Говорить о патриотизме сегодня модно. Тема актуальна, озвучена на самом высоком уровне. В Госдуму внесен проект федерального закона о патриотическом воспитании россиян. Текст законопроекта размещен на сайте Госдумы.
Предлагаемый федеральный закон должен определить цели, принципы и направления патриотического воспитания в России. Согласно ему, в России признается необходимость и значимость патриотического воспитания, а также право каждого гражданина на него.
Целью патриотического воспитания называется «создание и укоренение в обществе основ патриотизма как приоритетных духовно-нравственных ценностей». У граждан должно быть сформировано общероссийское национальное самосознание и ориентации и установки в отношении к личности, обществу и государству. Гражданам должно быть привито чувство гордости и глубокого уважения к национальным символам, а также созданы условия для проявления патриотизма.
Отдельной задачей патриотического воспитания называется формирование у граждан потребности в ведении здорового образа жизни, способности жить семейной жизнью и воспитывать большее количество детей.
В России уже действует государственная программа патриотического воспитания граждан, рассчитанная на период с 2016 по 2020 годы. Стоимость реализации программы в 2015 году оценивалась в 2 миллиарда рублей.
Патриотизм воспитывают на федеральном уровне на всероссийском молодёжном образовательном форуме, существовавшем в России по инициативе молодёжного движения «Наши» и Федерального агентства по делам молодёжи «Росмолодёжь» в период 2005—2014 годах на озере Селигер. Сейчас этот форум поменял место дислокации и название. С 2015 года он проводится во Владимирской области близ реки Клязьма, с новым названием «Территория смыслов».
О том, кого воспитывают на Селигере можно судить по Беате Бубенец, автору скандального документального фильма о батальоне Айдар «Полет пули». Не будем голословными и дадим слово Беате, которая на вопрос журналиста: «Были ли вам бойцы Айдара друзьями?», ответила- «Они мне на тот период были как семья. Я им доверяла, и они мне доверяли тоже, поэтому позволяли все снимать».
Уважение к национальным символам сегодня «демонстрируют» нейтральные олимпийские атлеты из России. Хотя что является национальным символом? Вот Сталин, к примеру, национальный символ. Поэтому комедию «Смерть Сталина» нужно запретить и сделали это очень быстро, не заморачиваясь опросом общественного мнения. «В условиях информационной войны мы должны начать жить по законам военного времени…»- заявила заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко, в своем выступлении, посвященном запрету фильма «Смерть Сталина».
А вот Святой страстотерпец Государь Николай Александрович, по-видимому символом не является, поэтому на петицию более миллиона россиян за запрет «Матильды» чиновники отвечают: «Ну и что что миллион против, в России еще 139 миллионов живет».
Кроме этого закон будет определять, что такое «патриотизм» и его отличия от «вредного и опасного явления- национализма». Как по мне, так я согласен со словами Великой княгини Марии Владимировны Романовой: «Здоровый национализм-вполне нормальное явление. Человеку свойственно любить членов своей семьи больше, чем чужих людей, и свой народ- больше, чем другие народы. Однако любовь к своему ни в коем случае не подразумевает ненависти к чужому. Наоборот, если мы сами способны любить, то мы с большим пониманием относимся к другим людям, которые, так же как мы, любят свое…»
Эксперты отнеслись к законодательной инициативе скептически. «На мой взгляд, законодательно определять понятие «патриотизм» не нужно, это делается в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. Кто-то хочет отличиться, попасть в ту или иную струю, быть замеченным, не более того», — сказал ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов.
По мнению Бызова, патриотизм — это понятие, в которое разные люди вкладывают разный смысл. «Бессмысленно делать его предметом какого-то юридического языка и делить людей на патриотов и не патриотов, поскольку, если патриотизм оказался в юридических документах, то к тебе отношение разное в зависимости от патриотизма или его отсутствия. Разделять людей по каким-то взглядам и идеологиям неправильно. Не хотел бы, чтобы тенденция раскола общества по взглядам людей была бы продолжена, тем более, что взгляды людей расплывчаты: под одним и тем же понятием могут принимать в разное время разные вещи», — пояснил он».
Подобный «патриотизм» мы уже проходили: например, одно время было патриотично быть неверующим, патриотично было писать доносы на соседей и сослуживцев, сейчас неверующим быть, напротив, непатриотично. А доносы? Доносы скоро снова войдут в моду. Только под другим соусом- патриотическим.
Что касается воспитания подрастающего поколения, то, по мнению эксперта, командой «сверху» патриотизм не привьешь. «В советские времена подросткам вдалбливали определенные догмы, говорили, что надо гордиться партией и государством. Прошло немного времени, и не стало ни коммунизма, ни партии. Молодежь очень чувствительна к любой фальши, и чем больше вы им будете вдалбливать, что надо быть патриотами, тем больше им будет хотеться быть не патриотами. Ничего, кроме обратного эффекта, подобное законодательство не даст», — резюмировал Бызов.
Автору этих строк на лекциях со студентами не раз доводилось беседовать о патриотизме и даже сформулировать общее определение: «Патриот, это тот, кто поддерживает Путина». Впрочем, это логично, ведь студенты которым 18-20 лет не помнят другого правителя. Зато они видят НОД, команду «За Путина» и прочих. Для них государство- это Путин. Очередной культ личности.
В последние несколько лет СМИ приучили большинство населения страны у тому, что нужно поддерживать правительство, создали культ Путина. Он знает, он ведёт. Все, кто против- враги и если что-то плохо, то это временные трудности и вообще бояре плохие, Путин хороший.
А если нет? Не бывает человек без ошибок. И мне как человеку свойственно иметь своё мнение, я оцениваю происходящее, анализирую в силу имеющейся информации и знаний, личного опыта. Мне далеко не все нравится. Поэтому не могу сказать, что я за. Поддерживаю ли я присоединение Крыма? Да. А вот создание буферной зоны в виде Донецкой и Луганской Народных Республик поддержать не могу. Стыдно могучей стране прятаться за спинами ребятишек, которых укропитеки изо всех калибров убивают. Референдум в Крыму мы признали, референдум в Новороссии повис в воздухе и пока он висит под ним уже море детской крови. И кровь эта не только на руках Порошенко и хунты, кровь эта на руках наших политиков. И этого я признать и принять не могу.
Эльдар Насыпов
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |