Четыре года назад произошло страшное. 2 мая 2014 года стало той датой, когда с пугающей очевидностью стало ясно, что миру никогда не быть прежним. Пройдена точка невозврата. Жизнь разделилась на до и после. В XXI веке, в сердце «столицы смеха и юмора» - городе-герое Одессе опьяненная русофобскими лозунгами уличная толпа сожгла заживо десятки людей, которые не были согласны с государственным переворотом на Украине и хотели, чтобы к их мнению прислушались.
За четыре года об этой трагедии сказано все. Произнесены клятвы мести и проклятья убийцам. Ежегодно в эфире федеральных каналов говорится о справедливом возмездии, которое обязательно будет.
Однако сегодняшняя реальность совсем не вселяет надежды, что эти пожелания когда-нибудь осуществятся. Сегодняшняя реальность – это реальность преступлений без наказания. Реальность торжества зла, когда убийцы возводятся в статус героев, а чудом уцелевшие в пожаре в Доме Профсоюзов сидят на скамье подсудимых.
Спустя четыре года происходят и другие процессы. Не только на Украине, но и в России. Носители правды, за которую стояли люди в разгромленном палаточном лагере на Куликовом поле, на подконтрольных Киеву территориях сегодня жестоко преследуются. Многие посажены за решетку. Еще больше противников послемайданной киевской власти вынуждены уехать в Россию, где далеко не всегда находят понимание и поддержку. Известно примеры, когда бывших активных участников Русской весны и воевавших на стороне ополчения в ходе конфликта в Донбассе, выдворяли обратно на Украину, где их ждали допросы в СБУ, пытки и тюремные сроки. Перемены происходят и в общественном сознании россиян. Если в 2014 и 2015 годах многие горели идеями, людей переполняли ярость и праведный гнев, а вокруг стел Одессы на аллеях городов-героев сооружались стихийные мемориалы, то уже в 2016 году акции памяти становятся все более скромными. Федеральные каналы освещают события на Украине как что-то далекое, происходящее на другом конце мира. Сообщая об очередной выходке украинских национал-радикалов или об очередном задержании противников киевской власти, ведущие российские СМИ изображают это как внутреннюю разборку между украинцами, а не как целенаправленную политику дерусификации.
Камуфлируется и сущность Одесской трагедии. Она не была расправой сторонников Евромайдана над антимайдановцами.
Трагедия 2 мая 2014 года – выраженный акт массового террора и этнической «чистки». Людей уничтожали не только за то, что они посмели не согласиться с идеями евроинтеграции и радикальным национализмом. Следовало подавить развитие русского движения, преподать остальным регионам несостоявшейся Новороссии чудовищный и кровавый урок.
Те, кто сжигал людей в Доме Профсоюзов, те, кто забивал их железными прутьями, цепями и битами, не только не раскаиваются в содеянном, но всячески этим гордятся. Многие из них впоследствии приумножили собственный палаческий опыт, отправившись убивать «сепаратистов» в Донбасс. Сегодня эти кадры глорифицированы украинской властью и СМИ, на их примере воспитывают грядущие поколения.
К сожалению, такова сегодняшняя реальность. И пусть в день Одесской трагедии по-прежнему проходят акции памяти, на которых звучат призывы к праведной мести, сегодня очевидно, что это преступление останется безнаказанным. Даже если на Украине и сменится власть, или произойдут какие-то иные перемены, при которых станет возможным более-менее объективное расследование обстоятельств трагедии, ее виновники, вероятнее всего, не будут привлечены к ответственности. В самом лучшем случае – на скамье подсудимых окажутся самые одиозные лица. Однако не понесут наказания ни полицейские, ни пожарные, ни диспетчеры службы спасения, которые преступно бездействовали, игнорируя призывы о помощи.
Поэтому четвертую годовщину Одесской трагедии пишущий эти строки встретил преисполненный особенной скорбью. Мысли то и дело возвращались в тот страшный день. Одесса не является для меня чужим городом. В 2005 году здесь я сдавал госэкзамены и защищал диплом. Здесь живут некоторые мои знакомые, читатели и подписчики. От одного из них, активного участника Русской весны и члена Одесской дружины, четыре года назад я узнал все подробности противостояния на Греческой улице, ставшего кровавым прологом к трагедии. Подобно большинству севастопольцев и крымчан, в тот день я испытал состояние шока. Стало понятно, что ничего уже не будет как прежде.
Новая реальность ворвалась в нашу жизнь в феврале 2014-го и продолжается до сих пор. В этой реальности – трудности переходного времени и многочисленные социальные проблемы. Но в ней же – колоссальный подъем национального духа, который проявился после Русской весны. Именно после Одесской трагедии многие, в том числе, жители Севастополя, поехали добровольцами в Донбасс и приняли участие в боевых действиях на стороне провозглашенных республик. Другие старались оказать помощь первым, собирая гуманитарные конвои, жертвуя на нужды ополчения, размещая и пытаясь трудоустроить беженцев.
Но постепенно этот подъем перестал быть всеобщим. Сегодня немало жителей Крыма и Севастополя (из тех, что уверены в своей безопасности) регулярно выезжают на территорию Украины. Не для того, чтобы проведать родственников или решить какие-то деловые вопросы. Немало людей едет за дешевым товаром и различными материальными благами, тем самым инвестируя в экономику государства, которое развязало войну против собственных граждан и не скрывает своих преступных намерений.
Горение идеями сменяется обывательщиной. Для этих людей по большому счету без разницы, какие развеваются флаги на крышах административных зданий, и кто находится у власти. Все что их интересует – это чистое потребление. Но есть и другие люди. Те, кто поверил в Русскую Реконкисту. Те, кто заявил о своем выборе и проявил гражданское мужество. Кто-то взял в руки оружие, кто-то отринул прежние заблуждения, догмы – и твердо принял сторону правды. Эти люди становятся все более чуждыми в изменчивом мире. Но все-таки они есть и способны заявить о себе.
Акция памяти в честь четвертой годовщины Одесской трагедии, которая проходила в Севастополе 2 мая 2018 года, состоялась на аллее городов-героев возле Правительства Севастополя и началась в 10 часов утра. В отличие от аналогичных мероприятий, которые проходили в предыдущие годы, в ней приняло участие мало горожан. Проведение акции никак не анонсировалось. Скромным было и освещение в местных СМИ.
Среди пришедших на аллею городов-героев к стеле Одессы были представители ветеранских организаций, комсомольцы, и просто неравнодушные люди. Участники акции памяти держали в руках портреты погибших в Доме Профсоюзов. Стенд с фотографиями одесситов, павших от рук радикалов, был установлен возле памятника. После завершения акции пришедшие почтить память мучеников возложили цветы к подножию стелы и зажгли свечи.
Помнить о произошедшей трагедии, ни на минуту не забывать о ней – это единственное, что остается сегодня.
В этой реальности торжества зла голос правды заставили замолчать.
Д.В. Соколов
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |