XX век стал временем гонений на святую Российскую Церковь и, одновременно, - явления миру сонма новомучеников и исповедников. Целый ряд их официально причислен к лику святых Православной Церкви. Но их было гораздо больше, и имена неизвестных и малоизвестных, а потому неявленных мучеников еще ждут прославления. К их числу я бы отнес и настоятеля нижегородской Казанской церкви протоиерея Николая Васильевича Орловского, расстрелянного Нижгубчека в ночь на 1 сентября 1918 года. Недавно исполнилось 150 лет со дня рождения батюшки Николая.
Тот массовый расстрел стал одной из самых кровавых страниц истории Нижегородской ЧК и большевистской тирании, вообще. В сентябрьские дни первого года революции Россия умылась кровью. «В отмщение» за убийство социалистом Канегиссером главного питерского чекиста Моисея Урицкого и за ранение эсеркой Фаней Каплан лидера большевиков Ульянова-Ленина, по приказу из ВЧК, расстрелы прокатились по всем губерниям и уездам. Еще до официального объявления красного террора. В числе ударников этой кампании выступили нижегородские чекисты. Местная чрезвычайка, возглавляемая Яковом Воробьевым (в прошлом боевиком Бунда и дезертиром) вывезла на Мочальный остров Волги 41 заложника (архимандрит, протоиерей, офицеры-фронтовики, чины полиции и жандармерии, фабриканты, журналист правой газеты) и подвергла их расстрелу. Казнь совершили латыши из летучего отряда Губчека.
С любовью к России
В числе убиенных был и протоиерей Николай Орловский. В расстрельный список он попал не случайно, хотя и не совершил ничего противоправного. Не зря в докладе о деятельности ЧК за сентябрь 1918 года» батюшка именуется «ярым врагом советской власти». Вся его прошлая жизнь была посвящена служению Богу, святой Церкви и любимому Отечеству. Сколько их было – деятелей русской интеллигенции, массово и мстительно истребляемых в кровавое пятилетие 1917-1922 гг. (да и позднее – тоже) за былые взгляды, активную гражданскую позицию, мысль, слово! Для того и был задуман красный террор.
Николай Орловский родился 17(29) апреля 1867 года в селе Матренкино Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Сын сельского батюшки, он окончил местную духовную семинарию, был рукоположен во священника и служил поочередно в храме села Исады (Макарьевский уезд) и нижегородской Живоносновской церкви. В 1906 году Орловского переместили к церкви Казанской иконы Божьей Матери на Нижнем базаре. Пастырское служение он совмещал с активной педагогической деятельностью, являясь законоучителем ряда сельских и городских начальных школ, а также благотворительностью. Во время неурожая 1891 года его помощь голодающему населению была столь действенна, что уездное земское собрание удостоило его благодарности. За строительство нового (каменного) храма в Исадах о. Орловский был высочайше награжден орденом Святой Анны.
Когда же по империи разлилась революционная смута, батюшка не остался равнодушным к постигшему Отечество несчастью. В 1905 г. он – один из соучредителей патриотического Союза «Белое Знамя», редактор–издатель газеты «Минин», затем председатель Нижегородского Георгиевского отдела Союза Русского Народа. В этом качестве протоиерей Орловский выступает с лекциями в Доме Трудолюбия, публикует статьи в союзнической прессе, он же – самый яркий оратор в нижегородском Манеже, ставшем после издания Царского манифеста клубом патриотической общественности. Его проповеди и речи полны любви к Родине и тревоги за ее будущее. Все это и послужит впоследствии основанием для занесения о. Орловского в списки врагов большевистской диктатуры, хотя после февральского переворота он от общественной деятельности совершенно отошел и сосредоточился на семейных обязанностях.
Дружное семейство
В наше время иметь троих детей равнозначно едва ли не гражданскому подвигу. А вот в семье о. Николая Орловского и его жены Татьяны Васильевны, урожденной Малиновской, родилось 14 мальчиков и девочек. Большинство их было погодками. Когда в 1918 году батюшку расстреляли, старшей Анне было уже за тридцать, а младшей, Леночке, – около двух годков.
Клировая ведомость Казанской церкви, в которой батюшка прослужил более 12 лет, сообщает, чем занимались дети Орловского в 1914 году, то есть в то время, когда полыхала 2-я Отечественная война. Анна состояла сестрой милосердия в Георгиевской общине Петрограда. Николай, который был младше сестры на два года, продолжал служить в канцелярии Нижегородского полицейского управления, размещавшейся в двухэтажном кирпичном доме на улице Варварской, 12. Третий из Орловских, Александр, к тому времени окончил Петербургскую военно-медицинскую академию и находился в действующей армии, на Кавказском фронте, в должности зауряд-врача. Саше минул 21 год.
Остальные дети священника продолжали учиться. Вера - на педагогических курсах в Москве, Владимир - в нижегородском Владимирском реальном училище, Сережа - в гимназии.
Их младшая сестренка Мария постигала науки в Мариинской женской гимназии Нижнего - сегодня это третий корпус технического университета на улице Минина.
Воспитывались в частных пансионах или находились при родителях самые младшие дети - Василий, Серафим, Татьяна, Дмитрий, Алексей, Гермоген. Последняя, Лена, родится в 1916 году.
Не семья - община! И каждый из ее членов готовился верой и правдой служить Отечеству. Кто на государственной стезе, кто на педагогической, кто - следуя по стопам отца, деда и прадеда - на духовной.
Мы не знаем, что пережила семья после известий о расстреле отца. Как воспитывала 8 малолетних детей оставшаяся без кормильца мать. Как переживали лихолетье Гражданской войны и последующих лет, когда представителей семейств бывших дворян, чиновников, священников, военных, зажиточных, зажиточных крестьян превращали в людей второго сорта – лишенцев. Нередко репрессировали. Заставляли жить в страхе. Происходил самый настоящий социальный геноцид.
Но Орловские не погибли, если только на их головы не обрушивался меч диктатуры пролетариата в буквальном смысле этого слова.
Мы знаем о судьбах лишь некоторых из них благодаря откликам их потомков на наши публикации.
Анна Николаевна работала врачом, проживала в Краснодарском крае, там и скончалась.
Владимир Николаевич, по сведениям семьи, жил в Ленинграде, трудился горным инженером. В 1930-е годы был репрессирован и сгинул на Беломорканале.
Его младший брат Дмитрий выбрал профессию экономиста-зоотехника, жил в последние годы в Ейске Краснодарского края.
Герман Николаевич воевал в Великую Отечественную и скончался от ран в 1942 году в Ленинграде.
Елена Николаевна, также жительница Петербурга, трудилась на ткацкой фабрике.
Эти сведения предоставлены внуком протоиерея Орловского, Алексеем Серафимовичем, радиоинженером по профессии, который живет в северной столице. Его отец Серафим Николаевич, 1907 г.р., после казни отца перебрался в Петроград, к старшему брату Владимиру. Там окончил техническое училище, женился. У них родилось четверо детей, из которых двое погибли в блокаду. В 1941 году Серафим Николаевич был мобилизован, воевал сержантом, дважды был ранен. Награжден орденом Отечественной войны I степени, многими медалями. После войны шестой из сыновей протоиерея Орловского трудился технологом на военных заводах Ленинграда, был заслуженным рационализатором и изобретателем. Умер в 2004 году.
До последнего времени неизвестной оставалась пореволюционная судьба еще пятерых детей расстрелянного батюшки.
Военный врач Александр Орловский бесследно исчез. Существует неясное предание, что в 1918 году он приехал в Нижний Новгород и был арестован и казнен вместе с отцом. Но подтверждения эта версия не нашла. Кто знает?
Пропали, не оставив следа, Николай (бывший полицейский), Вера, Сергей. Какую чашу пришлось им испить?
Что касается двенадцатого по счету ребенка Орловских, Алексея, то недавно на наши публикации откликнулся его внук. Вадим Алексеенко живет и работает в Омске, по профессии менеджер по продажам совместного предприятия. Он сообщил следующее. Его дед, Алексей Николаевич Орловский, также после гибели отца был взят на воспитание старшим братом, по-видимому, Владимиром. В Петрограде дед окончил техникум и был направлен работать на Алтай. Во время войны как лучший специалист имел бронь. Скончался Алексей Орловский в 1987 году в Новосибирске. Всю жизнь он мечтал побывать на родине в Нижнем Новгороде, но в советское время опасался: память о репрессиях еще не выветрилась.
О том, что протоиерея Орловского расстреляли в 1918 году, в Омске узнали лишь в 2000-е годы благодаря публикациям на сайте «Нижегородской правды».
Вот как сложилась нелегкая судьба потомков одной из ветвей рода Орловских. Все они оказались достойными гражданами своей страны. И достойными наследниками памяти замечательного православного пастыря, храмоздателя, педагога, патриота, кавалера ордена Святой Анны Николая Васильевича Орловского.
Станислав Смирнов для «Русской Стратегии»
|