Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статистика


Онлайн всего: 85
Гостей: 85
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2018 » Июнь » 7 » 100 ЛЕТ: ДНЕВНИК 1-ГО КУБАНСКОГО ПОХОДА. НАЧАЛО ПОХОДА КУБАНСКИМ ОТРЯДОМ. 4-7 марта
    02:25
    100 ЛЕТ: ДНЕВНИК 1-ГО КУБАНСКОГО ПОХОДА. НАЧАЛО ПОХОДА КУБАНСКИМ ОТРЯДОМ. 4-7 марта

    4 марта. Наступление на Кореновскую. Переход в 15 верст. Упорный бой.

     

    Красная армия Северного Кавказа решила остановить движение Добровольческой армии и сосредоточила у ст. Кореновской, на заранее укрепленной позиции до 10-12.000 войск при нескольких бронепоездах.

    Добровольческой армии у Кореновской пришлось драться не только с превосходящим ее во много раз противником, но и значительно лучше организованным. Меткость же стрельбы Красной армии из бронепоездов была почти такая же, как и в офицерских батареях.

    Для боя развернулись все части. B обход станицы справа были двинуты партизаны и юнкера. С фронта наступали Корниловцы, а на левом фланге – офицерский полк. Бой начался с раннего утра и в течение дня несколько раз назревал кризис. Атаки Корниловцев и Офицерского полка чередовались с контратаками красных, массами наступавших на наши редкие цепи. Положение спасают то самоотверженные пулеметчики, все перераненные, но открывавшие меткий огонь в 100 шагах от красных, то образовавшийся, в другом месте прорыв затыкается «резервом» из 10-12 легко раненых юнкеров, возвращающихся после перевязки в строй. Особенно тяжелые потери наносил Добровольческим частям бронепоезд красных, который так и не удалось окончательно подбить. Артиллерийские снаряды были все израсходованы, в обозе оставалось к концу боя всего 30 шрапнелей. Ген. Корнилов все время находился под ружейным огнем, представляя со своим штабом и развернутым флагом прекрасную цель. Ген. Марков, полк. Неженцев, ген. Богаевский, ген. Казанович лично водили в атаку свои части.

    Наконец, около 3-4 часов дня, наш правый фланг, Партизанский полк и юнкера, перешли в атаку, охватывая станицу справа и выходя ей в тыл. Офицерский полк, а затем и наиболее пострадавший Корниловский, поддерживают его, и красные в панике бросаются назад, спасаясь в камышах реки Бейсужек и переходя ее в брод.

    Станица и железнодорожная станция Станичная взяты. Красные отходят, поддержанные огнем своего бронепоезда.

    На железнодорожной станции был захвачен целый состав, в котором оказались так необходимые артиллерийские снаряды около 600 штук, ружейные патроны, медикаменты, белье и продовольствие. На двух платформах был приготовлен для красных обильный обед, который использовали офицерский полк и шедшая с ним батарея.

    В этом бою добровольцы понесли большие потери, особенно Корниловцы: было убито около ста человек и четыреста раненых. Во время боя, при временных отходах наших частей было видно, как красные прикалывали наших раненых; видя это, некоторые раненые, имевшие револьверы - тут же стрелялись, это особенно ожесточало добровольцев.

    Наши потери были несколько пополнены прибывшими в Армию тремя сотнями казаков кубанцев из станицы Брюховецкой.

     

     

    ***

     

    5 марта. Дневка в Кореновской, вечером выступление в Усть-Лабинскую станицу, в обход г. Екатеринонодара.

     

    Ночь на пятое прошла спокойно. С утра красный бронепоезд несколько раз приближался к Кореновской и издали обстреливал ее. В направлении на ст. Платнировскую были видны цепи красных, занимавших позиции, и далеко сзади дымки паровозов, очевидно подвозивших подкрепления.

    В этот день было точно выяснено, что Кубанский правительственный отряд покинул Екатеринодар и ушел за Кубань в горы, но куда - точно не было известно. Это известие и доклад ген. Корнилову командирами полков ген. Марковыми и полк. Неженцевым о больших потерях и крайнем утомлении людей, понудили ген. Корнилова идти в обход Екатеринодара на ст. Усть-Лабинскую. Об этом решении в полках узнали только вечером, и то - только отчасти, стало известно, что выступаем с наступлением темноты, но куда неизвестно. «Не хорошо быть простым солдатом. Ну что за жизнь, когда не знаешь, что делается вокруг. Куда же мы теперь идем? Праздный вопрос! Разве солдата, может знать, куда и зачем идет армия?» (Из разговора вне строя).

    Бой под Кореновской и Выселками и уход Кубанского отряда в горы показали, что надежды ген. Корнилова, что Кубань восстанет при приближении Добровольческой армии, не оправдалась. Кубань оказалась наполненной солдатами с Кавказского фронта. Большевики забрали их в руки и начали проводить в жизнь лозунги Ленина «мир хижинам - война дворцам» и «все дозволено».

    С наступлением темноты, армия, имея в авангарде Корниловский полк, выступила на юг. Походный лазарет увеличился почти на 200 подвод, на которых разместили новых раненых. Бесконечную колонну повозок лазарета и обозы с этого дня прозвали в шутку «главными силами» армии. В арьергарде шел Партизанский полк ген. Богаевскаго. Обойдя станицу Раздольную, армии вышла на большой тракт на Усть-Лабинскую. Большевицкие газеты о бое под Кореновской писали так: «Наш передовой отряд под Кореновской потерпел неудачу, столкнувшись со всем авангардом Корниловских банд, состоящим из 20 000 добровольцев».

     

     

    ***

     

    6 марта. Переход в 46 верст до вечера и наступление с боем на станицу Усть-Лабинскую.

    Кубанский отряд. Движение на аулы Дворянский и Тахтамухабль. Вечером переправа через Кубань у Дворянского и бой.

     

    По привольным степям Дона и Кубани ходила Добровольческая армия:

    малая числом, оборванная, затравленная, окруженная, как символ

    гонимой России и русской государственности.

    Ген. Деникин

     

    Корнилов избрал очень рискованный путь. Добровольцы вошли внутрь треугольника, образуемого железнодорожными путями, соединяющими Екатеринодар, Кавказскую и Тихорецкую.

    Эти вершины треугольника были крупными базами противника. Там находились сильные гарнизоны и стояли броневые поезда.

    Прямо перед армией, пересекая тракт, лежит железнодорожная линия, связывающая Екатеринодар с Кавказской. Далеко бегают дымки паровозов, спешно подвозящих и справа и слева эшелоны пехоты и артиллерии на помощь Усть-Лабинским большевикам.

    Налево болото. Сзади платнировский отряд. Направо - пожалуйте в Екатеринодар.

    Окруженная со всех сторон армия, тем не менее, не ограничивает своих действий пассивной обороной, а смело бросается на врага, ибо только в движении вперед спасение.

    Переход из Кореновской к Усть-Лабинской начался ночью, чтобы скрыть перемену направления движения Армии. Шли молча, лишь шум колес обоза выдавал движение армии. К рассвету прошли половину пути, как внезапно тишину нарушил треск ружейной пальбы. Это большевики из Платнировской догнали армию и стали наседать на Партизанские полки, шедшие в арьергарде.

    Корниловцы, шедшие в авангарде, быстро смяли местных красных в станице Усть-Лабинской, захватили станицу, мост через Кубань, и быстро двинулись к ст. Некрасовской. Другие части стали втягиваться в станицу, стать подтягиваться и обоз, стоявший все время в степи и несущий потери от артиллерийского огня нападавших с тыла банд Сорокина. В это время внезапно подошло два бронепоезда со стороны ст. Кавказской и эшелон с пехотой, а на окраинах станицы местные большевики открыли ружейную стрельбу. На площади, где остановился штаб ген. Корнилова, стали рваться шестидюймовые снаряды. Корнилов отдал приказ: на площади поставить батарею. Корниловскому полку - вернуться назад, а Офицерскому - повернуть против подошедших от Кавказской. Контратаками этих частей красные отбиты, Офицерский полки с батареей подбил красный бронепоезд. Красные с большими потерями бежали. Путь через станицу и переправа через Кубань, со слегка попорченным мостом свободен. Спешно проходят вперед «главные силы» - санитарный и хозяйственный обоз. Последними переходили мост партизаны ген. Богаевского. Добровольческая армия еще раз выскочила из окружения, в этом случае полного. Только в темноте вся армии, сделав еще 10- верстный переход, собралась в ст. Некрасовской для короткого отдыха.

    «Известия» от 7-го марта писали: «Белогвардейцы снова заперты в кольце войск, более тесном. Час расплаты Корнилова, Алексеева и всех главарей, находящихся у них в отряде, стал ближе». Но рано похоронили большевики Добровольческую Армию!

     

     

    ***

     

    7 марта. Дневка в Некрасовской.

    Кубанский отряд. Бой за переправу через Кубань.

     

    Только поздно ночью добровольцы расположились на ночлег в ст. Некрасовской. Лишь тут сказалось утомление армии от непрерывных переходов с ежедневными боями. Все повалились, где стояли, и станица замерла.

    Не спится лишь вождям армии. Заботы гонят сон:

    Теперь ушли, счастливо вывернулись из проклятого треугольника. Что дальше? Куда идти? В горы? А кто кормить будет? Голод. Смуты. Все пропадет.

    Лишь скрип двери.

    - Кто там?

    - Дежурный, Ваше Превосходительство. Потрудитесь выйти на минутку.

    Генерал вскакивает с кровати и спешит за дежурным на крыльцо.

    - Прислушайтесь, Ваше Превосходительство.

    Мертвая тишина. Небо ясно, и лишь на западе темнелись какие-то облачные полосы.

    Но вот тучка вспыхнула, и через несколько минут как будто проворчал отдаленный раскат грома. Еще и еще раз.

    - Да, несомненно, они там. Ночной бой. Разбудите командующего.

    Но командующему самому не спится. Он слышит шепот и выходит на террасу.

    - Что тут у вас?

    - Покровский и Эрдели дерутся там.

    Новая вспышка указывает место боя на юго-западе. Никто из разведчиков, тайно посланных отыскать хотя бы следы армии Покровского, не вернулся.

    Местные жители давали показания, друг другу противоположные. Армия пропала. И только теперь это ночное безмолвие открыло важную тайну.

    7-го марта во время дневки Ст. Некрасовскую большевики обстреливали ружейным и артиллерийским огнем

    В Храме шло богослужение. Почтенный священник говорили проповедь о поддержке Добровольческой Армии, о чем стало известно большевикам, и они после ухода армии расстреляли этого священника. Пострадал также и зажиточный купец, в доме которого стоял штаб армии. Жена купца была живой копией знаменитой картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза».

    ПЕРВЫЕ НАЧАВШИЕ. К 100-летию 1-го Кубанского (Ледяного) похода

    Купить

    Категория: - Разное | Просмотров: 935 | Добавил: Elena17 | Теги: россия без большевизма, книги, белое движение
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru