Среди реликвий, хранящихся в Русском Обще-Воинском Союзе, обращают на себя внимание полковой нагрудный знак и фотография, принадлежавшие корнету Алексею Алексеевичу Новикову, участнику Белого движения на Юге России, одному из героев-походников «закрытого сектора» РОВСа.
Мы не знаем многих важных подробностей биографии Алексея Новикова. Знаем лишь, что он родился в Санкт-Петербурге, что будучи в звании вольноопределяющегося, дрался с большевиками в рядах 9-го драгунского Казанского полка, что вся его военная жизнь была связана с этим полком – и во время Гражданской войны, и в послевоенный период.
(Наша справка: 9-й драгунский Казанский Ея Императорского Высочества Великой Княжны Марии Николаевны полк был одним из старых, «петровских», полков Русской Императорской Армии. Полк основан в 1701 г., участвовал во многих войнах, которые в XVIII-XX вв. вела Россия – от Северной до Первой мировой. С началом Белой борьбы некоторые офицеры полка пробрались на Дон, в Добровольческую Армию, в рядах которой в декабре 1918 г. был сформирован сводный дивизион 9-й кавалерийской дивизии, где казанские драгуны составили полуэскадрон. 27 мая 1919 г. дивизион развёрнут в Сводный полк 9-й кавалерийской дивизии, а казанцы в составе этого полка составили уже два эскадрона (на июль 1919). Осенью 1919-го дивизион казанцев развёрнут в полк. На заключительном этапе Белой борьбы на Юге России, в Русской Армии генерала П.Н. Врангеля, дивизион казанских драгун, входил в состав 6-го кавалерийского полка).
В одном из боёв А.А. Новиков был ранен и, согласно его собственному рассказу, дошедшему до нас, выжил после ранения почти чудом. Подробности этого исцеления – страшны, как страшна сама война. Рана загноилась, медицинская помощь оказана не была, да, вероятно, и некому было её оказывать, началась гангрена. В условиях жуткой антисанитарии в загноившейся ране завелись черви и казалось, что спасения уже нет… И тут случилось почти чудо. Именно черви – те самые личинки мух, что питаются омертвевшими тканями – спасли жизнь, остановив развитие гангрены. Сегодня этот своеобразный способ лечения гангрены без ампутации хорошо известен медикам, хотя, как утверждают, эффект он даёт не всегда. Так или иначе, но молодой вольноопределяющийся тогда выжил в практически безнадёжной ситуации. И вернулся в строй.
В составе 6-го кавалерийского полка, вместе с другими казанцами, Алексей находился вплоть до эвакуации из Крыма. А 1(14) ноября 1920 г., на борту сетевого заградителя «Аю-Даг», вместе со многими офицерами и добровольцами кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта И.Г. Барбовича, он покинул крымский берег. Как потом оказалось, в отличие от большинства своих боевых товарищей, ушедших в эмиграцию, Алексей Алексеевич покинул родную землю не навсегда…
Эмиграция. Лагерь, вошедший в историю под именем «Железного Галлиполи». Здесь вновь произошла реорганизация армии: корпуса свернулись в дивизии, дивизии – в полки. Казанские драгуны вливаются подразделением в состав 2-го кавалерийского полка 1-й кавалерийской дивизии генерала Барбовича. В списках этого полка можно найти и имя Алексея Новикова.
4 августа 1921 г. казанские драгуны в составе 1-й кавалерийской дивизии были перевезены из Галлиполи в Сербию, а в декабре 1924-го эскадрон казанцев переехал во Францию, на завод Шнейдера в городе Ле Крёзо (департамент Сонна и Луара, региона Бургундия). Здесь, на французской земле, зарабатывая на жизнь тяжёлым физическим трудом, казанские драгуны, как и офицеры многих других старых полков Русской Императорской Армии, не утрачивали чувства локтя и не забывали о полковых традициях. Кадр полка, преобразованный после создания РОВСа в Объединение казанских драгун, долгие годы возглавил во Франции полковник Владимир Ильич Сухотин (на хлеб полковник зарабатывал трудом таксиста и чернорабочего). Среди прочих офицеров-казанцев, обосновавшихся во Франции, оказался и корнет А.А. Новиков.
До этого момента биография Алексея Новикова – самая типичная для офицера Русской Армии. Всё стандартно: фронт Гражданской войны – Галлиполи – эмиграция, работа на чужбине и параллельно – членство в Русском Обще-Воинском Союзе. Путь десятков тысяч русских офицеров… Но дальнейшая судьба молодого офицера оказалась не столь типична...
Во Франции корнет Алексей Новиков был привлечён к деятельности закрытого сектора РОВСа, занимавшегося подпольной работой в СССР. Информация об этой деятельности хранилась в глубокой тайне, поэтому о людях, имевших к ней отношение известно не много даже сегодня.
В начале 1930-х гг., уже после похищения агентами ОГПУ Председателя РОВСа генерала А.П. Кутепова, корнет Новиков получил секретное задание – нелегально отправиться в Советский Союз. Перед уходом за «железный занавес» он побывал в доме своих друзей, которым оставил на хранение свои вещи: солдатский нагрудный знак 9-го драгунского Казанского Ея Императорского Высочества Великой Княжны Марии Николаевны полка, офицерскую фуражку и свою фотографию. Другого богатства у корнета не было… Всё это Алексей Алексеевич просил сохранить до того момента, когда он вернётся в Париж.
Корнет Новиков не вернулся: выполняя задание РОВСа, он погиб в Советском Союзе. Об обстоятельствах смерти Алексея Алексеевича друзья в Париже так никогда и не узнали. Не известны обстоятельства его смерти и по сей день: погиб ли он при переходе советской границы, был ли убит в перестрелке с чекистами или захвачен в плен и замучен в камере ОГПУ, расстрелян, сгинул за колючей проволокой концлагеря или погиб при возвращении с задания? Узнаем ли мы когда-нибудь об этом?..
Оставленные А.А. Новиковым реликвии долгие десятилетия и хранились в доме его друзей. В целости и сохранности, в ожидании возвращения своего хозяина… До начала нового, XXI века, не сохранилась только офицерская фуражка. 7 февраля 2011 г. Председатель Объединения Лейб-гвардии Казачьего ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА полка генерал-майор В.Н. Греков, в присутствии чинов объединения, передал дорогие для каждого члена РОВСа реликвии Председателю Обще-Воинского Союза капитану И.Б. Иванову. Передавая нагрудный знак и фотографию корнета А.А. Новикова, Его Превосходительство отметил, что эти вещи должны вернуться в Русский Обще-Воинский Союз и стать для его сегодняшних членов священными реликвиями, напоминающими о подвигах и жертвах предшественников.
Редакция "Переклички". |