Студенткой я подрабатывала в «Левада-центре». Нас делили по районам города. У каждой группы был куратор. В каждой группе должно было быть 15 человек. Деньги давали именно за работу 15 человек. Нас было двое — я с подругой. Деньги остальных 13-ти, как вы уже поняли, оставались в кармане куратора.
Выдвигались всегда рано утром — часов в 6-7. Должны были вечерами, но нас никто не спрашивал. Куратор довозила нас до района или города/поселка. Из багажника доставала пачку анкет. Отслюнявливала нам от 200 до 500 рублей и уезжала. Обратно добирались сами. В первый раз мы ходили вдвоем, сообща опрашивали. В итоге еле успели на последнюю электричку. Куратор наорала — сроки поджимали. И вообще, кричала она, вы должны успевать все сделать до обеда. А до семи привезти анкеты мне.
— А как мы успеем? Тут же по 100 вопросов, — обалдели мы.
Куратор подняла глаза к небу, смачно обматерила и объяснила, как это делается.
1. Главное — узнать ФИО.
2. Задать первым двум первые пять вопросов. По ним понятно, как будут отвечать люди на все остальные. На остальные вопросы ответить самим — на обратном пути успеть проставить все эти галочки.
3. Остальным людям задать 1-2 вопроса максимум.
4. Не разговаривать, время не тратить, на все их вопросы отвечать — «опрос для правительства». У нас там то ли бейджики были, то ли визитка, не помню точно. Никто никогда не просил показать. До сих пор этому удивляюсь. Мы же домой приходили. Все пенсионеры в морозы нам чай наливали, угощали. И ни разу не попросили документы.
Работала несколько месяцев. 98% опрошенных — пенсионеры. Люди 60+. Молодежь и люди среднего возраста: а) не открывали дверь; б) если вдруг открывали, увидев анкету наотрез отказывались и выгоняли. Ну вот реально, всего пару-тройку молодых семей опросила за все время. Только взрослые, только пенсионеры, только 60+. Вопросы есть по Сталину еще?
Вскоре мы наловчились — опрашивали быстро и нагло.
И всегда, все и всегда говорили — «девушка, напишите как правильно, а я подпишу».
Когда мы начали просить больше анкет — успеваем же — куратор взяла других девчонок. Львиную долю анкет заполняют эти училки дома. (Я знала трех кураторов и обе были школьными училками за 40 лет). Ориентир у них — первые два человека, которым они задали аж пять вопросов.
Когда впервые приносишь куратору домой свои 15-20 анкет и видишь все эти пачки, сложенные стопками по ее квартире, когда понимаешь степень обмана, становится жутко…
Делайте выводы.
Эльжбета Руммель, блогер
|