У «свядомых» антироссийских политических сил в Беларуси, как и у Жени Лукашина в «Иронии судьбы», есть давняя традиция — каждый год 25 марта они с друзьями ходят на «плошчу» отметить «провозглашение Белорусской народной республики» 25 марта 1918 года. Традиция у них такая!
Если вкратце, «БНР» — это что-то вроде петлюровской карикатурной «УНР», только у петлюровцев всё же был контроль над какой-то территорией, свои вооруженные силы, способные оказывать влияние на ход событий в гражданской войне, поддержка определенных слоёв населения и хоть какое-то международное признание (со стороны Центральных держав). У «БНР» не было ничего. На выборах в Учредительное собрание в ноябре 1917-го за Белорусскую социалистическую громаду (БСГ), партию, которая станет фактическим инициатором провозглашения «БНР» через 4 месяца, проголосовало лишь 0,3% избирателей в Минской, Могилёвской и неоккупированной части Виленской губерний, в Витебской она вообще не смогла выставить своего избирательного списка (См. Воробьев А.А. Выборы во Всероссийское учредительное собрание на территории Беларуси и соседних российских губерний. Могилев, 2010). Эта маргинальная политическая сила и приняла Третью уставную грамоту «БНР» 25 марта 1918 года, объявив об отделении от России в условиях немецкой оккупации. Правда, «независимость» эта понималась «дзеячамі БНР» по-своему — как переход под протекторат кайзеровской Германии. В тот же день «Рада БНР» послала телеграмму германскому императору Вильгельму II с благодарностью за «освобождение» и уверением, что «только под защитой Германской империи видит край свою хорошую долю в будущем».
Однако «прогиба» под одну Германию оказалось для деятелей «БНР» маловато, и 3 июня 1918 года делегация «правительства» фейковой республики обращается к австро-венгерскому императору, видя в нём «покровителя» (то есть протектора) и говоря о том, что «Белоруссия всегда смотрела и смотрит на Австрию как на Великую Славянскую Монархию». При этом самозваные «радетели за народ» соглашались на передачу исконных белорусских земель — Полесья, Гомельщины, Брестчины — в пользу Украины.
После поражения Центральных держав в Первой мировой «дзеячы БНР» встали на сторону Польши в советско-польской войне, впоследствии часть решила перейти под крыло Литвы (отметим, что оба государства претендовали на захват белорусской этнической территории — Польша лелеяла мечты о захвате всей Беларуси, Литва претендовала на Гродно, Лиду, Сморгонь, Ошмяны, Молодечно).
Казалось бы, что здесь праздновать? Провозглашение отделения Беларуси от России и попытку установления над белорусскими землями германского протектората? Совершенно нелегитимный акт кучки маргиналов, которых поддерживало 0,3% населения? Конечно, антироссийским политическим силам в Беларуси совершенно наплевать на исторические факты, потому что они изобретают свою историческую мифологию с «вековечной борьбой за независимость против Москвы», формируют культ жертвы, пытаются использовать историю для развязывания российско-белорусского конфликта, копируя опыт Украины (киевские власти сразу же после распада СССР фактически канонизировали петлюровцев, что логично привело к последующей канонизации бандеровцев). Важный элемент внедрения в общественное сознание этой мифологии — массовые мероприятия, главным из которых является «День воли» 25 марта.
В этом году самым неожиданным гостем «Дня воли» стал председатель Синодального информационного отдела Белорусского Экзархата Русской православной церкви протоиерей Сергий Лепин.
Перманентная антиправославная пропаганда «свядомых» уже давно никого не удивляет. Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви — одна из главных мишеней всех политических сил, которые хотят оторвать Беларусь от России. И именно эти силы, радикально прозападные, антироссийские и антиправославные, организовывали митинг 25 марта 2018 года, а именно:
- Белорусский народный фронт (БНФ), выставляющий кандидатами в депутаты «священников» автокефальной БАПЦ, в которой «молятся на родном белорусском языке, а не на москальском». К слову, заместитель главы БНФ Игорь Ляльков считает, что «праваслаўная царква, якая падпарадкоўваецца Маскоўскаму патрыярхату» — один из столпов «оккупации» Беларуси Русским миром.
- Объединенная гражданская партия (ОГП), чей молодежный лидер Алексей Кириенко считает Церковь «идеологическим рупором Кремля», а Белорусский Экзархат, соответственно, его «филиалом», предлагая отделиться от Московского Патриархата. Сайт ОГП напичкан низкопробной пропагандой с заголовками вроде «Удачный бизнес под прикрытием веры», «Митрополит в нагрузку» и так далее.
- Движение «За свободу», инициировавшее «Год Каліноўскага» в честь польского повстанца-радикала 1863-1864 гг., который в своей революционной пропаганде называл Православие «схизмой» и призывал переходить в униатство — «праўдзівую веру дзядоў і прадзедаў».
- Белорусская социал-демократическая партия (Громада) — организация, чей сайт пестрит статьями с желчью в отношении Православной Церкви: «Неславная дата: 70 лет назад Русская православная церковь перешла под контроль ГБ», «Почему украинцы выбирают митрополита, а белорусам присылают из России», «К событиям в «скрепоносной», «»Рашагейт» и очередной скандал в РПЦ» и т.д.
Информационную поддержку «Дню воли» оказывали ресурсы вроде «Нашей Нивы», БелСат ТВ, «Радыё Свабода», «1863х» и другие — на них вообще клейма ставить негде. По степени разжигания русофобии и антиправославных настроений им нет равных в Беларуси (просто в качестве характерного примера те, кому интересно, могут почитать, как топорно и тупо они пытаются разжечь межконфессиональный конфликт в нашей стране).
И вот на сцене «Дня воли» появился официальный представитель Белорусского Экзархата РПЦ, столь ненавидимого всеми участниками сборища. Появился и… поддержал собравшихся! По словам Лепина, «сто лет назад белорусы предприняли попытку создания своего первого национального государства», а «руководители БНР своими инициативами боролись против оккупантов». Возникает вопрос: кого представитель Русской Церкви считает «оккупантами»? Германии и Австро-Венгрии БНРовцы служили, Польше служили, Литве служили, ни одно вооруженное подразделение «БНР» с поляками, немцами или литовцами не сражалось — боролись только с Россией, причём в составе иностранных армий. Выходит, для Сергея Лепина оккупантами являются русские.
«У истоков БНР стояли энтузиасты, стремившиеся к возрождению белорусской истории и культуры», — продолжает Лепин. Интересно, считает ли он «возрождением белорусской культуры» проект братьев Луцкевичей, «отцов белорусского национализма» и инициаторов провозглашения «БНР», по восстановлению унии? Или призывы «Нашей нивы», идейной предтечи «БНР», создать «национальную церковь», отдельную от «московской»?
Закончил своё выступление Лепин лозунгом «Жыве Беларусь!» — традиционным для белорусских националистов (аналог «Слава Украине!»).
Такой сюрреализм, конечно же, не оставил равнодушным людей, которые преданы идеалам единства России и Беларуси, нераздельности БПЦ и Московского Патриархата. Крупнейшее белорусское патриотическое сообщество «Мы патриоты Белой Руси» опубликовало эмоциональный пост, осуждающий такое поведение верхов Белорусского Экзархата, по сути предательство Церкви. Наш постоянный автор Кирилл Аверьянов-Минский решил поинтересоваться у самого Сергея Лепина, чем вызвано решение протоиерея посетить «День воли» и произнести со сцены поздравительную речь. Ответы пресс-секретаря БПЦ были присланы Кириллом на почту ТЕЛЕСКОПа с просьбой опубликовать и прокомментировать их. Действительно, «пастырские наставления» Лепина раскрывают его с новой стороны — совершенно неприемлемой для служителя Русской Православной Церкви.
Во-первых, сразу бросается в глаза фразеология Лепина. «Мы патриоты Белой Руси», в целом провластное сообщество, которое отстаивает идею построения суверенного белорусского государства на основе общерусской идеологии (единстве русских — восточных славян) — «русские нацики». Надо было для полноты картины назвать их «черносотенцами». То, что «русскими нациками» (членами «Союза русского народа») являлись святой праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Патриарх Тихон (Беллавин), священномученик протоиерей Иоанн Восторгов, священномученик епископ Макарий (Гневушев) и многие другие, тоже возмущает «служителя культа»? Заметим, что собравшиеся возле Оперного театра «белорусскими нациками» не называются — видимо, Лепин считает «истинными патриотами» ненавистников России и РПЦ.
Во-вторых, пресс-секретарь БПЦ прибегает к подмене понятий — приводит мнение маргинальной, практически никому неизвестной группы «социал-революционного анархистского направления «Прамень» и представляет это как голос «противоположного вида нациков». Куда же подевались БНФ, ОГП, БСДП(Г), Движение «За свободу» — организаторы «Дня воли», выдавшие ему такой красивый бейджик? Они, построившие свою политическую программу на антироссийской и проевропейской риторике, для Лепина не «нацики»?
То, что благословление на участие в русофобском мероприятии дал митрополит Павел — это уже дело, которое должны рассматривать в Московской Патриархии (в свою очередь мы постараемся донести до неё эти вопиющие факты).
Как видим, оценка «БНР» Лепиным строится на одном довольно позднем мемориале на имя Патриарха Тихона. Телеграммы кайзеру Вильгельму, австро-венгерскому монарху, прямое политическое и военное сотрудничество с немецкими, польскими и литовскими оккупантами в борьбе против России как будто не замечается «бел-чырвона-белым» протоиереем. С таким же успехом можно назвать деятелей «БНР» «русскими нациками», ссылаясь на их меморандум 1918 года Верховному главнокомандующему Добровольческой армии генералу М.В. Алексееву, одному из лидеров Белого движения, где посланник «БНР» называет белорусов «коренной ветвью русского народа», говорит про вынужденную и тактическую «незалежнасьць» и призывает «победные стяги с гор Кубани, степей Дона в леса родной нам Белоруссии».
Оправдания по поводу лозунга «Жыве Беларусь!» и вовсе выводят Лепина на чистую воду. Этот лозунг принадлежит конкретной идеологии — белорусскому национализму, как «Слава Украине!» — украинскому. Видеть здесь «восхваление своей родной страны» и не видеть политического контекста, в который встроена эта фраза, может либо слепой, либо непосредственно носитель этой идеологии. Свастика, как известно, появилась ещё в эпоху палеолита за тысячи лет до прихода нацистов к власти в Германии, но используют свастику неонацисты. Тоже ведь могут сказать: «использовалась до ВОВ», «посмотрите на флаг Ингушетии». Только станут ли они от этого меньшими неонацистами? Сомневаюсь.
Сказав в шутку «Deutschland über alles!» в присутствии немцев, Вы вряд ли получите одобрительную реакцию. И не получится прикинуться Лепиным («А что тут такого? «Германия превыше всего!» Это же патриотизм! Стих вообще за 100 лет до нацистов написали!»).
Крайне занимательно посмотреть на то, как Лепин осуждает участие Церкви в «сборищах русских нациков» и при этом участвует в сборище белорусских нациков, не видя в этом ничего зазорного. Вот он осуждает Всеволода Чаплина за выступление на Русском марше в Москве:
«Ребята, я что-то пропустил, видать… А что в Москве уже разрешили духовенству ходить на политические митинги и заниматься уличной агитацией с броневика? Вот гляжу на о. Всеволода Чаплина, вещающего на сборище российских «правосеков», и диву даюсь…
Нет, я понимаю, что Господь «Находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет. 3:19), а сама по себе проповедь в некоторых своих аспектах и есть сошествие во ад в след за Христом. Но тут батюшка проповедует явно не о Воскресении — он не спустился в эту «темницу», а сам просто в ней находится. Тут другой случай!»
Поразительно! Как будто Лепин в точности описал самого себя на «Дне воли»!
Участники российского НОДа, приехавшие в Минск с автопробегом и желавшие провести молебен в минском храме, со слов Лепина «занимаются неоднозначной политической деятельностью» и «не признают самостоятельности нашего государства», а сам НОД — «незарегистрированная иностранная организация». В то же время Лепин выступает на «Дне воли» (организаторы которого занимаются «однозначной политической деятельностью») со сцены вместе с такими радетелями за самостоятельность Беларуси, как посол Великобритании Гибб, лидер литовских националистов Ландсбергис, глава польских либералов, экс-министр иностранных дел и автор мема про «украинцев, освобождавших Освенцим» Схетына (иностранные политики выступили с видеообращениями).
Что мы имеем в итоге? А имеем мы самого настоящего «свядомага» антирусского двуликий Януса в верхах Белорусского Экзархата РПЦ, причём, весьма активного (не думаю, что сам митрополит Павел был инициатором поддержки «Дня воли»). Если сегодня Патриархия не обратит внимание на таких персонажей, то в будущем мы можем получить нового Филарета Денисенку в лице какого-нибудь Сергея Лепина.
Дмитрий Кондрушенко