Книгу можно приобрести на портале журнала
«Голос Эпохи» www.golos-epohi.ru
В.Г. Чичерюкин-Мейнгардт. Кому наследует РФ. На путях исторического мародёрства (1)
Новый этап исторического мародёрства стимулировала начавшаяся 22 июня 1941 г. война между гитлеровской Германией и сталинским Советским Союзом. Нельзя забывать, что в 1941 г. советский человек, или «Homo soveticus» ещё не возобладал на территории бывшей Российской империи. Примерно треть населения составляли те, кто хорошо помнил Россию и, сравнивая с антиРоссией-СССР, зачастую приходили к весьма неоднозначным выводам.
Многие жители Украины, русские на Северо-Западе, жители Крыма, казаки Юга России, помнили о том, что приход германских и австро – венгерских войск весной 1918 г. положил конец правлению большевиков и способствовал восстановлению элементарного порядка. Неудивительно, что многие люди ждали прихода немцев, веря в то, что на своих штыках германский Вермахт принесёт долгожданное избавление от советской власти.
Увы, русским людям и россиянам было не ведомо, что в 1941 г. на русскую землю вступили другие немцы, нежели в 1918 г. И виной тому была преступная национал – социалистическая идеология.
В этих условиях советский диктатор Сталин прибег к ещё более агрессивному историческому мародерству, хватаясь за него, как утопающий хватается за соломинку.
Войну в защиту советского режима он назвал войной в защиту Отечества. Тем самым, он отрёкся как Иуда от своих же большевицких постулатов, гласивших о том, что у пролетариев нет Отечества. Оказывается у германских пролетариев – духовных внуков и сыновей К. Маркса и Ф. Энгельса, братьев по классу Э. Тельмана и К. Цеткин, есть Отечество, и называется оно тысячелетний Германский Рейх. Есть Отечество и у братьев по классу А. Грамши и П. Тольятти. Оно называется Великая Италия.
Зато в сознании советских граждан советская пропаганда постаралась сохранить негативное, в целом, отношение ко Второй Отечественной войне 1914 г., закрепив за ней название первая мировая империалистическая. Ведь не последовательно получается. В войну 1914–1918 гг. большевики – ленинцы призывают добиваться поражения России в Отечественной войне, а спустя чуть больше двадцать лет призывают к защите Отечества. При этом красные знамена советских воинских частей украшает девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Самый яркий пример исторического мародерства, это речь Сталина, произнесенная им с трибуны мавзолея Ленина на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г. Так, по крайней мере, гласит официальная советская версия.
Обращаясь к военнослужащим РККА, ополченцам, командирам и политработникам, советский диктатор говорил о том, чтобы их вдохновляли на ратные подвиги образы великих предков, проще говоря, царей и царских слуг, чьи памятники практически повсеместно были к тому времени уничтожены на территории Советского Союза.
Следуя элементарной логике, Сталин должен был назвать в качестве вдохновляющих образов защитникам первого в мире государства рабочих и крестьян имена создателей Красной армии Ленина и Троцкого, первых главкомов РККА И.И. Вацетиса и С.С. Каменева. Но Сталин по вполне понятным причинам не мог назвать в этой речи своего злейшего врага «Иудушку Льва Троцкого». По этим же причинам он не назвал советских военачальников – Вацетиса и Каменева. Первый был расстрелян в 1938 г., а второй, умерший в 1936 г., был посмертно разоблачен и фигурировал в деле о «военно – фашистской банде Тухачевского» в 1937 г.
Наверняка, среди участников и гостей парада были те, кто участвовал или был зрителем военных парадов, которые поводились на этой же самой Красной площади двадцатью годами раньше. Парад принимал председатель РВС республики Л.Д. Троцкий. Командовал парадом старый большевик Н.И. Муралов. Это о нём в годы Гражданской войны красноармейцы пели, вероятно, на мотив солдатского «Журавля»:
Нам не нужно генералов,
У нас есть солдат Муралов.
В те годы Муралов был крупным советским военачальником.
Бывшего командующего Московского военного округа Муралова расстреляли по приговору первого московского судебного процесса состоявшегося здесь же, в Москве, в августе 1936 г.
Сталин в своей речи 7 ноября 1941 г. в положительном контексте назвал имена не вождей мирового пролетариата, а, как уже говорилось выше, целую плеяду имён эксплуататоров трудового народа – князей Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, царских слуг – полководцев генералиссимуса А.В. Суворова и генерал – фельдмаршала М.И. Кутузова. И лишь в самом конце своей знаменитой речи, Сталин упомянул вождя мирового пролетариата великого Ленина.
Интересно отметить, что в послевоенные годы, Сталин ни разу в годовщину Октябрьской революции не вспоминал ни князей, ни царских генералов. Не вспоминали их и его наследники – Н.С. Хрущов, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачев. Все они прекрасно понимали, что к Октябрьской революции они никакого отношения не имели. Более того, они созидали Русское государство, а большевики, во главе с Лениным и его учениками, постарались разрушить до основания.
В 1943 г. Сталин распустил Коминтерн и ввёл погоны дореволюционного образца в Красной армии. А незадолго до войны, ввёл персональные воинские звания, совсем как в старорежимной царской армии и флоте – капитан, мичман, полковник, капитан 1-го ранга, генерал-майор, контр – адмирал, маршал.
Однако, что касается Коминтерна, то уже считанные годы спустя после войны было создано Информационное бюро коммунистических партий, выполнявшее сходные функции по координации мирового коммунистического движения, что и Коминтерн.
Что же касается погон, то интересно было бы узнать, с какими чувствами их вновь надели бывшие чины Русской армии? Причем не нижние чины – Жуков, Конев, Рокоссовский, Еременко, Тимошенко, Черевиченко, Горбатов, Болдин, а те, кто носил обер или даже штаб – офицерские погоны. Например, Толбухин, Рейтер, Василевский, Верёвкин-Рахальский, Шапошников, Галлер, Вальден, Колчигин. Или бывшие генералы – Новицкий, Бонч-Бруевич, Самойло, бывший граф Игнатьев. Как они себя чувствовали в офицерских кителях «старорежимного» образца и со «старорежимными» погонами? С теми самыми, которые они вольно или невольно сняли в конце 1917 г.
И как себя чувствовали участники солдатских и матросских самосудов 1917 г., избивавших и убивавших офицеров за отказ снять погоны? Или ветераны Гражданской войны, вырезавшие погоны на плечах русских офицеров во времена красного террора?
Не редко можно встретить ссылку на слова бывшего генерал – лейтенанта ВСЮР Н.Н. Шиллинга, проживавшего в эмиграции в Праге. Весной 1945 г. он остался в городе. Вскоре был арестован советскими чекистами из СМЕРШа и доставлен в комендатуру.
Там состоялся примечательный диалог:
«Вы – бывший заместитель генерала Деникина?
– Да, я.
– Скажите, генерал, что вы почувствовали, увидев наши войска на улицах Праги?
– Увидел генералов и офицеров с золотыми погонами, солдат, по форме одетых перекрестился и подумал – стоит Россия!»(8)
Убедившись в том, что генерал тяжело болен, довольно скоро его отпустили домой. Спустя несколько месяцев генерал Шиллинг скончался в Праге и был похоронен на Ольшанском кладбище.
Вполне очевидно, что многих русских белых эмигрантов, включая ветеранов Гражданской войны, ввело в заблуждение «лживое золото» советских погон.
Но не всех. Далеко не всех.
Совсем другой диалог состоялся по поводу погон у советских чекистов с генералом от кавалерии, атаманом Всевеликого войска Донского П.Н. Красновым.
«А вот и сам белобандитский атаман в наших погонах. И не снял их, скряга! – так встретили Петра Николаевича офицеры советской госбезопасности.
Пётр Николаевич остановился и, несмотря на свой преклонный возраст выпрямился и, посмотрев прямо в глаза говорившему ответил:
– Не в ваших, ибо, насколько я помню, вы эти погоны вырезывали на плечах офицеров Добровольческой армии, – погоны, которые я ношу, даны мне государем, и я считаю за честь их носить. Я ими горжусь! И снимать их не намерен. Это вы можете сперва сдирать погоны, а потом их снова надевать! У нас это так не принято делать!
– У кого это у «нас»? А? – последовал наглый вопрос.
– У нас, у русских людей, считающих себя русскими офицерами!
– А мы же кто?
– Вот это и я хотел бы знать! Да только вижу, что не русские. Ибо русский офицер не задал бы никогда такого вопроса, как вы мне только что задали!
– Офицеры НКВД замолчали, не зная, что отвечать».(9)
Кстати, судивший генерала Краснова и его соратников В.В. Ульрих в 1917 г. носил погоны русского офицера-поручика. И слова старого атамана к Ульриху можно отнести на все 100 %.
По инициативе Сталина в годы войны было распущено «Общество воинствующих безбожников», которое проводило на территории СССР «безбожные пятилетки» в довоенные годы. Активисты этого общества соревновались, кто больше закроет и разрушит церквей, костелов, мечетей, синагог, подведет под арест священнослужителей и мирян. К этим мероприятиям широко привлекали комсомольцев и пионеров. Сталин эту «лавочку» закрыл.
Теперь национал – большевицкие публицисты ставят ему это деяние в заслугу – Сталин ещё раз продемонстрировал всем, что он не троцкист, а «великий русский патриот государственник» и не атеист, а верующий в Бога христианин. Однако при этом они делают вид, что им не известно о том, что когда воинствующий безбожник № 1 Емельян Ярославский, он же Губельман, умер в Москве, то его прах был захоронен у Кремлёвской стены, на красном погосте. Сталин не только с почестями проводил в последний путь своего многолетнего товарища и соратника, но и помогал нести его гроб. После смерти имя Ярославского было включено в пантеон советских героев, «борцов за народное дело». И в отличие от покойного командарма 1-го ранга Каменева, Ярославский не подвергся посмертному разоблачению как «враг народа».
То же можно сказать и о Розалии Залкинд (Землячке), которая повинна в гибели массы людей, убитых в Крыму зимой 1920/1921 гг. тройкой красных диктаторов, в которую входили Бела Кун, Юрий Пятаков и Розалия Землячка. В её похоронах так же участвовал Сталин.
Ведь не секрет, что на территориях СССР оккупированных германскими войсками и войсками их союзников, не возбранялось открывать храмы, в первую очередь православные, а уцелевшим священнослужителям исполнять свой пастырский долг, духовно окормлять паству. Причем не только мирных жителей, но советских военнопленных, которые содержались в нечеловеческих условиях, особенно в первые месяцы войны. Помощь оказывали не только духовную, но и по мере сил материальную.
При немцах на оккупированных территориях СССР в школах вводились уроки закона Божия. В начале нового века власти РФ дозрели до того, что бы в школах разрешить если не уроки закона Божия, то преподавание «Основ православной культуры» или чего – то в таком роде.
С этой новой реальностью пришлось считаться советскому диктатору. Церкви, открытые при немцах, повторно не закрывали. Не закрывали православные церкви в Прибалтике и уж тем более в странах Восточной Европы. В этом отношении показательна судьба кафедрального собора старинного русского города Смоленска. До войны в нём работал местный атеистический музей. Главным экспонатом был маятник Фуко. Так же как и в музее атеизма в Ленинграде, расположенном в Казанском соборе, который был памятником победы над Наполеоном, маятник Фуко должен был посетителям демонстрировать процесс вращения планеты Земля вокруг собственной оси.
При немцах в Смоленске в кафедральном соборе службы возобновились. Продолжались они и при советском режиме. Будучи первый раз в Смоленске осенью 1983 г., я посетил этот собор.
Отдельного рассказа заслуживает деятельность Псковской духовной миссии на оккупированной немцами Псковщине в 1941–1944 гг.
Следуя элементарной логике, Сталину следовало бы вместо орденов и медалей носящих имена царских слуг – полководцев князя А.В. Суворова, князя М.И Кутузова, флотоводцев Ф.И. Ушакова и П.С. Нахимова, учредить ордена и медали М.А. Муравьева, С.Д. Павлова, М.В. Фрунзе и Ф.Ф. Раскольникова.
Великая Отечественная война закончилась, но её инерция видимо, была столь велика, что советский кинематограф продолжил съёмки целой плеяды исторических кинофильмов, посвящённых персонажам русской истории. Вот здесь советское историческое мародёрство проявилось во всей «красе».
Ещё в 1943 г. в СССР был снят и вышел на экраны художественный фильм «Кутузов». Но в титрах не фигурирует упоминание о том, что в боях за Каховский плацдарм советские артиллеристы сожгли русский танк «Кутузов». Нельзя, ведь теперь царский генерал – фельдмаршал князь М.И. Голенищев-Кутузов-Смоленский, в стране победившего пролетариата – в СССР национальный герой! Не вспоминают и о том, что памятник его ближайшего сподвижника генерала князя П.И. Багратиона, на Бородинском поле был взорван в 1929 г. Не вспоминают в СССР в те годы о том, сколько потомков и родственников прославленного русского полководца стали жертвами советских репрессий. Выше называлось имя сестры милосердия Голенищевой-Кутузовой, расстрелянной в Петрограде по «делу» Таганцеской организации.
В 1931 г. по постановлению «тройки» ОГПУ был расстрелян В.И. Голенищев-Кутузов, бывший предводитель дворянства Торопецкого уезда Тверской губернии.(10)
1946 г. Закончены съёмки и на советские киноэкраны выходит цветная кинокартина «Сказание о земле сибирской». Сюжет взят из послевоенной советской действительности. Но в него «вкраплена» «живая картина», на которой статисты в исторических костюмах воспроизводят один к одному знаменитую картину Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». В контексте фильма покорение Сибири легендарным казацким атаманом Ермаком Тимофеевичем рассматривается как деяние, безусловно, положительное. Или, как писали в советских учебниках, прогрессивное. Но наверняка в 1946 г. среди советских кинозрителей были ветераны Гражданской войны, участники жестоких боев на Каховском плацдарме 1920 г. и глядя на «живую картину» на экране, где загримированный актёр изображал Ермака, им вспоминалась танковая атака русских танков на позиции советских войск и команда -
– По «Ермаку» – огонь! Есть попадание! Ура!
Интересно было бы узнать, с какими чувствами этот фильм смотрел прославленный советский военачальник А.Л. Говоров? В тех памятных боях за Каховский плацдарм со стороны Русской армии участвовали в атаках на позиции советских войск танки «За Русь святую!», «Ермак», «Кутузов», «Скобелев», «Суворов».
1946 г. На киноэкраны СССР выходит новый художественный фильм – «Адмирал Нахимов». Среди его зрителей могли оказаться уцелевшие во время сталинских чисток легендарные красные матросы, черноморцы и балтийцы, «краса и гордость революции», «грозные альбатросы революции» и т. д.
Дерзну предположить, что у них такой «шедевр», где царский адмирал – безусловно, положительный герой, мог вызвать шок. Достаточно вспомнить некоторые факты их биографий.
Мокроусов А.В. (1887–1959). Служил на Балтийском флоте в 1908–1912 гг. Матрос. Дезертировал. Несколько лет скрывался за границей. В Россию вернулся в 1917 г. при Временном правительстве. В том же году укреплял советскую власть в Севастополе, а в октябре принимал участие в вооруженном восстании в Петрограде. В последующие месяцы воевал против белых в Крыму, на Украине, на Дону, командуя отрядами красных матросов. Один из таких отрядов занял без боя в начале 1918 г. Новочеркасск, столицу Области войска Донского. Ими был расстрелян атаман войска Донского генерал-майор А.М.Назаров. По легенде, атаман сам скомандовал своим палачам -
Раз, два, три! Сволочь, пли!
Мокроусов в 1918–1920 гг. служил в РККА. В 1920 г. был переправлен морем в Крым, где занялся формированием красных партизанских отрядов.
Мальков П.Д. (1887–1965). Служил на Балтийском флоте с 1910 г. Матрос. В феврале 1917 г. проходил службу в Гельсингфорсе. Осенью 1917 г. комендант Смольного – штаба революции. В 1918–1920 гг. комендант Московского Кремля. Лично расстреливал арестованных во время красного террора.
Федоренко И.Я (1896–1947). Призван во флот в 1915 г. Матрос Черноморского флота. Участник Великой войны. В мае 1918 г. вступил в РККА. Участник Гражданской войны. Орденоносец. Маршал бронетанковых войск.
Ховрин Н.А. (1891–1972). На флоте с 1912 г. Матрос. Участник Февральской революции в Петрограде. Участник вооружённого восстания в Петрограде в октябре 1917 г. Командовал отрядом балтийских матросов, посланных из Петрограда на помощь Московскому ВРК во время московской «кровавой недели». Участвовал в боях на Украине в годы Гражданской войны.
Вишневский В.В. (1900–1951). В Великую войну 1914 г. сбежал из дому на фронт, стал сыном полка. В 1918–1919 гг. – боец 1-го морского берегового отряда, пулеметчик на судах красной Волжской военной флотилии. В 1919–1920 гг. – пулеметчик на красном бронепоезде. После Гражданской войны – политработник на Балтийском и Черноморском флотах. Несомненно, рассказы сослуживцев – матросов послужили благодатной основой для его пьес, рассказов, киносценариев.
Возможно, что в 1946 г. были живы участники боев за Ростов – на – Дону в конце 1917 г. черноморские матросы Драчук, Волик, Ракитский, Бугаенко, Ларионов
И вот теперь на киноэкране фигурирует, несомненно, положительный герой и патриот царский адмирал П.С. Нахимов! Дожили!
Помимо вышеназванных моряков, в СССР тогда ещё были живы тысячи бывших матросов, проходивших в 1917 г. службу на судах, или в береговых частях Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской и Сибирской флотилий, флотилии Северного Ледовитого океана. Они не оставили такого яркого следа в истории, как вышеназванные персонажи. Об их подвигах в революцию и в годы Гражданской войны помнили только их родные и близкие. Но, наверняка, большинство из них смотрели киноленту «Адмирал Нахимов», испытывая, по крайней мере, двойственное чувство.
И ещё. Советская историческая наука рассматривала в качестве предшественников партии нового типа – партии большевиков – ленинцев, декабристов и А.И. Герцена. Русский политический эмигрант Герцен, проживая на Британских островах, во время Крымской войны 1853–1856 гг. пытался распространять среди русских военнопленных литературу пораженческого толка. Его опыт, очевидно, пригодился большевикам – ленинцам в начале XX в.
В СССР Герцен считался, безусловно, положительной, или прогрессивной исторической личностью. Его имя носила одна из улиц в центре Москвы и советские вузы.
1954 г. Закончены съёмки и выходит на экраны Советского Союза и Народной республики Болгарии художественный фильм «Герои Шипки», посвящённый Русско – турецкой войне 1877–1878 гг. Болгары эту войну по сей день называют войной Освободительной.
Помимо кинематографических персонажей – русских солдат и болгарских ополченцев, в кинокартине фигурируют реальные исторические персонажи. Это царские генералы М.Д. Скобелев, М.А. Драгомиров, И.В. Гурко.
Вспомним, что сына генерала Гурко, героя войны 1877–1878 гг., за переписку с арестованным Николаем II Временное правительство выслало за границу. В эмиграции генерал В.И. Гурко – младший состоял в РОВС.
Не приняли советскую власть оба сына генерала Драгомирова. В.М. Драгомиров, в силу пошатнувшегося здоровья не принял деятельного участия в Белой борьбе, но в эмиграции состоял в русских эмигрантских воинских организациях. Активное участие в борьбе против советского режима принял другой сын героя Шипки – А.М. Драгомиров, георгиевский кавалер, генерал-от-кавалерии, близкий соратник белого вождя генерала А.И. Деникина, активный деятель РОВС. Когда на киноэкраны вышел фильм «Герои Шипки», генерал А.М. Драгомиров был ещё жив. Он умер в следующем, 1955 г. во Франции. Причем в 1945 г. он подал рапорт о зачислении в состав Вооруженных сил Комитета освобождения народов России – КОНР генерала А.А. Власова.
Дважды побывав в начале нынешнего века в Софии, я имел возможность посетить центральное городское кладбище, на котором были погребены тысячи наших соотечественников, нашедших приют в Болгарии, в начале 1920-х гг. и поклониться их могилам.
Есть там целый участок, украшенный символической часовней, на котором сохранилось несколько десятков надгробий русских стариков – ветеранов Освободительной войны 1877–1878 гг. Особо следует подчеркнуть, что эти старики не приняли советского режима. Многие из них, если позволял возраст и здоровье, по мере сил участвовали в Гражданской войне в рядах Белой гвардии, а в эмиграции состояли в воинских организациях.
В 1954 г. на экраны Советского Союза выходит художественный фильм «Крейсер «Варяг». В Москву привезли стариков – матросов, участников памятного боя у корейского порта Чемульпо. Их – царских матросов, чествовали как национальных героев, наградили советскими медалями «За победу над Японией» и орденами. Этот тот случай, когда справедливость восторжествовала. Логичной была бы в рамках празднования премьеры кинофильма и годовщины памятного боя у Чемульпо, поездка высокопоставленной делегации, включая ветеранов – матросов, представителей командования советских ВМС и советской общественности в Тульскую губернию, в бывшую усадьбу командира легендарного русского крейсера В.В. Руднева. Но об этом вспоминать стыдно. Усадьбы нет. Она давным – давно разорена и разрушена. Разорена сельская церковь и уничтожено кладбище у церковных стен. Могилу прославленного русского моряка постигла та же учесть. Потом уже, спустя много лет, удалось примерно вычислить то место, где предположительно была могила каперанга Руднева. На том месте поставили памятник.
Возможно, историки ВМФ владеют информацией о соплавателях В.В. Руднева, как сложились их судьбы в 1917 г. и в последующие годы. В первую очередь я имею в виду офицеров крейсера «Варяг».
После смерти Сталина в процессе исторического мародёрства наступил спад. После 1945 г. угроза миновала. К тому же Советско-германская война 1941–1945 гг. дала массу примеров подлинного героизма советских солдат и офицеров и это нашло свое отражение в советском кинематографе.
Во всяком случае, его наследники не испытывали ни желания, ни потребности примазаться к тысячелетней исторической Российской государственности. Не упоминали они имён царей и царских слуг в своих ритуальных речах с трибуны мавзолея, с которыми они обращались к советским трудящимся дважды в году – 1 мая и 7 ноября. Тем более эти имена не звучали на партийных съездах КПСС, проводившихся 1 раз в 5 лет.
Справедливости ради, надо вспомнить, что на экраны СССР в послевоенные десятилетия продолжали выходить новые художественные фильмы, посвящённые тем, или иным событиям дореволюционной русской истории, в которых русские монархи, русские офицеры и генералы были показаны как положительные герои. Но эти фильмы, как правило, были посвящены «делам давно минувших дней» живых свидетелей чему в СССР в 1960 – 80-е гг. не было. Например в первой половине 1980-х гг. вышли повторная экранизация «Петра Первого» и телесериал «Россия молодая», посвящённые Петровской эпохе. Кинофильм «Эскадрон гусар летучих» – о войне 1812 г. К полукруглой дате – 150 лет со дня восстания декабристов в 1825 г., вышел кинофильм «Звезда пленительного счастья». Не случайно кинофильм Э. Климова «Агония» был отправлен советской цензурой на полку. Ведь трудно было представить себе, что бы кто – нибудь из советских вождей – наследников Ленина и Сталина, увлекался бы на досуге живописью, или художественной фотографией.
С кинофильма – экранизации повести Б. Лавренева «Сорок первый» в 1957 г., начался новый отсчёт в советском кинематографе. А именно. На киноэкран вырвался образ белого офицера, вызывающий вольно или невольно зрительские симпатии. Само собой белогвардейцы в советском искусстве были отрицательными персонажами. Но в силу целого ряда причин, они, зачастую были способны вызвать зрительские симпатии, будь то поручик Брусенцов, штабс – капитан Кольцов, ротмистр Лемке, подполковник Рощин.
Позднее появились военно – исторические клубы, или клубы военно-исторической реконструкции. Начав с эпохи Отечественной войны 1812 г., они закономерно «добрались» до Великой войны 1914 г., а дальше и до войны Гражданской.
Перестройка и последовавшая за ней эпоха открыла необозримые возможности для исторического мародёрства, лжи и фальсификаций.
Один из самых ярких примеров в этом ряду – празднование в РФ её госструктурами, включая вооруженные силы РФ, являющиеся правопреемниками РККА, созданной Лениным и Троцким «300-летия Российской Гвардии».
В официозных СМИ всячески подчеркивалась преемственность советских гвардейских мотострелковых, танковых, авиационных, парашютно – десантных частей от частей Русской Императорской Гвардии. Так ли это? Никто не вправе перечеркнуть заслуги советских гвардейцев, их подвигов совершенных в первую очередь во время ВОВ. Равно как и в последующих войнах и конфликтах, будь то Афганистан, или Чечня. Но они – другая гвардия.
Как об этом писали в журнале «Вестник РОВС», на юбилейном мероприятии в Петербурге в 2000 г. с докладом посвященном 300-летию Российской гвардии выступил командующий ЛВО (Ленинградским военным округом) генерал-полковник В.С. Бобрышев. Он заявил:
– Я в свое время командовал гвардией!
По разъяснении оказалось, что имеется в виду командование им какой-то советской танковой дивизией на Украине. Но ни как не частью русской гвардии. А далее из его доклада следовало, что возникшая в 1917 г. «красная гвардия» является преемницей Российской Императорской Гвардии.
Присутствовавшие на выступлении советского генерала Бобрышева специально приехавшие из Парижа потомки русских гвардейских офицеров проявили политкорректность и промолчали.
А на следующий день выступил князь Трубецкой из Парижа. Он напомнил собравшимся, что история Российской Императорской Гвардии закончилась в 1918 г. и сегодня идет речь о праздновании 300-летия её основания, а не о чем – либо другом. В противном случае придется стать единомысленным с генералом Бобрышевым и, иже с ним, а так же в угоду модной при нынешнем политическим режиме в России порочной тенденции, считать советскую армию и породившую её «красную гвардию» – правопреемницей Гвардии Императорской. А этого ни под каким видом допустить нельзя, ибо тем самым оскорбляется память сотен тысяч погибших и замученных советской властью честных российских воинов (11)
Остается добавить для малосведущих читателей, что многие гвардейские полки Императорской Гвардии в годы Гражданской войны были восстановлены в составе Вооруженных сил Юга России – ВСЮР. Они от прочих частей, особенно от «именных», или «цветных» полков отличались реставраторским духом. Многие гвардейцы, в первую очередь кавалеристы, считали, что после свержения советского ига в России должна быть восстановлена монархия во главе с законным Хозяином Земли Русской из Дома Романовых. И это им ни коим образом не мешало сражаться против общего врага плечом к плечу с теми собратьями по оружию, кто стоял на «непредрешенческих» позициях.
Прошло несколько лет, и мы стали свидетелями пышного празднования 300-летия С.-Петербурга, основанного в 1703 г. императором Петром Великим. Логичнее всего было бы в связи с юбилеем восстановить историческую справедливость – вернуть области её исконное имя, что бы Петербург окружала бы Петербуржская область, а ещё лучше губерния. Убрать из городской топонимики неподобающие названия, а с городских улиц и площадей памятники большевикам. В первую очередь, Ленина. Но городские власти ничего этого делать не стали.
Была учреждена медаль в память 300-летия основания Петербурга. Опять же, логичнее всего было бы наградить ей петербуржцев, которые на рубеже 1980/90-х гг. вели борьбу за возвращение Северной Пальмире её исторического имени. Но и это не было сделано.
За последние годы власти РФ неоднократно стали проявлять внимание к давно усопшим представителям дворянского сословия. Например, несколько лет тому назад состоялась пышная церемония в московском Старо-Симоновом монастыре. Там был открыт памятник выдающемуся государственному деятелю петровской эпохи графу Ф.А. Головину.(12)
Официальным лицам РФ, будь то представителям московской мэрии, чиновникам МИДа, представителям командования ВМФ и священникам МП вряд ли что-то говорило имя русского эмигранта второй волны М.П. Ракитина. Он был прямым потомком по женской линии генерал – адмирала графа Ф.А. Головина. Во время Гражданской войны его семья собиралась выехать на пароходе из Одессы за границу. Но по дороге были арестованы красными и уехать за границу не смогли. Они были вынуждены остаться в Советской России. М.П. Ракитин получил выше образование. Жил и работал в Таганроге по специальности инженер – путеец. В 1943 г. вместе с отступающими германскими войсками ушёл с территории СССР. Добрался до Германии, где его застало окончание второй мировой войны. Из Европы инженер Ракитин эмигрировал в Аргентину. Служил на железной дороге и занимался благотворительностью. Играл заметную роль в жизни Аргентинской епархии РПЦЗ.(13)
Позднее в Москве был открыт памятник другому русскому дворянину – писателю, лауреату Нобелевской премии И.А. Бунину.
В то же время власти РФ не желают приносить извинений потомкам традиционных российских сословий, и хоть как-то компенсировать им собственность, отнятую советской властью, которая де-факто и де-юре перестала существовать на территории нашей страны в начале 1990-х гг. |