Чеченская Республика. Грозный. Православный храм Архангела Михаила. Традиционное субботнее вечернее богослужение. Один из самых торжественных моментов Всенощного бдения – полиелей. И вдруг на территорию церкви врываются четверо боевиков. Крики, стрельба из пистолетов и автоматов. Супруга настоятеля срочно заводит детей с улицы в храм, прихожане закрывают двери прямо перед лицом террористов. Двое сотрудников полиции, охранявших храм, и один из прихожан убиты, один верующий ранен.
Теракт был сорван благодаря подлинному героизму прихожан, а также слаженным действиям спецслужб: боевики не смогли проникнуть в переполненную молящимися церковь и были ликвидированы. Совершавший богослужение настоятель Михаило-Архангельского храма, благочинный Грозненского церковного округа священник Сергий Абасов не пострадал.
Примерно такая картина складывается из пока еще довольно скудных сведений, представленных журналистам главой Чечни Рамзаном Кадыровым, а также из комментария порталу "Приходы" архиепископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама, который завтра лично приедет из Махачкалы в Грозный и совершит на месте трагедии Божественную литургию, а также поддержит пострадавших и их близких. По сведениям владыки Варлаама,
Во время полиелея четверо вооруженных ворвались во двор, убили двух сотрудников, которые охраняли храм, убили одного прихожанина, еще одного ранили... В тот момент, когда двери закрывали, пуля рикошетом попала в одного прихожанина, прямо в сердце... Пока подробной информации о погибших нет. Я знаю, что прихожанин, получивший смертельное ранение, был медиком, хирургом..."
Позднее архиепископ Варлаам сделал официальное заявление по поводу произошедшей трагедии:
"Глубокой скорбью отозвалось в моем сердце известие о трагедии в грозненском храме. Спустя три месяца после нападения на храм в Кизляре на территории нашей епархии вновь пролилась кровь. Очевидно, что силы зла не успокоились и продолжают свои попытки разрушить межконфессиональный мир в регионе. Но мы знаем: Бог с нами, и расточатся враги Его. Возношу свои горячие молитвы о выздоровлении раненых и упокоении душ погибших и выражаю надежду на скорейшее выяснение обстоятельств произошедшего".
Детали произошедшей трагедии будут раскрываться со временем и, возможно, в итоге будут представлены несколько иначе. Сейчас же главное - понять: в чем причина того, что в течение только одного года в России уже во второй раз происходит нападение на православные храмы (буквально три месяца назад было совершено нападение на собор Георгия Победоносца в дагестанском Кизляре)?
Конечно, нельзя не согласиться со словами главы Синодального отдела по взаимоотношению с обществом и СМИ Владимира Легойды, который уже отметил, что случившееся – "очередная попытка псевдоисламских экстремистов столкнуть православных и мусульман":
Кучка экстремистов, предположительно псевдоисламского толка, попыталась запугать православных верующих Чечни, посеять рознь между православными и мусульманами, но получила достойный отпор. Мы скорбим о ставшем жертвой теракта прихожанине храма Архангела Михаила, а также погибших при исполнении своего долга правоохранителях, которые показали себя настоящими героями, защитив молящихся. Я не сомневаюсь, что акт террора будет единогласно осужден представителями мировых религий в России и за рубежом, равно как и всеми здравомыслящими людьми. Православные и мусульмане России, как и прежде, будут едины в борьбе с террористами, поддерживая друг друга перед лицом общей опасности".
Но почему многовековая борьба против России и Православия столь обострилась именно сейчас? На это в комментарии средствам массовой информации уже косвенно ответил глава Чечни Рамзан Кадыров: "Есть оперативная информация, что приказ бандиты получили с территории одной из западных стран".
Конечно, эту информацию еще необходимо проверять, но в любом случае косвенная правота здесь имеется. Ведь ни для кого не секрет, что исламистский экстремизм, не имеющий никакого отношения к традиционному исламу, это в значительной степени порождение западных спецслужб, начиная с прошлого века вложивших немалые силы и средства в развитие целой сети исламистских группировок, которые активно действуют, в том числе и на территории бывших республик СССР. Как рассказал в интервью Царьграду известный исламовед доктор исторических наук Роман Силантьев:
Ваххабиты действуют по всей России. Раньше они концентрировались на Северном Кавказе – Дагестан, Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, а сейчас, несмотря на то, что в лесах Северного Кавказа остались лишь единичные террористы, география значительно расширилась: теперь у нас и в Калужской области ловят террористов, и в Саратовской расстреливают, они действуют и в Ненецком округе, и на Дальнем Востоке. Вся Россия, за исключением самых маленьких регионов типа Чукотки или Еврейской автономной области (там риск минимален). Даже в Вологодской и в Архангельской областях они есть"
Конечно, "ваххабизм" в данном случае – лишь обобщающий термин, объединяющий разные формы агрессивного исламизма – сектантских течений, сторонники которых ищут в окружающем мире исключительно "врагов" своей "веры". "Врагов", которых необходимо уничтожать. Но и эта борьба лицемерна, поскольку и среди "врагов" отбор ведется весьма избирательно. И сейчас, когда Россия успешно защищает христиан на Ближнем Востоке, побеждая исламистских террористов в Сирии, основные удары направлены отнюдь не против создающих лишь видимость активной антитеррористической деятельности "наших западных партнеров". Но против нашей страны и ее ключевой основы – Православия.
Конечно, цель любого теракта – запугать, посеять панику, и, соответственно, сделать нас слабее перед лицом внешних вызовов. Но исламисты плохо знают историю и очень плохо – настоящих христиан. Им стоит поучиться на примере того же имама Шамиля, завершившего свой жизненный путь верным подданным православной Российской империи и ее "Белого царя".
И таких примеров немало. Очень часто подлинно сильные и благородные враги понимали правду о России и в итоге становились ее друзьями. Врагов же подлых и трусливых, воюющих против женщин и детей, мы во все века умели уничтожать. И в этом суть православной этики, которая отнюдь не является либеральным пацифизмом или толстовским "непротивлением злу силой". Но самое главное сейчас – не бояться. И помнить слова 26-го Псалма:
Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?"
Ведь если с нами Бог, то кто против нас?
Вечная память всем днесь невинно убиенным во граде Грозном!
Михаил Тюренков |