку разжечь кровавый этнический конфликт с татарскими экстремистами.
Когда полыхнуло на Донбассе – в первых рядах стали казаки. На моих глазах казаки, включая казаков Верного Казачества, брали Донецкую обладминистрацию. Местные и приехавшие из других областей Украины, в частности, многие из Запорожья, казаки провозглашали независимость ЛНР. Казаки всегда держатся немножко особняком, поэтому СМИ их освещает меньше, чем того заслуживает их вклад в общее дело.
Сегодня на Донбассе стоят памятники погибшим казакам, первым принявшим на себя удар. В здании МВД ЛНР (где служит много казаков) висит портрет погибшего луганского казака, есаула Андрея Шебитченко. Казаком себя считал Мозговой, а сегодня фронт в ЛНР держат Отдельный казачий мотострелковый полк и казачьи территориальные батальоны. Ещё больше местных казачьих бойцов и командиров временно не в строю, они устраивают свои жизни и свои семьи на Донбассе и в России, но вернутся в строй при первом же обострении боевых действий.
Спорили о «казаках-мародерах». Я уже отвечал на этот вопрос – во время безвластия и боевых действий к казачьим подразделениям на Донбассе приписалось много сомнительного элемента, неказачьего, надевшего кубанки по случаю. Они успели где-то дискредитировать казачье имя, но в короткий срок были обезврежены.
А вот добрая память о казаках навсегда вошла в историю Донбасса. В Луганске стоит замечательный памятник защитникам – его периодически атакуют украинские террористы. Одна из ключевых фигур под знаменем Спаса – бородатый казак в папахе, защищающий женщину с ребенком. Это – подлинное признание современных казаков-воинов.
- Со стороны настоящего казачества предпринимаются какие-то попытки пресечь ту спекуляцию на казачьем имени, о которой мы говорили, которая, вообще-то говоря, бросает на оное незаслуженную тень? И что на Ваш взгляд нужно делать, чтобы отмежеваться от означенной публики и вредных идей? И, кстати уж, как противодействовать последним?
- У настоящих казаков в мирной жизни не хватает полномочий. Выпороть нагайкой можно в расположении казачьей части в Новороссии, и то не всегда (регулярная армия ведь!). А в Москве, в Питере никакого спекулянта нагайкой не выпорешь. Ибо он тут же побежит в полицию. Психи, аферисты, дураки и враги, конечно, бросают на казачество тень. Но ведь это не повод отрекаться от казачьего имени?
Противодействовать злу нужно добром, как учат нас Святые отцы. «Делай, что должно, и будь, что будет». Если делать добро постоянно и энергично, оно поборет зло и люди ясно увидят, кто чего стоит.
Беседовала Елена Семёнова
Русская Стратегия
http://rys-strategia.ru/ |