В средствах массовой информации, доступных для широких слоёв населения, но не свободных и весьма ограниченных для правдивого освещения реальных событий, всё чаще говорится о цифровой экономике, при этом преднамеренно не поясняется, что же означает такая очередная заумная «инновация», мало кому понятная и весьма далёкая от реальной жизни. В общепринятом представлении экономика – это совокупность производственных отношений и способ производства, а экономика страны – народно-хозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена. В повседневной жизни слово «экономить» означает бережно расходовать что-нибудь при каком-то действии, чаще всего связанном с производством какого-либо товара, например, экономить сырье или энергию в том или ином производственном процессе. Во всех этих определениях ключевое слово – производство. Всякая экономика, не связанная с производством, как бы она не называлась – цифровой, стабильной, растущей или ещё какой-то, представленной в розовом цвете, становится бессмысленной, эфемерной и непременно рано или поздно разрушится подобно Вавилонской башне, построенной на зыбкой почве мнимых идеалов. Её не спасут ни информационные технологии, ни повсеместное внедрение компьютерной техники там, где она нужна и там, где без неё вполне возможно обойтись. Дорогостоящая компьютерная и другая высокотехнологичная техника для школ, медицинских учреждений, министерств и ведомств покупается за рубежом, и безрассудно тратятся огромные финансовые ресурсы из кармана вовсе не богатых налогоплательщиков, а наживаются при этом некие дельцы от экономики, например, уважаемые высокие министерские чиновники с весьма сомнительным образованием и едва овладевшими простейшей грамотой, но с миллионными зарплатами, тогда как профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, вполне заслуженный педагог и учёный, получает за свой высококвалифицированный труд зарплату во много раз меньше зарплаты самого рядового чиновника (не говоря уж об уважаемых министерских господах, потерявших всякую меру и совесть) и сравнимую с зарплатой полицейского самого низкого звания, например, лейтенанта полиции.
Во всех цивилизованных странах экономика зиждется на классической формуле:
производство товаров–деньги–производство товаров.
При такой экономике в любой стране товары не закупаются за рубежом, а производятся своими силами на своих предприятиях – каждый занят своим делом, и таким образом решается проблема занятости населения.
Если же экономика сводится к другой формуле:
деньги–товар–деньги,
то деньги, а не производство товаров определяют общественные отношения. В такой денежной экономике, по своей сути разорительной и пагубной, преобладают товары зарубежного производства, обеспечивающего рабочие места не в своей стране, а в странах, поставляющих произведённый товар. При этом деньги для покупки таких товаров поступают из кармана налогоплательщиков и за счёт продажи природного сырья, например, нефти и природного газа. Запасы природных ресурсов весьма ограничены, и при всё возрастающих темпах потребления их хватит всего лишь на несколько десятилетий, и об этом заявляют многие авторитетные учёные многих стран. С каждым годом всё больше и больше тратятся материальных и финансовых ресурсов для добычи и транспортировки природного сырья. При этом оказывается необратимое антропогенное воздействие на биосферу, усиливающееся при его потреблении и вызывающее глобальное изменение климата. Страна, направляющая свои сырьевые ресурсы на запад, восток, юг и просто в никуда, попадают в полную зависимость от стран производителей, где создаются рабочие места. Такая страна неизбежно становится сырьевым придатком развитых стран, где налажено промышленное производство своих высококачественных товаров. В сырьевой стране создаются все «благоприятные» условия для безработицы – специалисты с профессиональным образованием, подготовленные для производственной деятельности, не могут трудоустроиться. Более того, при дальнейшем беспредельном разбазаривании своих природных ресурсов страна в ближайшем будущем окажется на грани катастрофы.
Можно каждый день с утра до позднего вечера вещать с высокой трибуны о росте отечественной экономики, о заметном росте промышленного производства. Реальный же рост виден каждому покупателю – все отечественные магазины, переименованные на западный лад в супермаркеты, переполнены товарами зарубежного производства, причём товарами сомнительного качества, которые залеживаются и полностью не распродаются. На дорогах редко встречаются машины, легковые и грузовые, отечественного производства, хотя и вкладываются немалые ресурсы в развитие отечественной автомобильной промышленности. Бездумно везде и всюду построены автозаводы, но далеко не все произведённые автомобили раскупаются. Почти весь воздушный транспорт тоже зарубежного производства. Всё это косвенно свидетельствует о мнимом, а не реальном росте отечественной промышленности.
Не в лучшем положении оказалось и сельское хозяйство. Сообщается о высоких урожаях собранного зерна, а хранить его негде: не построены элеваторы – повсеместная бесхозяйственность одержала верх. В магазинах продаётся хлеб сомнительного качества и неизвестно из чего испечённого. Да и другие зарубежные продовольственные товары в красивой упаковке почти не содержат натуральных продуктов.
Отечественные сельхозпроизводители со своей продукцией, экологически чистой, не могут пробиться ни на рынок, ни в торговые сети. Везде и всюду они под разными предлогами встречают поворот от ворот, хотя их продукция пользуются большим спросом, чем зарубежная. Поэтому у фермеров пропадает всякая инициатива развивать своё хозяйство. Да и криминализация, называемая обтекаемым словом коррупций и поразившая все сферы чиновничьего управления, препятствует организации работы в поле и отбивает у фермеров всякую охоту трудиться на своей земле, чтобы своей сельхозпродукцией, по качеству превосходящей зарубежную, обеспечивать продовольствием население страны. К тому же государство оказалось в стороне от финансовой поддержки фермеров. Крохотные средства направляются для развитие сельскохозяйственных комплексов, требующих гораздо больших энергозатрат и финансовых вложений на единицу произведённой продукции, чем фермерские хозяйства. Такая нерациональная государственная стратегия ведёт к безработице в сельской местности. Деревни и сёла на российской земле по-прежнему сиротеют и умирают, а пахотные земли зарастают бурьяном. Во многих развитых странах на законодательном уровне оказывается существенная финансовая поддержка мелкому и среднему производству растительной и мясной продукции. При сбалансированном сельскохозяйственном производстве – мелком, среднем и крупном индустриальном – уменьшается антропогенное воздействие на биосферу, и решается проблема занятости населения.
Высокоэффективное производство качественных товаров основывается на прочном фундаменте:
образование–наука–технологии.
Если такой фундамент разрушен либо не создан, то попытки наладить высокотехнологичное производство товаров окажутся тщетными. Вопреки классической схеме разработки технологий организована, например, нанотехнологическая корпорация, возглавляемая «менеджером», не имеющего никакого отношения ни к науке, ни к технологиям, но уверенно заявляющего, что знает, как наладить отечественную наноиндустрию. Однако практических результатов разработки отечественной нанотехнологической продукции, соответствующих огромным многомиллиардным затратам, как не было, так и нет.
Потрачены астрономические суммы денег на создание инновационного центра «Сколково». Целесообразность таких трат весьма сомнительна, ведь подобные научные центры построены в ближайшем Подмосковье ещё во второй половине прошлого века, где проводились экспериментальные исследования на мировом уровне, а сейчас из-за недостаточного финансировании они находятся в плачевном состоянии, а оставшиеся там учёные оказались без современного оборудования и без достойной зарплаты. Проходят годы, а поставить на ноги отечественную науку даже в отдельно взятом Сколково до сих пор не удалось – ощутимых научных результатов до сих пор нет.
Можно бездумно тратить гигантские материальные ресурсы на развитие атомной промышленности, поставив во главе государственной корпорации Росатом инженера водного транспорта, мало что смыслящего в сложных ядерных процессах и находившегося на этом высоком посту более десяти лет. Хотя всем просвещённым людям известно: во многих странах атомная энергетика свёртывается, чтобы не оставлять опасного радиоактивного наследства своим потомкам. В этих странах вкладываются ресурсы в развитие экологически безопасной энергетики.
Можно построить новый космодром, закапав в землю баснословные материальные и финансовые ресурсы, хотя подобные объекты уже уже есть.
Поспешно и без научного обоснования принято «инновационное» решение о расширении территории Москвы в юго-западном направлении. Такое решение без учёта розы ветров с экологически точки зрения ошибочно. Целесообразность расширения столицы весьма сомнительна и по другой причине – она и так задыхается в дорожных заторах, а огромная территория страны пустеет.
Строятся везде и всюду гигантские спортивные сооружения, которые оказываются не востребованными. Да и любому здравомыслящему человеку понятно и очевидно: укреплять здоровье полезнее не в спортивных залах, а на свежем воздухе.
Тратятся немалые ресурсы на содержание огромной армии МЧС, подобных которых нет ни в одной цивилизованной стране. А отдача от неё весьма сомнительна и всем очевидна: если случится пожар, то выезжают сразу несколько автомобилей, и с огнём борются два-три рядовых сотрудника с брандспойтом, а остальные, не менее десяти человек, в основном офицеры, наблюдают со стороны за их действиями вместо того, чтобы принять непосредственное участие в тушении пожара.
Можно бездумно расходовать деньги налогоплательщиков и на другие «инновационные проекты», а образование, науку и здравоохранение финансировать по остаточному признаку. Плачевный результат такого бездумного распределения денег всем известен – и образование, и наука, и здравоохранение переживают глубокий рукотворный кризис.
Отечественное образование в следствие «инновационных» западных вихрей враждебных превратилось в смехотворное оказание сомнительных услуг, оплачиваемое из кармана родителей. Перегруженные ненужными предметами школьные программы, завышенные требования к ученикам, не соответствующие их физиологическим возможностям, обязательное привязывание их к компьютеру и интернету, порождающее компьютероманию – всё это приводят к тому, что у школьников возникает отвращение к учёбе, и об этом знают в каждой семье. Чрезмерно перегружены и учителя с нищенской зарплатой. Их вынуждают выполнять бессмысленную и никому не нужную работу – составлять объёмные отчёты для чиновников от образования, мало что смыслящих в учебном процессе. Обучение в школе превратилось в механическое нажатие кнопок компьютера вместо развития умственных способностей учеников и обретения ими истинных знаний о природе, обществе и человеке, которые дают не компьютерные игры, не погружение в интернет со множеством соблазнительных приманок, а классические предметы: математика, физика, химия, биология, география, литература, история, – которым всё меньше и меньше выделяется времени в учебных программах. Вместо радости познания школьники испытывают чувство тревоги, и у них пропадает всякая охота учиться. К тому же они наблюдают, как их старшие братья и сёстры, прилежно учившиеся в средней и высшей школах, с дипломом в руках не могут найти работу, что также не настраивает их на прилежную учёбу.
Катастрофическое положение сложилось и в высшей школе, оказавшаяся на грани разорения. При государственном попустительстве и бесконтрольности расплодилось множество самостийных вузов, готовых выдать за плату диплом государственного образца, но не способных дать элементарные знания, необходимые специалисту. Упал престиж классических специальностей естественно-научного и инженерно-технического профиля, ориентированных на производственную деятельность. Множество выпускников вузов с липовыми дипломами «менеджера», «экономиста», «юриста», «психолога» и других псевдоспециальностей пополняют многочисленные ряды безработных. Не составляют исключения и выпускники классических вузов, включая Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, где худо-бедно сохранилась система традиционного образования. В подавляющем большинстве вузов такая система, проверенная временем, разрушена, а материально-техническая база физически и морально устарела. Преподаватели, включая профессоров и докторов наук, вынуждены довольствоваться нищенской зарплатой, а ректоры некоторых вузов, научные достижения которых весьма сомнительны и которые, потеряв всякое человеческое чувство меры и совести, думают лишь о том, как побольше набить свои карманы, зная о том, при судебном преследовании они получат не заслуженное наказание, а лишение свободы условно с правом заниматься прежними нечестивыми делами.
Бесконтрольное открытие вузов, не способных обеспечить профессиональное образование, переход к болонской системе двухуровнего образования в вузах и бездумные школьные реформы – всё это привело к резкому падению качества отечественного образования. Без достойного образования нет пути ни к науке, ни к технологиям, ни к производству высококачественной продукции. С потерей достойного профессионального образования теряются целые поколения, а страна погружается во мрак невежества.
Прошло более двух десятилетий после смены власти, а взять и приумножить всё лучшее от прежней эпохи во многом не удалось. Отечественное образование, основная задача которого обучение и воспитание, превратилось в платную услугу за обретение эфемерных компетенций, а не знаний, важных и нужных каждому просвещённому человеку. Российская наука без должного финансирования и при вмешательстве в управление назначенных сверху «менеджеров», весьма далёких от научных исследований, оказалась на грани катастрофы. Учёные во многих чудом уцелевших академических и отраслевых институтах не могут проводить эксперименты из-за отсутствия современной научно-технической базы. По этой же причине не проводятся прикладные исследования, в недрах которых зарождаются наукоёмкие технологии, на которых основывается промышленное производство различных видов высококачественной продукции.
Многие стратегические ошибки управления на всех уровнях можно исправить, только восстановив государственность, при которой беззаконие и вопиющее криминальное верховенство, растлевающее все слои общества, останутся безвозвратно в прошлом, а правоохранительные органы будут защищать конституционные права граждан и суды будут выносить решения по справедливости, а не по отмашке сверху. На законодательном уровне утвердится стратегия развития, включающая фундаментальные звенья: образование–наука–технология–производство, и возродится отечественная промышленность. Только в этом случае неисчислимый поток дипломированных безработных, доведённых до крайнего отчаяния, не выплеснется на улицу с требованием защиты законного права на труд, и не придётся их разгонять с привлечением огромной армии полицейских, на содержание которых тратятся немыслимо большие ресурсы. Не придётся разгонять и вылавливать правдоискателей, из-за безысходности вышедших на улицу. Каждый гражданин будет заниматься своим любимым делом, государство будет укрепляться и развиваться, а беднейшая Россия с богатейшими природными ресурсами превратится в великую и процветающую страну, где не будет места расплодившимся полуобразованным чиновникам от управления, потерявших всякую меру и совесть. Не будет места и прикупленным ораторам-демагогам, каждый день вещающих об одном и том же – о «растущей» экономике, переходящей в цифровую и оказавшейся в действительности на грани катастрофы. Люди же ума и совести, люди труда и благочестия, профессионалы высокой квалификации во всех сферах деятельности, начиная от школьного образования и кончая промышленным производством, будучи в почете, выведут страну из рукотворного экономического кризиса.
Карпенков Степан Харланович
Лауреат Государственной премии
и премий Правительства России,
профессор
Москва
24.01.2018 г.
Русская Стратегия
http://rys-strategia.ru/
|