Каждый год зимой и ранней весной московские улицы и тротуары белеют не потому, что выпал белый пушистый снег, а потому что они покрылись тонким слоем соли. Очевидно, в ближайшие годы город превратится в соляные копи. Организаторы солевого нашествия своей реагентной обработкой насолили всем москвичам: и пешеходам, и автомобилистам, и уборщикам помещений, и домохозяйкам, и владельцам животных. Пешеходы заносят солевую грязь в подъезды домов, и грязные химические кристаллы оказываются на полу квартир и помещений, служебных, административных и многих других. В солевом химическом реагенте изнашивается преждевременно обувь, и это наносит не только материальный, но и моральный ущерб. Заносится агрессивная грязь и в общественный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи и вагоны метро. И всем видно, как они ржавеют. Кроме того, весь уличный транспорт выше окон покрывается химической грязью, которую очень трудно отмыть. А владельцы автомобилей, водители общественного транспорта и технические работники парков, автобусных, троллейбусных и трамвайных, вынуждены бороться с рукотворным нашествием, вспоминая недобрым словом пересоливших дороги. Ржавеет не только транспортная техника, но и металлические столбы на улицах и многие другие придорожные конструкции. И такое разрушение всем видно. И на этом оно не заканчивается – агрессивные химические воды, попадая в канализацию, разрушают сточные трубы. Её воздействие продолжается и дальше в очистных сооружениях. Разрушатся сточные трубы, и город в ближайшие годы неизбежно утонет в канализационных химических стоках.
Реагентная среда разрушает и асфальтовое покрытие дорог и тротуаров, хотя она и не вступает в химическую реакцию с ним, как это происходит при её воздействии на металлические объекты. Здесь механизм разрушительного воздействия не химический, а другой – физический: грязная солёная вода, попадая в микротрещины асфальта и расширяясь при замерзании, приводит к его растрескиванию и образованию выбоин при движении транспорта. И такое разрушение обуславливается вовсе не плохим качеством асфальта, как это часто объясняют непросвещённые заинтересованные лица, а агрессивном воздействием реагентной среды. Восстановить дорожное покрытие – процесс трудоёмкий, дорогостоящий и требующий больших материальных и финансовых затрат. Химические реагенты оказывают вредное воздействие и на живую городскую природу – погибают деревья и газонная растительность.
Обочины дорог и газоны покрываются снегом, перемешенным с химической грязью, и напоминают рукотворные грязные горы, которые пытаются покорить подневольные дворники, почти каждый день перелопачивая их. И совершается этот бесполезный труд не по их доброй воле, а по требованию начальства, не настолько просвещённого, чтобы осознать, что такая сизифова работа, никому не нужна, и особенно трудна, если грязевые горы, основательно промёрзнув, превратились в каменные глыбы.
Реагенты, какими они не были, жидкими, твёрдыми или гранулированными, содержат не менее половины хлорида натрия (всем известной поваренной соли), с добавлением хлористого калия, хлористого кальция и других химических соединений. Их агрессивные составляющие не только разрушают асфальт и металлические конструкции, но при взаимодействии с выхлопными автомобильными газами загрязняют нижний слой атмосферы. При этом при повышенном содержании химических составляющих в воздухе иногда образуется необычно серый туман с солёным привкусом. Всё это наносит вред здоровью человека при вдыхании загрязнённого воздуха.
Если бы организаторы соленого нашествия, засидевшиеся в своих кабинетах и из своих зашторенных лимузинов не видящие городских проблем, владели хотя бы школьными знаниями физики, химии и экономики, то рождённая ими рукотворная беда, захлестнувшая весь город, очевидно не случилась бы.
Можно винить дворников и других коммунальных работников, в том что они якобы нарушают технологию солевой обработки. Но разве можно их винить, если сама технология по своей сути порочная и ошибочная. Несколько лет назад, до изобретения химических смесей для обработки дорог, для которых придумали «инновационное» название антигололёдный реагент, город в зимний период не утопал в реагентной грязи, хотя и были сильные снегопады, и трескучие морозы, и снегоуборочной техники было гораздо меньше. Если возникала крайняя необходимость предотвратить гололёд, то посыпали дороги и тротуары песком только в тех местах, где это нужно, и город был чистым.
Организаторы реагентной стихии в своё оправдание могут сослаться на результаты лабораторных исследований, которые показывают при какой температуре начинает таить снег при воздействии реагента. Однако грош цена таким исследованиям, если они проводятся без учета материального ущерба, который наносится городскому хозяйству, горожанам и природе в целом.
Решить глобальную реагентную проблему можно очень просто без миллиардных затрат на покупку реагентов. В современном городе достаточно мощных транспортных снегоуборочных средств, чтобы убирать оперативно выпавший снег. Именно сухая уборка снега, а не химическая борьба со снегом, позволит сделать город чистым и экологически безопасным, каким он был совсем недавно. В городе большая армия дворников, которые во-время и добросовестно убирают снег во дворах и на тротуарах. Им совсем не нужны химические реагенты, которыми их заставляют посыпать везде и всюду и снимать смартфоном посыпанные территории и посылать их «начальникам», засидевшимся в своих кабинетах. Неужели разум и здравомыслие не победят, а реагентное нашествие, переполнив чашу терпения, превратится в многомиллионный соляной бунт?
С.Х. Карпенков
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |