В многовековой истории человечества немало примеров, показывающих, что не только отдельная личность, но и целые сообщества обязаны вести постоянную и кропотливую работу по овладению, сохранению и приумножению всего того, что выделяет человека в богатейшем живом мире. Такая крайне важная, благородная работа продолжается всю жизнь, а начинается она с воспитания в раннем детстве, когда его плоды наиболее ощутимы. Малейшее ослабление усилий особенно при воспитании и тем более целенаправленное, преднамеренное пробуждение в сознании низменных чувств в ущерб здравому смыслу и разуму (когда, например, преследуется неблагочестивые политические цели) с поразительной быстротой ведут к неизбежной деградации человека: духовному опустошению, утрате культурных завоеваний, чудовищной дикости и агрессивности даже в цивилизованном обществе.
«Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих ближних», – сказал великий мыслитель древности Сократ.
Что же означает, казалось бы, всем понятное слово «воспитать» в современном представлении? В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова даны определения: воспитать – вырастить, дав образование, обучив правилам поведения, а воспитание – навыки поведения, привитые семьей, школой и средой, проявляющиеся в общественной жизни. Здесь же в качестве примера приведены словосочетания: «хорошее воспитание», «коммунистическое воспитание», –широко употребляемые в недалёком прошлом.
Коммунистическое воспитание было направленно для решения весьма соблазнительной и заманчивой задачи создания безбожного земного рая сначала в одной стране, а потом и во всём мире. И такая задача во многом была решена, правда, только для отдельных «уважаемых товарищей», партийных чиновников многочисленных звеньев власти. И решалась она предельно просто – за счёт честного и самоотверженного труда обманутого народа, оказавшегося в заблуждении по воле власть имущих. Материальное обеспечение по потребностям самозваных господ обеспечивалось чужим трудом – земное счастье для них делалось чужими руками.
Попытки найти изъяны в коммунистической идеологии и аргументировано обосновать её несостоятельность преследовались и жестоко наказывались вплоть до расстрела или лишения свободы. Однако это совсем не означает, что коммунистическое воспитание было совсем плохим. Но сама цель достижения светлого будущего посредством «коммунистических идеалов», как подтвердила недавняя история нашего отечества, оказалась утопией, и с приближением к ней «светлое будущее» удалялось всё дальше и дальше подобно миражу в жаркую летнюю погоду. Из многочисленных достоверных источников и архивных материалов известно: многие люди, захватившие власть и пытавшиеся с применением силы превратить коммунистическую утопию в реальность, в большинстве случаев не отличались образованностью, а в повседневной жизни совершали безнравственные деяния…
Более конкретный смысл слову «воспитывать» придаётся в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля, выдающегося русского писателя и лексикографа. В его представлении: воспитывать означает заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его. В этом кратком и содержательном определении названы нравственная цель воспитания и ранний возраст воспитанника, при котором оно наиболее благотворно.
С высоких трибун власти очень часто призывали и призывают воспитывать подрастающее поколение в духе исторически сложившихся традиций. Обращаясь к истории государства Российского, можно сказать: традиции русского народа формировались многими поколениями наших соотечественников. Самые достоверные сведения о них известны с конца X века, когда вместе с православным христианством на Русь пришла грамотность. В течение нескольких столетий вплоть до начала XVIII века «книжная премудрость» на Руси была по большей части духовной, а сами книги, преимущественно переведённые на русский язык, были богослужебными и нравоучительными. Реформы Петра Великого, проведённые в первой четверти XVIII века, открыли путь светской литературе – началась эпоха русского Просвещения.
До наших дней дошли уникальные произведения Древней и Средневековой Руси: «Поучение детям», написанное Владимиром Мономахом, великим киевским князем; «Поучение Григория, епископа Белгородского»; «Наставление отца сыну»; сборники: «Пчела», «Менадр», «Изречения Исихия и Варнавы»; «Слово Даниила Заточника» и другие. В этих весьма ценных произведениях содержатся назидания, наставления и полезные советы, составленные авторами с учётом богатейшего жизненного опыта. В них же есть и поучительные изречения, и афоризмы, взятые из Священного Писания, из творений отцов православной церкви и сочинений античных мыслителей. В середине XVI века вышел в свет свод правил и наставлений, замечательный памятник русской литературы. Он составлен при участии священника Сильвестра, служившего в Благовещенском соборе Московского Кремля и бывшего сподвижником Ивана IV Грозного, первого русского царя. В этом своде в понятной и доступной форме изложены основные правила поведения, главные принципы семейных отношений и налаживания хозяйственно-бытового труда. Приведем некоторые фрагменты из него.
– … Не отвергай всякого больного и бедного, нуждающегося и нищего, но приведи к себе домой и напои, накорми, согрей... А умершим своим родителям твори память…
– Старшим воздай честь и уважение, средних почитай как братьев, слабосильных и больных привечай любовью, младших же люби как собственных детей; не делай зла ни одному из созданий Божьих; славы суетной земной ни в чём не желай, но проси у Бога вечного блаженства; всякую печаль притеснения переноси кротко, не мсти обидевшим тебя и моли за тех, кто оскорбил тебя; не воздавай зла за зло, не осуждай согрешивших, но помни о собственных грехах. Не слушай злых советов и отвращайся от них; следуй тем, кто живет праведно, и их деяния запиши в своём сердце, и поступай так же, как они.
– Наказывай сына своего с молодости, и тогда успокоит он тебя на старости твоих лет и даст красоту душе твоей… Если же у тебя есть дочь, пусть будет тебе послушна, следи за нею, чтобы не посрамила тебя и непорочной вышла замуж.
– Дети, послушайте заповеди Господни: любите отца своего и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им по-божьи во всём. И старость их почитайте и немощность их, и печали, и болезни всякие от всей души несите на себе. Кто же даёт спокойную жизнь матери своей и угождает отцу своему, пребудет во блаженстве. Отчее благословение дом утвердит, и молитва матери избавит от всяческих несчастий…
– Всякую работу и всякое дело надо делать с молитвой и доброй беседой или же в молчании… А кто в еде, в питье и во всяком деле не чисто работает и во всяком мастерстве что украдёт или подменит, то и эти его дела будут неугодны Богу, и за всё то ответит он в день Страшного Суда…
– А если дарует Бог жену добрую, то такая жена дороже многоцветного камня, и она делает мужу всё, что идёт во благо ему… И она подобна кораблю, совершающему приобретения множества товаров, собирает в себе богатство… Жена, которая честна по отношению к своему мужу, во-первых, будет благословенна, ибо выполняет Божию заповедь, и, во-вторых, достойна людской похвалы.
– И следует и самому себе всегда помнить, и жену, и детей, и домочадцев своих учить: не красть, не лгать, не клеветать, не завидовать. Не обижать, не оговаривать, не прельщаться на чужое добро, не осуждать кого-либо, не пьянствовать, не высмеивать ближних своих, не помнить зла, не гневаться ни на кого, старшим быть послушными и покорными, к средним относиться с любовью, к младшим и больным – приветливым и милостивым…
Эти нравоучительные правила и принципы в течение столетий были главными духовно-нравственными ориентирами для многих поколений воспитанных людей. Они изучались в начальных классах школы. Ими непременно руководствовались заботливые родители при воспитании своих любимых детей в повседневной жизни.
В отдалённом и недалёком прошлом предпринимались попытки насадить искусственные ценности, противоречащие самой природе человека. А истинные ценности стали растворяться в безбрежном океане человеческих пороков. И некоторые люди потеряли способность распознавать духовное и склонность к его восприятию. «Из этой способности и из этой склонности исходили все великие воспитатели рода человеческого. Это было то, что имел в виду Платон, трактуя земную очевидность как «припоминание» предвечно созерцаемых человеческих идей», – утверждал профессор Московского университета И.А. Ильин, один из наиболее видных представителей русской философской мысли. По его мнению, главная, высокая задача воспитателя – как можно раньше зажечь детскую душу лучом божественного света, чтобы очнулась она от своего блаженного сна ночи навстречу благословенному дню… Как можно раньше надо приобщить ребёнка к этому божественному счастью на земле, пока ему неведомы ещё ни горечь жизни, ни боль его души; пока он полон естественной доверчивости к миру и пока радость в нём бьет ключом.
«Воспитать ребёнка – значит делать его ум и нрав возвышеннее, значит вести его к нравственным вершинам»,– сказал французский писатель Андре Моруа…
Двойственная природа человека, его духовное растление и стремление вырваться из мрака человеческих предрассудков, свойственна нашему современнику и с большим поэтическим мастерством отражена в замечательном стихотворении «Наш век» Ф.И. Тютчева, выдающегося русского поэта.
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушён,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он.
И жаждет веры… но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня». – Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..
Наши современники чаще всего отчаянно тоскуют о родном доме, о потере работы, об утрате имущества. Переживают о житейских и семейных неудачах. Страдают от болезней и разлуки со своими родными и близкими. Скорбят и плачут, погребая их. Льются слёзы людские, слёзы неистощимые, слёзы печали и горя. Сколько слёз пролито и проливается во время разрушительных войн! Всегда и везде льются слёзы. Но страдающих и страждущих, скорбящих и плачущих всё плотнее окружает равнодушие и безразличие.
По мнению архиепископа Луки, не всяким слёзам обетовано утешение. Есть слёзы злобы, ненависти, униженной гордости. Много слёз от неудовлетворения человека мирским богатством. Много слёз от того, что рушится безрассудный план жизни, начертанный по легкомыслию самим же человеком. Эти слёзы противны, и надежды плачущих на утешение не богоугодны. Больше всего и чаще всего плачут люди от страданий телесных и душевных. Плачут тяжелобольные от боли телесной, подчас невыносимый. Плачут люди от боли душевной и тяжкой скорби. Плачут обездоленные и слабые, сироты и вдовы, плачут немощные, попранные сильными. Господь всех любит, всем сострадает. Он примет эти слёзы и осушит их. Есть и другие слёзы, совсем иной природы. Это слёзы людей чистых, с глубоко чувствительной совестью, слёзы о самих себе от сознания своего недостоинства перед Богом, слёзы раскаяния и покаяния. Эти слёзы самые угодные Богу, и к ним относятся обетование Божие: «блаженны плачущие, яко тии утешатся». Есть слёзы ещё более высокого порядка, слёзы святых, которые льются беспрестанно и составляют сущность жизни святых, ибо основа святости – нищета духовная.
Современное общество переживает страшное потрясение – его захлестнула глобальная волна невежества и безнравственности, по своей разрушительной силе значительно превосходящая мощнейшую природную стихию, одна из которых обрушилась не так давно на Юго-Восточную Азию. Если эта стихия за считанные минуты смела с лица земли острова, города и поселения и унесла более 200 тысяч жизней, то волна невежества и безнравственности наносит гораздо больший ущерб человечеству: убивает самое дорогое в человеке – его душу.
Одна из возможных причин случившейся природной стихии в Юго-Восточной Азии скрывается не только в сложнейших, трудно объяснимых естественных процессах тектонической активности Земли, но и в легкомысленных и неосознанных действиях людей, по воле которых проводились наземные и не менее опасные подземные испытания мощного ядерного оружия. Взрыв атомной бомбы возбуждает сильную сейсмическую волну, способную распространяться на огромные расстояния и нарушать естественную тектоническую активность, что даже через продолжительное время, через годы и даже десятилетия может спровоцировать внезапное сильное извержение вулкана громадной разрушительной силы. Вероятность такого извержения была бы значительно меньше, если бы испытания ядерного оружия не проводились. Очевидно и другое – до испытаний дело не доходило бы, если бы испытатели и прежде всего их повелители владели фундаментальными знаниями о природе, то есть были свободными от невежества. И если бы они были воспитанными на любви к ближнему своему и внутренне свободными от намерений совершить действия, наносящие непоправимый ущерб природе и человечеству.
Многим людям, нашим современникам предстоит сделать смелый и решительный шаг, чтобы понять, что плотные тучи равнодушия и безразличия сами по себе не рассеются – нужна сила воли, нужно усердие и повседневная кропотливая работа над собой. Необходимо сделать ещё один осознанный шаг, дабы вырваться из тумана заблуждений и подняться над облаками легкомыслия и предрассудков, и глубоко осознать и всем сердцем почувствовать, что единственный путь спасения человечества от многих бед заключается в духовно-нравственном воспитании и образовании. Этот светлый путь, проверенный веками, спасает человека от грехопадения и горьких слёз, от телесных и душевных страданий. «Воспитание – дело совести; образование – дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида дополняют друг друга», – утверждал французский писатель Виктор Гюго.
Для воспитанных и образованных людей не нужно придумывать и изобретать законы, как правило, ограничивающие свободу человека. «Законы бесполезны как для хороших людей, так и дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше», – утверждал философ Демокрит. Духовно-нравственное воспитание и образование порождают самое дорогое – внутреннюю свободу человека творить добро и совершать благородные дела. Порождают и свободу от всего того, что возбуждает в человеке низменные чувства. Богатый духовно-нравственный потенциал способен вывести человечество на цивилизованный путь развития, а великую Россию на путь духовного возрождения и созидания.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018. – 416 с.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.
Карпенков С.Х. Экология: учебник в 2-х кн. Кн. 1 – 431 с. Кн. 2 – 521 с. М.: Директ-Медиа, 2017.
Степан Харланович Карпенков
Русская Стратегия
http://rys-strategia.ru/ |