Кажется классики советской литературы, Илья Ильф и Евгений Петров, совершившие в начале 1930-х гг. автомобильное путешествие по территории США, с востока на запад упоминали следующую деталь в своих записках. Они обратили внимание на то, что на землях штатов, расположенных к западу от Миссисипи, путешественнику на глаза попадается множество памятников белым американцами, погибшим в военных конфликтах с индейцами в XIX столетии, но, ни одного памятника индейцам, которые погибли, пытаясь защитить свои земли, жизнь близких, да и собственные жизни от посягательств бледнолицых «братьев», советские путешественники не увидели. Это вполне понятно, и, объяснимо. История пишется победителями. Они же и решают, кому ставить памятники. Разумеется, своим, т.е. победителям.
С тех пор, как Ильф и Петров совершили своё путешествие, минуло три четверти века. И в тех же Соединённых Штатах многое поменялось. Включая отношение к индейцам. Начнём с того, что их теперь следует называть не индейцами, а коренными, дословно, натуральными, американцами. Natural Americans – так это звучит на английском языке. В США выпускаются почтовые марки с портретами индейских вождей, сражавшихся в позапрошлом столетии против американской армии и пионеров – покорителей Дикого Запада. Более того. В 1980-х гг. был выпущен целый блок почтовых марок, называвшийся «Легенды Дикого Запада». Каждая марка представляла собой цветной портрет участников тех событий, как со стороны бледнолицых, так и краснокожих. На обороте каждой марки была написана краткая биографическая справка запечатленного исторического персонажа.
К числу североамериканских достопримечательностей относится знаменитая скульптурная композиция. В скале Рашмор в первой половине ХХ в., были вырублены и запечатлены скульптурные портреты четырёх президентов США, внесших, по мнению сограждан, наиболее весомый вклад в историю их страны. Это Дж. Вашингтон, Т. Джефферсон, Т. Рузвельт, А. Линкольн.
Со временем похожая скульптурная группа появилась и на бывшем рабовладельческом Юге, чья армия, как известно, проиграла Гражданскую войну северянам в 1861 – 1865 гг. Во второй половине ХХ в. на склоне горы Стоун-Маунтин были высечены изображения конных статуй вождей конфедератов – Дж. Дэвиса, Р. Ли, Т. Джексона.
Не остались в стороне и коренные американцы. С 1948 г. и по сей день ведутся работы по увековечиванию памяти индейского вождя из племени сиу Бешенного Коня. Другой вариант его имени Неистовый Конь. Именно так называется мемориал в штате Южная Дакота. Создание мемориала тормозит отсутствие средств. Но, работа, пускай медленно, но продвигается.
Вместе с своим собратом вождем по имени Сидящий Бык, Бешенный Конь во главе своих воинов атаковал и уничтожил кавалерийскую часть армии США под командованием генерала Дж. А. Кастера. Битва при Литл Биг Хорне в 1876 г. закончилась полным истреблением американских солдат, офицеров, скаутов и гибелью самого генерала Кастера. Но, конечную победу в войнах против коренных американцев, в конце XIX в. одержали США.
Разумеется, в конце XIX в. о памятнике индейскому вождю на территории США не могло идти даже речи! И, даже в начале 1930-х, когда Ильф и Петров совершали своё путешествие по США, представить себе нечто подобное, было из области фантастики. Но, как пел знаменитый американский фолк-роковый певец Боб Дилан в эпоху «ревущих шестидесятых», «времена меняются».
Такие ассоциации у меня возникают, во время путешествий по нашим городам и весям в последние годы, ибо периодически попадаются на глаза памятники Гражданской войны.
В августе 2009 г. мне довелось совершить поездку по местам боёв Северо-Западной армии генерала Н.Н. Юденича во время походов на красный Петроград в 1919 г. Мне помог её осуществить мой давний друг С.Г. Зирин, главный редактор альманаха «Михайлов День», автор целого ряда уникальных работ по истории Северо-Западной армии.
Итак, начнём с города Ямбурга. У его названия довольно типичная история для многих русских городов. Осенью 1918 г. известный большевик чекист В.Э. Кингисепп(1888 – 1922) провёл в Ямбурге около двух суток, после чего нелегально перешёл эстонскую границу и стал заниматься подпольной работой. Главная цель его работы заключалась в том, что бы свергнуть буржуазное правительство Эстонии с дальнейшим вхождением молодого государства в состав Советской России. В 1922 г. Кингисепп был арестован властями, судим и казнён по обвинению в антигосударственной деятельности. После выхода Эстонии из состава СССР его имя исчезло с карты Эстонии. А вот старинный русский город Ямбург по-прежнему, носит его имя и главную городскую магистраль украшает памятник этому человеку, который ничего для блага города не сделал.
Здесь же на главной городской магистрали, которая носит имя основоположника научного коммунизма, находится один из самых причудливых памятников Гражданской войны, которые мне приходилось видеть. Это памятник красным бойцам, погибшим в деревне, в окрестностях Ямбурга в 1919 г. Их выдавали за жертв нападения белобандитского отряда. Такова официальная версия. По другой версии, в одной из деревень в нескольких верстах от Ямбурга, произошла пьяная стычка между дезертирами и местными крестьянами. Дело дошло до применения оружия. Погибли шесть человек. Их большевики объявили жертвами белогвардейцев и решили торжественно похоронить на площади перед бывшими казармами 146-го пехотного Царицынского полка, который в мирное время был расквартирован в Ямбурге.
В разгар торжественных похорон к площади подошла группа крестьян с подводой. Они пришли, чтобы забрать тело своего родственника, которого местные большевики выдавали за жертву белогвардейцев. Словесная перепалка между крестьянами и советчиками едва не переросла в потасовку. Помимо вполне объяснимых чувств родственников, которые хотели похоронить погибшего на его малой родине, их особенно возмутил тот факт, что их родственника местные большевики собирались похоронить без отпевания, без напутствия священника. В результате торжественно-траурная церемония обернулась фарсом.(1)
Уже во время Великой Отечественной войны в братскую могилу жертв войны Гражданской, похоронили погибших военнослужащих Красной армии, украсив его соответствующей надписью. И получился двойной памятник.
Верхняя часть памятника украшена надписью, гласящей то, что под этим памятником похоронены военнослужащие Красной армии, погибшие в 1941 – 1944 гг., а нижняя часть украшена следующей:
Слава героям.
Воинам Красной Армии и местным жителям, погибшим от рук белогвардейских банд в 1919 году.
Сюжет о нём вошёл в документальный фильм петербуржского кинодокументалиста А.Н. Олиферука «Красным по белому, К истории одного похода», 2009 г.
Фасад одного из домов дореволюционной постройки, выходивший некогда на базарную площадь, украшает мемориальная доска, сообщающая о том, что в 1919 г. на Базарной площади Ямбурга был повешен комбриг Красной армии, бывший генерал А.П. Николаев, служивший большевикам. Когда белые войска оставили Ямбург, останки красного комбрига были торжественно перезахоронены в Петрограде на кладбище Александро-Невской лавры.
Фасад одного из домов украшает мемориальная доска с надписью
В память бойцов
3-й Петроргадско-Гатчинской
6-й Орловско-Хинганской
стрелковой дивизии
павших под Ямбургом в
1918-1919 гг.
Люди! Живите долго и счастливо!
Надпись дополняет красноармейская буденовка, штык с флажком и лавровая ветвь.
Ещё один памятник жертвам Гражданской войны, с красной стороны, разумеется, можно увидеть на окраине Ямбурга, рядом с бывшей усадьбой баронов фон Роткирх, состоявших в родстве с А.С. Пушкиным. Два обелиска соседствуют с морскими якорями. Хотя, как явствует из надписи на одном из памятников, здесь похоронены красные военлёты – военные лётчики.
Каменный обелиск, скорее всего выкрашенный белой краской украшала мемориальная доска со следующей надписью
Воинам-освободителям, павшим в боях Гражданской войны 1919-1921 гг.
Построен жителями поселка Новопятницкое.
В окрестностях Ямбурга существует ещё один памятник жертвам Гражданской войны с жутковатым названием – «Роща пятисот повешенных». Как сообщали советские издания, в годы Гражданской войны, когда Ямбург и его окрестности были захвачены белогвардейцами, в эту рощу специально приводили мирных обывателей, пленных красных партизан, красноармейцев и краснофлотцев, здесь их вешали или расстреливали. В каком-то стихотворении, посвящённом пятистам повешенным, фигурировал даже Главком СЗА генерал Н.Н. Юденич, который специально пришёл, или приехал, чтобы посмотреть на казни пленных большевиков.
В 1960-х гг. советские историки и архивисты после напряжённой работы в архивах смогли установить имена восемнадцати казнённых. Само собой, напрашивался вопрос: а где остальные? Куда делись останки 482 казнённых? Где их похоронили?
В 1990-х гг. местные краеведы и исследователи установили, путём работы в архивах и опросов старожилов, что в действительности в роще были казнены не пленные большевики, а обыкновенные разбойники, промышлявшие убийствами и грабежами. Т.е. они были казнены за уголовные преступления. При этом следует вспомнить о том, что большевики рассматривали уголовников как социально близкий им, т.е. сторонникам новой, советской государственности, элемент.
Из Ямбурга мы совершили на автомобиле местного жителя путешествие в Гдов. По пути мы сделали остановку в деревне Попкова гора, в которой был разгромлен штаб красноармейской бригады, а её командир комбриг Николаев взят в плен.
К сожалению, в самом Гдове почти все исторические постройки погибли во время Великой Отечественной войны. При отступлении германских войск в начале 1944 г. подразделение саперов из Эстонской дивизии Ваффен СС планомерно уничтожили большую часть городской застройки. Включая старинную Гдовскую крепость.
В Гдове запомнился памятник знаменитому красному командиру латышу Я.Ф. Фабрициусу (1877 – 1929). Его украшает барельеф, причём лицо Фабрициуса изваяли не в профиль, как обычно делают, а анфас. Выкрашенное темной краской, с огромными усами и торчащим носом, оно вызывает крайне неприятно ощущение. У меня его облик вызвал ассоциацию с Мефистофелем. Фабрициус погиб в авиационной катастрофе в районе Сочи в 1929 г.. Но, в районе Гдова он воевал в годы Гражданской войны, поэтому и увековечена память о нём в Гдове во временная СССР.
Есть в Гдове памятник погибшим в 1930-х гг. советским пограничникам. О причинах их гибели можно только гадать. Возможно, что они погибли в перестрелках с русскими белыми эмигрантами. Ведь на границах Эстонии и Латвии в 1920-х и в 1930-х гг. существовали «окна», через которые в СССР, или, как тогда говорили русские изгнанники, «за чертополох» проникали чины Русского Обще-Воинского Союза – РОВС, а позднее активисты Народно-Трудового Союза Нового поколения, более известного, как НТС. Но, возможно, советские пограничники погибли, провалившись под лед, на том же самом Чудском озере.
А где же памятники погибшим белогвардейцам? Солдатам и офицерам Северо-Западной армии? Их нет. Что же это получается? Красный командир Фабрициус воевал с призраками? И, те же призраки повесили красного комбрига Николаева? Такой вопрос невольно возникает у любознательного путешественника.
Памятник на братской могиле чинов СЗА и беженцев погибших от тифа зимой 1919/1920 гг. в Ивангороде. Фотографии сделаны автором на панихиде по погибшим при участии участников Исторических чтений в Ямбурге ("Кингсепп") в ноябре 2010 года.
Четырьмя годами раньше, летом 2005 г. мы совершили поездку в старинный город крепость Ивангород, на берегу реки Наровы. Там, на окраине старого заброшенного городского кладбища чудом сохранился до наших дней единственный на территории РФ исторический, если так можно выразиться, памятник чинам одной из Белых Армий. Он был воздвигнут и освящен в 1936 г. И произошло это только потому, что по Тартусскому мирному договору Ивангород отошёл к Эстонии, и граница проходила по Луге, а не по Нарове. Вероятно, после включения этих земель в состав СССР в 1940 г., местным советским властям было не до памятника, как впрочем, и в последующие десятилетия. Благодаря такому стечению обстоятельств, памятник сохранился до наших дней.
Только в 1990-е гг. появилась возможность для поисков захоронений белых и для установки памятных знаков. И первым был установлен в 1991 г. поклонный крест на Пулковских высотах, крайней точки наступления Северо-Западной армии на красный Петроград в 1919 г.
Ивангород. Ноябрь 2010 года.
В тех краях, где я побывал летом 2009 г., установкой памятных знаков и поклонных крестов занимается в первую очередь Братство в честь Св. Архангела Михаила, возглавляемое с момента создания С.Г. Зириным. Причём члены Братства стараются не только установить места захоронений, но и имена погребенных.
Деятельность русских патриотов и энтузиастов по увековечиванию памяти белых воинов, требует отдельного рассказа, и, Бог даст, может кто-то из них сам об этом и расскажет.
Если Северо - Запад России в годы Гражданской войны был театром военных действий, где сражались регулярные воинские части как со стороны красных, так и со стороны белых, то, памятники сторонникам советской власти, погибшим в годы Гражданской войны, можно встретить в городах, до которых, образно говоря, не докатились фронты той войны.
Из Москвы за один день можно совершить поездку в Зарайск, испокон веку находившийся на территории Рязанского княжества, а позднее, на территории Рязанской губернии. Из-за произвольной перекройки административных границ в советское время, он оказался на территории Московской области.
Так же за один день можно совершить поездку в город Венёв, бывший уездный город Тульской губернии. Поездка в саму Тулу, как и в Рязань, займёт полдня. Поэтому лучше отвести на такое путешествие как минимум два дня.
За последние десять лет я неоднократно бывал в бывших уездных городах Тульской губернии: в Черни, Венёве, Крапивне, Одоеве и в самой Туле, где в первую очередь знакомился с экспозицией местных краеведческих музеев.
Памятники жертвам Гражданской войны, разумеется, с красной стороны, есть в Венёве и Одоеве. Ещё во время самого первого посещения Венёва в июне 1993 г. я дошёл от железнодорожного вокзала до центра города. Издалека была видна колокольня в классическом, как мне показалось стиле. Вот так я вышел на Красную площадь. Над ней одиноко возвышалась высокая колокольня бывшего Свято-Николаевского кафедрального собора. С ней соседствовали две полуразрушенные церкви. Одна из них мне запомнилась своим классическим восьмериком на четверике.
Здесь же на площади я увидал памятник «местно чтимым» борцам за власть советов. Ими оказались уездный военком и председатель местной ЧК.
Когда я снова приехал в Венёв в августе 2009 г., то все эти достопримечательности стояли на своих местах. Однако, на месте, где когда-то была трапезная Свято-Николаевского собора, появился покаянный крест. Одна из церквей на площади, возрождалась, и на воротах был вывешен листок с расписанием богослужений. На месте был и памятник большевикам. Я его сфотографировал, а вернувшись в Москву, постарался в Исторической библиотеке найти краеведческую литературу.
Фрагмент экспозиции краеведческого музея города Венёва, посвящённый Б.Н. Абрамову.
К сожалению, будучи в Венёве в 2011 г. я не дошёл до местного кладбища, на котором похоронен репатриант из Китая, уроженец Нижнего Новгорода, участник Гражданской войны в армии адмирала А.В. Колчака военный моряк Б.Н. Абрамов (1897 – 1972). Ему в краеведческом музее была посвящена весьма значительная экспозиция. Особенно мне запомнился фотопортрет Абрамова в морской форме прапорщика по Адмиралтейству, времён Первой мировой войны. Из экспозиции следовало, что, будучи студентом он был призван на военную службу. Из переписки, завязавшейся у меня с сотрудниками музея, а так же благодаря сведениям, сообщённым мне петербуржским историком А.Ю. Емелиным, вырисовывалась следующая картина. В 1917 г. Абрамов был произведен в чин мичмана. Летом 1918 г. он оказался на Востоке России, где вступил в белые войска, которые в конце того же года возглавил адмирал А.В. Колчак. Воевал против красных. Был награжден орденом Св. Анны. В начале 1920 г., как и многие русские люди, ушёл из Забайкалья в Китай. Обосновался в Манчьжурии, в полосе КВЖД. Жил и работал в Харбине. Там же увлёкся учением Н.К. Рериха и Е.И. Рерих. У них завязалась оживлённая переписка. Когда Рерих приезжал в Харбин, то бывший моряк Абрамов организовывал его выступления перед русскими эмигрантами, которые интересовались взглядами знаменитого художника и мыслителя.
Когда в августе 1945 г. советские войска заняли Харбин и прибывшие вслед за армейскими частями подразделения военной контрразведки СМЕРШ (СМЕРШ - Смерть шпионам!, прим. Автора) начали аресты русских белых эмигрантов за «старые грехи», то Абрамова и его супругу они не тронули.
Уже после того, как в Китае установилась власть коммунистов во главе с Мао Цзедуном, Абрамов и его супруга стали хлопотать о том, что бы переехать в СССР. Тем более, что к этому их призывал Ю.Н. Рерих. Свое намерение им удалось осуществить лишь в 1959 г.
Прожив несколько лет в Новосибирске, супруги Абрамовы переехали в Москву. Но, жить там им не позволили и, в конце концов, они поселились в Венёве. Им подходил местный климат, поскольку Венёв расположен к югу от Москвы. А главное, на электричке можно было приехать в Москву, где проводились те или иные мероприятия, связанные с Рерихами.(2)
Супруга Бориса Николаевича пережила его на 20 лет. Следовательно, когда я в первый раз посетил Венёв в 1993 г., она была ещё жива.
Но, вернёмся к памятнику на Красной площади города Венёва. Как и в самой Туле и прочих уездных городах Тульской губернии, советская власть здесь установилась мирным путём. Она установилась в Венёвском уезде 10 декабря 1918 г. В самом городе Венёве первая попытка свергнуть советскую власть была предпринята в январе 1918 г. Она была вялой и обошлась практически без жертв. По всей видимости, это было откликом на разгон большевиками Учредительного собрания.
В Исторической библиотеке мне попала в руки книга П. Богданова «За разгром Колчака и Деникина. Из истории Тульской партийной организации в годы гражданской войны» (Тула, 1961). В ней упоминается о том, что обстановка обострилась в Венёвском уезде и в Тульской губернии в целом, летом 1918 г. «Волна кулацких мятежей весной-летом 1918 г. прокатилась по уездам Тульской губернии.
В апреле 1918 г. в губернию были направлены сводные социалистические отряды ВЦИК под руководством В. Панюшкина в составе трёх отрядов пехоты, эскадрона кавалерии, артиллерийского дивизиона, бронеотряда, бронепоезда и других специальных частей».
Летом 1918 г. местные советские власти в Туле во главе с будущим наркомом здравоохранения СССР Г.Н. Каминским начали кампанию красного террора, что вызвало нарекания даже среди части советских руководителей.
Об этом также упоминается в книге П. Богданова:
«Летом 1918 г. имел место конфликт между руководством партийной фракции губисполкома и председателем губкома партии Н. Копыловым. Последний необоснованно обвинял коммунистов, работавших в губисполкоме, в злоупотреблениях властью, а в августе осудил решение губисполкома о расстреле некоторых врагов революции… Г. Каминский и другие партийные работники приняли экстренные меры для реорганизации партийных рядов. 16 августа 1918 г. объединенное заседание губернского и городского комитетов партии с участием партийного актива и представителей ЦК и МОБ РКП (б) выделило новый состав губисполкома, одобрило общее направление деятельности губисполкома, его политику массового террора против буржуазии и её агентов. Председатель губкома Н. Копылов был освобождён от работы в Туле и командирован на Восточный фронт».
Интересно отметить то обстоятельство, что в 1918 г. туляков, будь то мобилизованные в Красную армию, или, добровольцы, отправляли на Восточный фронт, т.е. на Волгу, а не на Юг России.
На страницах книги П. Богданова упоминается Д. Соломенцев – председатель губревтрибунала, который в дальнейшем был назначен военным комиссаром Венёва. А так же называются имена первых тульских чекистов – Д. Прокудин, Д. Коптельцев, В. Ульянов, И. Белолипецкий, Д. Фомин, А. Чиненов.
В.Г. Чичерюкин-Мейнгардт
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/
Фото автора |