Бабушкинский суд Москвы в скором времени начнет рассмотрение уголовного дела арестованных в 2016 году восьмерых членов исламистской организации «Таблиг-и джамаат». Трое фигурантов – Газыбек Кубатов, Каныбек Суйундук, Исламбек Кымчыбеков – и лидер группы Шакир Кожамкулов — граждане Киргизии. При этом Кожамкулов недавно получил гражданство России, сообщает «Независимая газета».
Кожамкулов стал исламистом в 2010 году в Бишкеке, прошел подготовку в центрах Таблига в Индии и в 2014 году перебрался в Россию. Таюдик-и джамаат в Киргизии не запрещен. Как отмечает издание, адептом ТД одно время был исполнитель теракта в петербургском метро Акбаржон Джалилов.
Члены исламистской группировки за 20 лет тесно инкорпорировались в политический социум и официальное мусульманское духовенство Киргизии. По сведениям востоковеда Александра Князева, главными проводниками идей ТД в Киргизии считаются братья избранного в ноябре 2017 года президента страны Сооронбая Жээнбекова, бывшего премьера страны. Его старший брат Жусупбек Шарипов, сейчас посол Киргизии на Украине, ранее был послом в Кувейте, Катаре, Саудовской Аравии. Через него у семьи Жээнбековых прочные связи с исламскими бизнес-кругами. Другой брат, Асылбек Жээнбеков, в 2011–2016 годах был спикером Жогорку Кенеша, парламента Киргизии, пролоббировавшим появление во всех госучреждениях молельных комнат и решение властей о свободной деятельности «Таблиг-и джамаат» в Киргизии. Жээнбековы — уроженцы города Оша.
Как отметил Князев, Таблиг — это не столько вероучение, сколько активная миссионерская деятельность, а содержание самого учения в Киргизии близко к программе «Хизб ут-Тахрир», также запрещенного в России. Оба течения относятся к джихадистскому толку ислама.
Бишкек делает опору на ТД, как союзника против распространения в регионе влияния «Братьев-мусульман», «Исламского движения Узбекистана» и других джихадистских течений. Так, два года назад Совет обороны при президенте Кыргызстана рассматривал деятельность таблиговцев в контексте того, как нужно реформировать религиозную политику в стране, отметил бывший вице-президент и премьер Киргизии Феликс Кулов. Было принято решение опереться на «Таблиг-и джамаат».
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин рассказал изданию, что с ТД глубоко аффилировано Духовное управление мусульман (ДУМ) Киргизии вплоть до муфтия Максата Токтомушева, бывшего духовного наставника таблиговской общины. Руководители ДУМ учились в таблиговских центрах в Индии и Пакистане.
В киргизских СМИ в открытую говорят, что таблиговцы теперь стали активны во всех структурах страны, включая парламент и правительство. Но на официальном уровне никто не решается проявлять озабоченность проникновением таблиговцев или других исламистов в армию или МВД.
По словам Грозина, почва для экспансии ТД и других исламистов была заложена при первом президенте Киргизии Аскаре Акаеве. При нем Киргизия стала превращаться в регионального чемпиона по количеству иностранных НПО и НКО на душу населения. При этом киргизские адепты ТД стремятся уехать туда, где их организация запрещена и где они могут быть в любой момент арестованы — прежде всего в Россию. И наиболее питательная среда для «Таблига», как и для более агрессивных форм, – трудовые мигранты.По информации эксперта, таблиговцы в свое время наиболее крепко осели в Поволжье – Астраханской и Саратовской областях, Татарстане. Они стремятся привлечь к себе мигрантов и некоренных жителей регионов России, а потом уже идет абсорбция групп из других существующих в регионе социальных слоев.
-Более чем уверен: легальные в Киргизии таблиговцы заинтересованы в работе с киргизской диаспорой, давно укорененной в Москве, Питере и других российских мегаполисах. Таблиговцам выгодно иметь там адептов, которые вошли в «Таблиг» или стали сочувствующими еще в Киргизии, а в России приобрели новый статус и новые возможности, которые «Таблиг» использует с выгодой для себя, – отметил эксперт.
https://www.rod-pravo.org/kirgizskij-tablig-i-dzhamaat-pod-pokrovitelstvom-oficialnogo-bishkeka-vedet-nastuplenie-na-rossiyu/ |